Цель: формирование у учащихся уважительного отношения и любви к семье и родителям;
Задачи:
формирование навыков правильного выхода из конфликтной ситуации;
расширить представление детей о том, что такое конфликт, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье;
способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Конфликты между детьми и родителями"»
Конфликты между детьми и родителями.
Цель: формирование у учащихся уважительного отношения и любви к семье и родителям;
Задачи:
формирование навыков правильного выхода из конфликтной ситуации;
расширить представление детей о том, что такое конфликт, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье;
способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие ребята! Когда – то, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он находит свою вторую половинку. Например, парень начинает дружить с девушкой. Каким вы видите дальнейшее развитие их отношений?
Дружба
Уважение
Привязанность
Любовь
Создание семьи.
Из дружбы вытекает уважение, из уважения любовь, а любовь двух людей ведет к созданию семьи.
Для каждого слово “семья” имеет особое значение, “семья” - это наша крепость, это родные люди, которые всегда поддержат и помогут.
Когда мы произносим это слово, у каждого возникают разные ассоциации.
- Как вы понимаете слово “семья”?
- Что возникает у вас в воображении, когда вы его произносите?
Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем, иногда не достает житейской мудрости. И часто бывает так, что конфликты в семье создаете вы. Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это нередко приводит к непониманию, столкновению мнений и к конфликтам.
- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово - конфликт? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, и т.п.)
- Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.
- Могут ли люди обходиться без конфликтов?
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни… Но всякий конфликт можно решить мирным путем. Вот и сегодня мы постараемся найти верные решения конфликта родителей и детей.
- Случалось ли вам вступать в конфликт с родителями?
- Кто первым в такой ситуации шел на мировую: вы или родители?
- Понимают ли вас ваши родители?
- Что чаще становится причиной конфликтов?
- Но всегда ли неизбежен конфликт?
- Можно ли его избежать?
- Что для этого можно сделать?
- Какую линию поведения нужно избрать?
Давайте посмотрим, как это бывает в жизни?
Проблемная ситуация «На приеме у психолога»
Сейчас мы проведем с вами игру «На приёме у психолога». Для этого вам нужно выбрать двух участников на роль мамы и дочери.(поступим следующим образом … выберите одного представителя своей группы)
Рассказывает ситуацию, мама.
Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Вот что рассказала Даша.
Даша. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
Интерактивная беседа
Вот такие пациенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:
хорошо ли все чувствуют себя в семье Даши?
можно ли назвать их семью счастливой?
Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?
Из-за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?
Примерные ответы детей:
Трудный возраст дочери.
Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.
Успеваемость, учеба.
Лень, неаккуратность.
Придирчивость родителей.
Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.
Даша конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
Примерные ответы детей:
Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.
Получить паспорт, участвовать в выборах президента.
Делать, что тебе захочется.
Делать не то, что хочешь, а то, что должен.
Иметь много обязанностей.
Жить по правилам, выполнять все законы.
Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Даша хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.
- К какой категории детей относитесь вы?
- Поднимите руки те, кто считает себя конфликтным ребенком…
- А сейчас поднимите руки те, кто умеет находить контакт с родителями…
- Бывают ли в вашей семье такие конфликты?
- Как вы их решаете?
«Способы выхода из конфликта»
Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? (На слайде написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации.)
а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уход от конфликта (уклонение);
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
«Если бы психологом был я...»
Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Дашей. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали?
Примерные ответы детей: Даша выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.
Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.
Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.
Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.
Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.
Диалог матери и дочери.
Сейчас разыграем сценку действующие лица мать и дочь.
Дочь собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.
Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка «Пальто не одену».
Мать:(на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»
Девочка:(на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»
Мать:(на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»
Девочка:(крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»
Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, девочка будет чувствовать себя униженной и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и школу. Возможно, она и наденет пальто, но выйдя из дома она его снимет. Если же выигрывает девочка, мать остается не в духе. Она может начать "пилить" отца, которому наплевать на поведение дочери... Короче, день у нее наверняка сложится скверно.
Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.
Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».
Девочка «Пальто не одену».
Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы обе не хотим, чтобы ты простыла?» –
Девочка кивает.
Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»
Девочка: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»
Мать: «Прекрасная мысль».
На этом инцидент исчерпан, у мамы и дочери прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обеих сложится хорошо.
Заключительное слово
Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.
Чтобы избежать конфликтов, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к родителям так, как хотел бы ты, чтобы они относились к тебе».
А что мы можем сделать сейчас, пока мы еще дети? Стараться сохранить хорошие добрые отношения со своими родителями.
А теперь мы проведем заключительный блиц-опрос: Вы берите из предложенных на слайде фраз одну – наиболее раскрывающую ваше сегодняшнее состояние и попытайтесь ее продолжить.
Мои отношения с родителями станут лучше, если...
Моих родителей можно перевоспитать, для чего...
Я больше не буду ссориться с родителями из-за...
Нельзя допускать в отношениях с родителями...
Родители никогда не должны...
Идеальными родителями я считаю...
Главное в доме – атмосфера, его особый уклад отношений, умение помогать друг другу, утешать и радоваться.
Видите, как легко решать конфликтные ситуации вместе, помогая и советуясь, друг с другом. Здорово все-таки, что вы с вами вместе, тоже своеобразная большая школьная семья. Я желаю, чтобы в ней всегда царил мир. Спасибо за классный час!