Клубный час
« С кем дружит ель».
Цель:
Знать: о праздничной новогодней традиции её последствиях губительно отражающихся на природе леса; внешние особенности деревьев зимой.
Уметь: логически мыслить, анализировать, делать выводы.
Оборудование: большой рисунок с изображением ели, ёлочный шар, раздаточный материал, гербарии.
Ход занятия.
Начнём наше занятие со стихотворения И. М. Новиковой «Осенние заботы»
Наступают холода
Приближается зима
И торопятся хозяйки
Сделать важные дела.
Холод в дом не пустить
Окна, двери утеплить
Приготовить шубы шапки
И перчатки не забыть.
Но совсем как у людей,
Белка шубу поменяла,
Стала серенькой теперь.
Все шерстинки и пушинки
Собрала в своё дупло,
Белка домик утеплила –
В нём и сухо и тепло!
У лисы – плутовке рыжей
Тоже шуба хороша,
Мех густой пушистый вырос,
Не замёрзнет в нём лиса.
Приоделась и куница,
Зайца вовсе не узнать.
Захотелось и волчице
Шубку новую достать.
- Ребята, приближается зима. Скажите, по каким признакам мы определяем, что наступает зима?
- Продолжается ли активная жизнь животных?
- Как они приготовились к зиме?
- А как растения приготовились к зиме?
- А как зимующие птицы? Чем мы можем помочь птицам зимой?
Вывод: много обитателей в зимнем лесу, но почти все они продолжают вести активную жизнь.
2. Сообщение темы занятия .
-На сегодняшнем занятии мы поговорим о лесе.
-Тема нашего занятия «С кем дружит ель».
-Начнем с игры «Нарядим елку».
-Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадками украшать елку.
1) Белая морковка зимой растет?
(сосулька)
2) В огне не горит, в воде не тонет.
(лед)
3) Белое покрывало на земле лежало, лето пришло - оно все сошло.
(снег)
4) Старик - шутник. Стоять на улице не велит, за нос домой тянет?
(мороз)
5) Жил я по среди двора
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
превратился я в ручей.
( снеговик)
-Вот какая нарядная елка у нас получилась. -Какой праздник она приведет?
3. Сообщение учителя о Новом годе.
-Чудесный праздник Новый год! Под Новый год загораются огоньки елок, приходят к
детям с подарками Дед Мороз и Снегурочка..
-Наш обычай зажигать на Новый год елочные огни пришел из далеких времен. И
родился он не у нас, в России, а у древних обитателей Англии и Германии. В те
далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали
возле нее костры и пели, плясали, веселились.
-В России после указа Петра-1 с 1700 года новый год стал начинаться с 1 января -
это было удобнее при новых обширных связях с Европой.. Мы все любим, зиму ,и
особенно мила нам нарядная елка.
-Как вы думаете, сколько елочек и сосенок надо срубить, чтобы каждый желающий
мог нарядить ее дома к празднику?
( Для города миллионера примерно 250-300 тысяч деревьев).
Для этого надо вырубить огромные площади хвойных лесов. Что произойдет тогда?
(Люди нанесут огромный вред всему живому).
4. Работа по рисунку.
- Рассмотрите рисунок .Кто изображен на нем? Знакомство с птицей королек.
На голове у нее желтая полосочка, как корона, поэтому ее и назвали королек. -Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие
5. Работа с раздаточным материалом.
Составьте картинку. С кем дружит ель?
-Есть ли лишние животные? Назовите их.(лягушка, синица).
-Но ель не только дает пищу и укрытие, здесь зимой зарождается жизнь.
6. Сценка.
Дятел: Чего ты клест визжишь, обидели тебя что ли?
Клест: Да нет, дятел, это я радуюсь.
Дятел: Нашел время радоваться.
Клест: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до
чего же хороши!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они же замерзнут!
Клест: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха - мать греет их вроде печки. Им
тепло и сытно, а от моей песенки еще веселее.
-Поему у клеста птенцы выводятся зимой? (в это время для клестов много корма.)
7. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в сторону, вперед
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом ,
Приглашая нас в свой дом..
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс
Там послушаем рассказ.
-Учитель: Красота ели и сосны привлекает людей в это время года. Вспомните,
сколько дней стоит у вас елочка?
-А как вы поступаете с ней после праздника? А расти ей надо десятки лет.
-Прочитайте текст на странице 111.
Учитель показывает искусственную елочку.
8. Как узнать зимой деревья?
-Какое дерево наряду с елью ставят в домах? (сосна).
-Ель, сосна - к каким деревьям они относятся? (к хвойным).
-Почему? Как отличить ель от сосны? (по стволу, расположению ветвей, иголкам,
шишкам).
9.Разгадывание кроссворда по листьям деревьев.
- Какое слово получилось? (Береги)
Вывод: все деревья обязательно нужно беречь, потому что леса – лёгкие нашей планеты. Они очищают воздух от вредных веществ и дают нам кислород.
- Как вы можете беречь деревья ( не ломать ветки, сажать саженцы).
- Какой вывод вы сделали для себя о новогодней ёлке?