Просмотр содержимого документа
«Классный час "День славянской письменности и культуры"»
День славянской азбуки
Цели: знакомство ребят с историей русской письменности; воспитание уважения к подвижникам, мудрецам, людям науки.
Оборудование: славянский алфавит; стенд с книгами о славянской письменности; портреты Кирилла и Мефодия; музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Звучит русская народная песня «Москва златоглавая». или
Звучит Колокольный звон
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости! Начинаем наш праздник славянской письменности и культуры.
Чтец 1.
По широкой Руси — нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Чтец 2.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Чтец 3.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Чтец 4.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Все(хором). Мы - славяне!
Чтец 5.
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне — россияне,
Издревле, кто вы?
Все(хором). Мы - славяне!
Ведущий 1 (показывает свиток). И придумали Кирилл с Мефодием буквы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? (Кириллицей)
Ведущий 2. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей)
Ведущий 1. Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Напоминают)
Ведущий 2. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди... Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.
Входят буквы Аз и Буки.
Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Аз!)
Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)
Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки)
Буки. Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)
Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука)
Ведущий 1. Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.
ПЕСНЯ АЗБУКА КАЖДОМУ НУЖНА
Ведущий 2. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!
Веди. Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю.
Ведущий 1.
Hy тогда слушай мою загадку.
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Березы)
Ведущий 1.Молодец! Белоствольная нежная берёзка с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию.
Веди.я знаю СТИХ-Е про березку
Люблю берёзку русскую То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую. Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнётся, но не ломится!
Ведущий 2. Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Глаголь. Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь.
Ведущий 1. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? (Говорить)
Ведущий 2. Верно, глаголить - значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая Глаголь, надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Дети: Матрёшка. ПЕСНЯ МАТРЕШКИ
Ведущий 1. Смотрите, к нам спешит еще одна буква!
Добро. Добрый день, дети! Меня зовут Добро.
Ведущий 2. Какое у тебя хорошее имя! Доброта — лучшая черта характера человека.
------------------------------------------- Даже если дождь с утра – ЧЕРНОВ Нет причин печалиться! Делай добрые дела – Грусть сама отвадится! Помоги по дому маме: Пол в квартире подмети. Помоги скорее папе: Плоскогубцы принеси. Улыбнись сестренке Маше! Это тоже ведь добро. Станет мир прекрасней, краше! Станет в комнате светло!..
Ведущий 1. А к нам из азбуки идет новая гостья!
Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди.
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
ПЕСНЯ «Будьте добры!»
Ведущий 2. Знакомьтесь, к нам идет новая буква!
Мыслете. Здравствуйте, дети! Меня зовут Мыслете.
Ведущий 1. Какая мудрая буква к нам пришла!
Мыслете. Я принесла вам загадки. Отгадайте их.
Сидел на заборе, пел да кричал,
А как все собрались, взял да замолчал. (Петух)
Сто один брат, все в один ряд.
Вместе связаны стоят. (Забор)
Катался колобком,
Пока не стал носком. (Клубок)
Три братца пошли купаться,
Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло)
Четыре брата бегут —
Друг друга не догонят. (Колеса)
Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая. (Зима, весна)
Ведущий 1. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
Чтец 1.
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них —
Буква рычащая.
Рцы. Здравствуйте, дети! Я буква Рцы.
Недаром я собой горжусь,
Ведь — я начало слова «Русь».
Чтец 2.
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата,
Значит, будет жить она. ТАНЕЦ ВАРЕНЬКА 5 А
Ведущий 2. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
Ведущий 1 Святые братья Кирилл и Мефодий создали письменность, чтобы славянские народы стали грамотными, чтоб книжная мудрость стала основой письменности и культуры. Теперь древнерусский язык принадлежит истории России, а его первооснова – церковно-славянский язык – это язык вечности.
Звучит гимн «Слава вам, братья, славян просветители».
Ведущий 1. 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку. Буквы РАЗДАТЬ
Чтец 1.
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову — речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Чтец 2.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Чтец 3
Мы Отчизне верно служим,
Ты — один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине твоей!
Чтец 4
Ждет тебя за труд награда —
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Чтец 5
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Чтец 6
Вспоминай их добрым словом —
Слава им, борцам суровым...
Все (хором).
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости! У нас сегодня замечательное событие: мы закончили первый класс. Все мы немного волнуемся. Сегодня у нас необычный день - день прощания с первым классом. Кажется, совсем недавно вы пришли в нашу школу, держась за руки мам. Но вот пролетел год. Вы многому научились за это время, прочитали немало книг, провели много интересных дел, крепко подружились. Трудным был первый класс-первая ступенька на лесенке знаний. Трудным как для вас, так и для ваших родителей. Но все вы достойно справились с поставленной задачей. И я от всей души поздравляю вас с первой победой!
Этот год останется в памяти каждого из нас, как самый волнующий, трудный, но самый радостный и интересный год. А еще он запомнится потому, что первый.