Разработка классного часа на тему: "День славянской письменности и культуры"
Разработка классного часа на тему: "День славянской письменности и культуры"
Сформировать у учащихся представление о истории появления славянской письменности, раскрыть происхождение славянской азбуки, роль просветителей Кирилла и Мефодия, показать значение письменности в жизни общества в целом и в жизни отдельного человека, воспитывать любовь и уважение к родному языку и другим языкам мира. Рассказать о интересных моментах из жизни Кирилла и Мефодия. В работе описывается история появления праздника "Дня славянской письменности и культуры" и его значение в жизни государства, также описывается жизнь просветителей равноопостольных Кирилла и Мефодия. В работе приведена древняя молитва служащая для запоминания азбуки, а также в работу включена постановка сценки из жизни святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа на тему: "День славянской письменности и культуры" »
Муниципальное образовательное учреждение
«Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №2»
Пронского района Рязанской области
Разработка классного часа на тему:
«День славянской письменности и культуры»
Классный руководитель 5 А класса, учитель биологии и экологии
I квалификационной категории
ГОРЮШКИН СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Адрес опыта: сайт школы shrola2.08 (e-mail: serg.garyoushkin@yandex.ru)
Новомичуринск 2014 год
Цель: раскрыть происхождение славянской азбуки, роль просветителей Кирилла и Мефодия, показать значение письменности в жизни общества в целом и в жизни отдельного человека, воспитывать любовь и уважение к родному языку и другим языкам мира.
Оборудование: плакаты с буквами славянской азбуки, портреты Кирилла и Мефодия, транспаранты с пословицами, высказываниями о русском языке, «древние» свитки; костюмы для композиций и постановок. В качестве экспозиции организовать выставки старинных книг, снимков древних рукописей.
Введение
Учитель: 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры. В этот день чествуют святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создавших в IХ веке славянскую азбуку, открывших благодаря своему духовному подвигу, новую культурную эру для многих народов Европы. Напомню, что до Кирилла и Мефодия в Восточной Европе не только не существовало литературы на славянском языке, само христианское богослужение могло осуществляться лишь на еврейском, греческом или на латыни. Сегодня кириллица является азбукой не только для славянских народов. Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
В России праздник был возрожден в 1985 г. и отмечается ежегодно 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. День славянской письменности и культуры празднуется в России повсеместно, но центральным местом проведения праздника избирается определенный российский город, в связи с особыми юбилейными событиями, происходившими в назначенной области.
По своему культурному значению создание славянской письменности сравнимо с крещением Руси. Русский язык и русская культура стали родны ми для сотен миллионов людей разных национальностей . Русский язык открывает нам доступ к великой русской культуре с ее непревзойденной литературной классикой, представленной именами: Толстого, Пушкина, Достоевского, Чехова, десятков других писателей мирового уровня.
Славянские апостолы Кирилл и Мефодий с учениками.
Фреска монастыря "Святой Наум", находящегося у Охридского озера на Балканах.
Ведущая: История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в Х-XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по старому стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия — 6 апреля, в дни их сме и.
Кирилл и Мефодий были родные братья, происходили от солунского вельможи.
Ведущий: Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры.
Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.
Кирилл (до монашества Константин) воспитывался при константинопольском дворе, вместе с малолетним императором Михаилом III (855-867); у знаменитого Фотия он учился словесным наукам и логике, потом слушал философские и математические науки, а когда, наконец, вступил в духовное звание, был библиотекарем и исправлял должность учителя философии.
Кирилл.
Фрагмент памятника Кириллу и Мефодию в Мурманске
Мефодий, после домашнего воспитания, поступил в военную службу и несколько лет был правителем в одно слвяно-греческой области, а потом оставил свет, и, удалившись с братом своим на Олимп, проводил там время в посте и молитвах. В 858 году император отправил обоих братьев для проповеди слова Божия хазарам, они отплыли на корабле в Херсонес, сопредельный с хазарскою областью, и оставались там на некоторое время, для изучения языка хазарского; здесь же Кирилл изучал и жидовские книги для прения в вере. Самарянин, живший по соседству со святыми братьями, принес свои книги Кириллу, желая испытать его мудрость; блаженный, хотя и не мог разуметь их, но, уповая на Бога, заключился в своей храмине, и, став на молитву, испросил у Господа дух ведения языков, данный некогда апостолам, после чего свободно начал читать самарянские книги; изумился самарянин, видя это чудо, и воскликнул: «Во истину, верующие во Христа приемлют и благодать св. Духа!» после чего, вскоре крестился.
Мефодий.
Фрагмент памятника Кириллу и Мефодию в Мурманске
В Херсонесе св. Кирилл нашел Евангелие и псалтырь, русскими письменами написанные, и нашелся человек, знающий русский язык, через которого св. философ познакомился с русскою азбукой и, сотворив молитву к Богу, начал к удивлению многих, свободно читать и изъяснять русские книги. Еще будучи в Царьграде св. Кирилл слышал о мощах священномученика Климента, епископа Римского, сокрытых издавна на дне морском: по молитве св. Кирилла и епископа Херсонесского Георгия, мощи св. Климента были обретены и с честью положены в церкви 12 апостолов в Херсонесе; часть мощей св. братья получили себе в благословение для чествования вне Тавриды. Между тем воевода хазарский окружил Херсонес своими полчищами, и гражданам угрожала большая опасность; тронутый их мольбами св. Кирилл отправился во вражеский стан и своею проповедью обратил хазарского князя ко Христу.
На обратном пути святого из стана напали на него дикие Угры, покушаясь убить, но святой нисколько не устрашился их и не прерывал своей молитвы; изумились Угры спокойствию человека Божия, начали ему кланяться и просить прощения. В Херсонесе, однажды вечером святые братья были у архиепископа и св. Кирилл обратился к нему с просьбою: «Помолись, отче, обо мне, как бы мог молиться обо мне родной отец»; некоторым из присутствовавших там слова святого показались, странны, тогда спросили его наедине, почему он предложил просьбу в таких выражениях, на что Кирилл отвечал: «Завтра утром архиепископ оставит нас и отойдет к Господу»; предсказание святого сбылось, архиепископ на утро скончался. Из Херсонеса святые братья, сев на корабль, отплыли на Меотийское озеро, в пределы хазар, где были приняты с великою честью и имели препирательство о вере с хазарскими мудрецами.
На обратном пути от хазар шли по южному берегу Тавриды, и дорогою узнали, что жители города Фуллы суеверно чтут большой дуб сросшийся с черешнею, и совершают пред ним жертвопрношения; тогда философ отправился к жителям Фулы, увещевал их оставить обычай неразумного чествования, представляя пример, что греки кланялись лучшим тварям, небу и земле, и за то пошли в вечную муку; тогда жители вразумились мудрыми речами святого. И в его присутствии срубили дерево и с корнем сожгли.
По возвращении в Константинополь из этой миссии, святые братья были посланы для той же цели к славянам в Моравию, где составили славянскую азбуку, перевели книги св. писания и научали народ Христовой вере на славянском языке, на котором совершали и богослужение, что не было приятно ни немецким епископам, ни епископу Римскому Николаю, который потребовал Кирилла и Мефодия в Рим; тогда они отправились к епископу римскому с частью мощей св. Климента, но не застали Николая в живых, а новый епископ, Адриан II, принял их благосклонно и одобрил службу славянскую: часть же мощей св. Климента, была торжественно встречена папою Адрианом со всем духовенством и гражданами Рима, потом положена в церкви св. Марии.
Св. Кирилл скончался схимонахом в Риме, на 42 году жизни 14 февраля 869 года, погребен в храме св. Климента, а Мефодий возвратился к славянам; возникшие междоусобия в Моравии заставили его со своими учениками удалиться в Паннонию; паннонский князь Коцел принял Мефодия весьма благосклонно и испросил ему от епископа римского сан архиепископа паннонского. Немецкие епископы, желая повредить славе и благотворным трудам св. Мефодия, донесли Адриану I, что не исповедует он происхождения св. Духа «и от Сына» и распространяет славянскую службу. Адриан, запретив славянское богослужение, вызвал св. проповедника в Рим, – Мефодий явился, и оправданный на римском соборе возвратился с прежними правами в Моравию, где скончался среди апостольских трудов 6 апреля 885 года. Церковь совершает память св. Кирилла и Мефодия 14 февраля и 11 мая.
Кирилл подобием: стар, сед вельми, брада аки Василия Кесарийского, на концы подвоилась, риза крестечная, исподняя санкирия, во омофоре, в руках Евангелие. Нецыи же пишут: ризы преподобнические и в схиме, в руках книга разгнутая, а в ней написана русская азбука: А.Б.В.Г.Д. и прочие
Ведущая Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году в Российской империи было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
(Слово ведущего заканчивается рассказом об «Азбучной молитве». Эта молитва считается одним из самых ранних славянских стихотворений и представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянской азбуки.)
Аз сло́вом сим молю́ся Богу: Бо́же, всея́ твари́ Зижди́телю, Ви́димым и неви́димым, Го́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго, Да вдохне́т в сердце́ ми сло́во, Еже бу́дет на успе́х всем, Живу́щим в за́поведех Ти. Ѕело́ бо есть свети́льник жи́зни Зако́н Твой, свет стезя́м, Иже и́щет ева́нгельска сло́ва І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти. Ко креще́нию обрати́шася вси́, Лю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще, Ми́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́. Но мне ны́не простра́нно сло́во даждь, О́тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше, Прося́щему по́мощи от Тебе́. Ру́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно, Си́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́. Ты бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши. Упова́ние всех конце́в земли́. Фарао́на мя зло́бы изба́ви, Херуви́мску ми мысль и ум даждь. Ѡ, Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́. Целому́дренно да начну́ писа́ти Чудеса́ Твои́ преди́вные зело́, Шестокрыла́тых си́лу восприиму́. Ще́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя, Ѣ́вным сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́, Ю́же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом, Ѧзы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху, Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва от всея́ тва́ри и дыхания от вся ве́ки и наве́ки. Аминь
Молитва была составлена для лучшего запоминания азбуки. На основе первых славянских букв и возник наш современный русский алфавит.
Чтец: Великий день Кирилловой кончины — Каким приветствием сердечным и простым Тысячелетней годовщины Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами, Как не словами, сказанными им, Когда, прощаяся и с братом, и с друзьями, Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…
Причастные его труду, Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений, И мы, и мы его тянули борозду Среди соблазнов и сомнений.
И в свой черед, как он, не довершив труда, И мы с нее сойдем и, словеса святые Его вспомянув, воскликнем мы тогда: «Не изменяй себе, великая Россия!
Не верь, не верь чужим, родимый край, Их ложной мудрости иль наглым их обманам, И, как святой Кирилл, и ты не покидай Великого служения славянам». (Ф.И. Тютчев)
Сценка
(Постановка сценки из жизни святых Кирилла и Мефодия является важной содержательной частью урока. Действующие лица: Св. Кирилл, Св. Мефодий, Климент Охридский, ученик святых братьев, Михаил, царь греческий, славянский посол.)
Климент: Я, Климент Охридский, ученик святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских, расскажу вам житие сих великих мужей. Бог, милостивый и щедрый, желая покаяния человеческого, во все годы и времена не перестает творить нам многую милость как изначально, так и ныне: сначала через патриархов и отцов, после них через пророков, а после через апостолов и мучеников, и праведных мужей, и учителей, избирая их от этой многомятежной жизни. Как сделал и для нашего поколения, воздвигнув нам таких учителей, которые просветили народ наш, ибо ум наш омрачен был слабостью, а еще более — хитростью диавола, и не хотели мы ходить в свете Божиих заповедей. Житие же учителей, хоть и кратко рассказанное, показывает, как все было, чтобы тот, кто хочет, услышав это, стал подражать им, принимая бодрость и отметая леность.
Мефодий: Я. Мефодий и брат мой Константин, в пострижении названный Кириллом, родились во граде Солуни. Отец наш был муж богатый и доброго рода, по имени Лев. И имел он сан военачальника. Был же благоверен и праведен, храня все заповеди Божии. И было нас семеро детей. Я — старший, а самый младший — Константин.
Климент: Было Константину семь лет, когда увидел он сон.
Кирилл: Брате мой, видел я сон: стратиг наш, собрав всех девушек града, сказал мне: «Избери себе из них любую в супруги на помощь тебе». Я же, рассмотрев и разглядев всех, увидел одну прекраснее всех, с сияющим ликом. Я ее избрал. Имя же ее было София, то есть мудрость.
Мефодий: Однажды вышел Константин в поле на охоту, взяв с собой своего любимого ястреба, и когда пустил его, поднялся ветер, подхватил ястреба и унес. Константин же с того времени впал в уныние и печаль и два дня не ел хлеба.
Климент: Так Бог, милостивый человеколюбием Своим, не желая, чтобы Константин привык к мирским делам, легко уловил его. Размыслив в душе о суетности жизни этой, Константин покаялся, говоря:
Кирилл: Такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу.
Мефодий: И взялся Константин за учение, уча напамять книги святого Григория Богослова. И овладел всей грамматикой, и за иные взялся науки, учился же и геометрии, и диалектике, и всем философским учениям, и риторике, и астрономии, и музыке, и так изучил их все, как ни один из учеников, так как скорость в нем с прилежанием слились, помогая одна другой.
Климент: И еще больше, чем способность к учению, проявлял он кроткий нрав: с теми беседовал, с кем это было полезно, уклоняясь от тех, кто склонен к кривым путям. И известен стал всем Константин как самый мудрый философ христианский, и называть его стали Константин Философ. А Мефодий, старший брат его, правил в это время славянским княжеством, как будто предвидя, что пошлет его Бог к славянам как учителя и первого архиепископа, чтобы научился он всем славянским обычаям.
Мефодий: Когда же провел я в том княжении много лет и увидел беспорядочные волнения этой жизни, сменил стремление к земной тьме на мысли о Небе и, найдя удобное время, пошел на Олимп, где живут святые отцы, постригся и облекся в черные ризы, и повиновался с покорностью, и исполнял все правила монашеской жизни, отдаваясь чтению книг.
Климент: И случилось в те дни, что Ростислав, князь славянский, послал из Моравии послов к греческому царю Михаилу.
Посол: Мы, Божию милостию, здоровы, и вот пришли к нам учители многие от итальянцев, и от греков, и от немцев, и учат нас по-разному, а мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который нас наставит всякой правде.
Михаил: Слышишь ли, философе, эту речь? Никто другой не сможет этого сделать, кроме тебя. Знаю,что ты утомлен, но подобает тебе туда идти, взяв с собой брата игумена Мефодия.
Кирилл: Тело мое утомлено и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка.
Михаил: Дед мой Михаил, и отец мой Феофил, и иные многие искали их и не обрели, как же я могу их обрести?
Кирилл: Кто может написать на воде беседу? Как же без букв?
Михаил: Но если ты захочешь, то может тебе дать их Бог, что открывает стучащим и дает всем, кто просит с верою.
Климент: И пошли Константин и Мефодий, и с иными помощниками и стали на молитву. И явил Бог философу славянское письмо. И сложил Константин письмена, и стал писать слова Евангелия.
Кирилл: (Чтение Евангелия от Иоанна: «В начале было слово, и слово было к Богу…» на церковно-славянском языке.)
Климент: И собрали Константин и Мефодий учеников своих, и стали их учить. И перевели они книги Священного Писания и весь церковный чин, и научили их и утрени, и часам, и обедне, и вечери, и повечерию, и тайной молитве.
Посол: И не только наш князь Ростислав с моравами получил славянскую грамоту, но и Коцел, князь паннонский, возлюбил славянские буквы и научился им, и дал учеников, чтобы научились. И начало сильно расти в славянских странах учение Божие, и крестились у Мефодия чешский князь Боривой с супругой своей Людмилой.
Климент: И отверзлись, по пророческому слову, уши глухих, чтобы услышали слова книжные, и ясна стала речь косноязычных. А Константин облекся в святой иноческий образ и стал именоваться Кириллом. И возрадовались славяне, и возблагодарили Бога, что Господь Бог даровал им письмена, чтобы могли они славить Бога на родном языке.
(После сценки выходят все участники.)
Заключение
Все вместе: (Гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.) Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые: Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил!
Чтец: Нас всех, собравшихся на общий праздник слова, Учило нынче нас евангельское слово В своей священной простоте: «Не утаится Град от зрения людского, Стоя на горней высоте».
Будь это и для нас возвещено не всуе — Заветом будь оно и нам, И мы, великий день здесь братски торжествуя, Поставим наш союз на высоту такую, Чтоб всем он виден был — всем братским племенам! (Ф.И. Тютчев)