kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Неизвестное об известном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить кругозор учащихся, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

- образовательные: научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни; помочь учащимся осознать практическую значимость изученного материала;

- развивающие: создать организационные условия для развития у учащихся логического мышления, умения синтезировать, анализировать, обобщать; расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности и быстроту реакции;

- воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, активность мышления.

Ход мероприятия

В начале классного часа учащиеся делятся на группы,  выбирая разные по цвету жетоны. И рассаживаются согласно цвета.

Кл.рук-ль: Добрый день уважаемые ребята и гости нашего классного часа. Наш классный час называется «Неизвестное об извесном» и начать я хочу с просмотра мультфильма, ведь, несмотря на то, что вы уже взрослые но в душе вы еще дети. (Мультфильм «38 попугаев». « Звучит песенка «Все то, что неизвестно ужасно интересно»)

Кл.рук-ль: В школе вы ребята проучились 9 лет и кажется вы все об ней знаете, а вот откуда пришло к нам слово школа, что первоначально обозначал слово  субботник, во всех ли странах учеба начинается 1 сентября, и откуда пришло к нам слово педагог. Давайте вместе с вами просмотрим видеоролик «10 интересных фактов о школе». (Просмотр видеоролика)

Кл.рук-ль: С такими науками  как математика, физика, география каждый человек  начинает знакомиться в школе и только одну науку он осваивает с самого детства - родной язык. Осваивает пока без учебников и пособий, без уроков и домашних заданий даже не замечая, что учиться. Тем не менее, каждый из нас проходит дорогой, которой прошло все человечество, создавая язык. Начинается этот путь с нечленораздельных жестов, звукоподражаний и простейших слов-команд. Наши мамы знают, что одним из первых слов мы произносим требовательное «Дай!». Подрастая мы прислушиваемся к речи окружающих и пытаемся повторить слова, понять, как их использовать, выбрать более подходящее, чтоб выразить свои мысли.

Древние люди считали, что выучив алфавит, узнав как с ним обращаться, человек обретает магические силы.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Неизвестное об известном"»

АКСУСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ











РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО



КЛАССНОГО

ЧАСА





«Неизвестное

об известном»













Подготовила мастер п/о:

Колесниченко З.В\





Открытый классный час

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ

Цель: расширить кругозор учащихся, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

- образовательные: научить видеть проявление изученных закономерностей в окружающей жизни; помочь учащимся осознать практическую значимость изученного материала;

- развивающие: создать организационные условия для развития у учащихся логического мышления, умения синтезировать, анализировать, обобщать; расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности и быстроту реакции;

- воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, активность мышления.

Ход мероприятия

В начале классного часа учащиеся делятся на группы, выбирая разные по цвету жетоны. И рассаживаются согласно цвета.

Кл.рук-ль: Добрый день уважаемые ребята и гости нашего классного часа. Наш классный час называется «Неизвестное об извесном» и начать я хочу с просмотра мультфильма, ведь, несмотря на то, что вы уже взрослые но в душе вы еще дети. (Мультфильм «38 попугаев». « Звучит песенка «Все то, что неизвестно ужасно интересно»)

Кл.рук-ль: В школе вы ребята проучились 9 лет и кажется вы все об ней знаете, а вот откуда пришло к нам слово школа, что первоначально обозначал слово субботник, во всех ли странах учеба начинается 1 сентября, и откуда пришло к нам слово педагог. Давайте вместе с вами просмотрим видеоролик «10 интересных фактов о школе». (Просмотр видеоролика)

Кл.рук-ль: С такими науками как математика, физика, география каждый человек начинает знакомиться в школе и только одну науку он осваивает с самого детства - родной язык. Осваивает пока без учебников и пособий, без уроков и домашних заданий даже не замечая, что учиться. Тем не менее, каждый из нас проходит дорогой, которой прошло все человечество, создавая язык. Начинается этот путь с нечленораздельных жестов, звукоподражаний и простейших слов-команд. Наши мамы знают, что одним из первых слов мы произносим требовательное «Дай!». Подрастая мы прислушиваемся к речи окружающих и пытаемся повторить слова, понять, как их использовать, выбрать более подходящее, чтоб выразить свои мысли.

Древние люди считали, что выучив алфавит, узнав как с ним обращаться, человек обретает магические силы.

В языке как в почве есть различные слои, образовавшиеся в разное время. В русском языке существуют интересный пласт слов, появившихся во время татаро-монгольского нашествия. Это, например, такие, как сарай, сарафан. Их можно отличить по большому количеству гласных «а». А вот слова из другой группы, пришедшие гораздо позже из французского, - саквояж, багаж..

Зная историю слов, легче запомнить их написание, а кроме того, разобраться какой был их изначальный смысл. Давайте познакомимся с некоторыми словами и фразами, употребляемыми чаще всего. Например: Кто знает, что означает слово бутерброд.

Бутерброд: это слово немецкого происхождения и означает буквально «хлеб с маслом». В настоящее время бутербродами стали называть ломтик хлеба с любой закуской: колбасой, сыром, паштетом и т.д.

Ветчина: опять неожиданность, да еще какая! Трудно представить, что розовая, ароматная, всеми любимая ветчина означает «ветхая, старая». А точнее – слова ветчина происходит от этих прилагательных, так как всякое, уже заготовленное впрок мясо (в отличие от только что добытой свежины) не является новым, свежим. Позднее ветчиной стали называть копченную и соленую свинину, свиной окорок.

Винегрет: Узнав толкование этого слова, вы уже никогда не напишите его неправильно. Слово винегрет произошло от французского винегр, что означает «уксус, кислое вино». Французское блюдо винегрет – это уксусный салат, блюдо из овощей, политых уксусом. Но кто бы мог подумать, что во Франции винегрет называют «Русский салат».

Говядина: Как вы уже поняли, в словах можно нередко обнаружить старые корни, которые отдельно уже и не употребляются. Мы говорим, например «суп с телятиной», «щи со свининой». Каждому понятно, что телятина это мясо теленка, свинина-мясо свиньи. А вот что это за мясо – говядина? Оказывается, раньше было слово говядь. Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов.

Индейка: Эта порода птиц была завезена из Америки. А Америку, как известно, сначала принимали за Индию, к которой подошли, так сказать с черного хода. Поэтому жители Америки получили название индейцев, а разводимые ими породы кур- индеек.

Пельмени: слово образовано от двух удмуртских слов: пель – «ухо» и нянь – «хлеб». Буквально пельмени – это «ушки из теста» - по форме, которую имеют изделия. «Пельняне» переделали в русском языке в пельмени. Их готовят из теста и мяса и считают русским национальным блюдом, но видимо, это несколько преувеличено.

Сыр. Этот продукт настолько известен всем нам, что кажется, что существует он вечно. Однако же это совсем не так, и ученые насчитывают что-то около 7 тысяч лет со времени возникновения этого продукта. По преданию, родиной сыра является арабский Восток, а именно аравийский купец Канан. Этот купец, отправившись в далекое путешествие с целью извлечения прибыли, взял с собой еду и молоко. Не знаю уж, почему он взял с собой молоко в путешествие по пустыне (вроде бы процесс скисания молока известен очень давно, гораздо дольше 7 тысяч лет), но все было именно так - Канан взял молоко, через некоторое время решил подкрепиться молоком и взятыми с собой продуктами.
После того, как он открыл кувшин, оттуда потекла какая-то светаля жидкость, а на дне кувшина нашелся белый комок непонятно чего. Купец решил попробовать это нечто, и отведав, пришел в восторг - настолько сыр, а это был именно он, был вкусен. Купец сообщил о сыре друзьям, те - своим друзьям, и так открытие Канана стало известно всем. Теперь мы все наслаждаемся вкусным сыром, сортов которого - неисчислимое множество. Только во Франции существует около 5 тысяч сортов сыра.
Сендвич. Вообще это блюдо часто путают с бутербродом. В принципе, все правильно, бутерброд можно назвать сендвичем, а сендвич - бутербродом. Однако следует и понимать отличие - сэндвичем называют закрытый бутерброд, и сначала так назывались закрытые бутерброды с мясом. Это сейчас пошли сэндвичи с сыром, рыбой...
История появления сэндвича достаточно интересна - блюдо это появилось в 18 веке, а автором его является... правильно, граф по фамилии Сэндвич, Джон Монтегю Сэндвич. Этот граф был очень азартным человеком, картежником. Играл он практически круглыми сутками, и чтобы не отвлекаться на еду, придумал специальное блюдо - ломтики мяса, положенные между двумя кусками хлеба. Так и наестся можно, и мясо руки пачкать не будет.
Стоит отметить, что сэндвичи популярны в Дании - там буквально две третьих, если не три четвертых тамошней кухни состоит исключительно из сэндвичей.

Шоколад. Это довольно древний продукт, и историки твердо могут сказать, что его возраст составляет не меньше трех тысяч лет. Примерно тысячу лет назад до нашей эры шоколад был уже известен среди ольмеков, древней загадочной культуры, от которой практически ничего не осталось сегодня. Во всяком случае, ольмеки точно знали, что такое какао.
Майя были вторыми после ольмеков, кто смог оценить какао, и приготовить настоящий шоколад. У майя был даже бог какао, и они были первыми, кто создавал плантации какао. У них было несколько способов приготовления шоколадных напитков с применением гвоздики, перца, других пряностей. Что характерно, майя не знали сахара, поэтому шоколад, скорее всего, был не сладким.
Это уже испанцы, начиная с того самого Кортеса, который, однажды попробовав шоколадный напиток, больше не смог от него отказаться. Испанцы же заменили перец на ваниль и добавили в шоколад сахар. После них шоколад стал известен уже всему миру. Сейчас уже есть и белый шоколад, в основе которого - какао-масло, и черный шоколад, и молочный. В общем, сейчас известны сотни, если не тысячи разновидностей этого напитка.
Кл.рук-ль: И сейчас вашему внимание предоставляется ролик для просмотра 10 самых дорогих блюд. (Просмотр видеоролика)

Кл.рук-ль: А сейчас мы проведем конкурс «Крылатых фраз», но для того чтобы его начать мы представим наше многоуважаемое жюри: Зам. руководителя колледжа по УР Белова Л.Ю., методист колледжа Белялова Г. Б, и мастер п/о Ибраева А.К.. Что бы начать конкурс каждая подгруппа должна придумать своей команде название. (ребята придумывают название команд 3 минуты).

Кл.рук-ль: Молодцы вы хорошо справились с первым заданием. И приступаем к конкурсу. Капитан команды выбирает конверт с 2-мя крылатыми фразами и команда должна дать этой фразе определение. Затем кл.рук-ль зачитывает правильное обозначение. Жюри определяет более точное озвучивание фразы и оценивает их по 5-ти бальной системе.

Бить баклуши. Бить баклуши - бездельничать. А что такое баклуши? Ведь должно это слово иметь свой собственный смысл. Да, конечно. Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – лож – каря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.

Вилами по воде писано. Выражение это означает следующее: очень все сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова вилы- «круги», а не вид сельскохозяйственного орудия (вспомните «вилок капусты»). Слово вышло из употребления, а выражение, тем не менее, осталось. Означает оно нечто неточное, неясное, сиюминутное, исчезающее столь же быстро, как круги на воде.

Время истекло. Почему мы так говорим? А вот послушайте. Свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть текло. Отсюда пошли и такие выражения, как, сколько воды утекло с тех пор (как давно это было). Текущий год и т.д.

Долгий ящик. При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы, жалобы или челобитные, обращаемые к царю, опускали в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой. В те времена все документы писали на бумаге, свертываемой в виде свитка. Свитки эти были длинные, потому и ящик был длинный, или, как тогда говорили долгий.

Просители, опустившие свое прошение в ящик, должны были долго ждать ответа, кланяться в ноги боярам и дьякам, приносить им подарки и взятки, чтобы получить ответ на свою жалобу. Связанная с этим волокита была обычным явлением. Вот почему недобрая слава на долгие годы пережила долгий ящик. Выражение это означает: безбожно затянуть время.

От доски до доски. Это выражение, связанное с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги эти имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.

Жар загребать чужими руками. Загребать жар чужими руками означает пользоваться результатами чужого труда. А о каком жаре идет речь? Жар- это горящие угли. И, кстати сказать, загребать их из печи было делом хозяйки делом, совсем, непростым: проще и легче было бы для нее сделать это «чужими руками». Кл.рук-ль: А сейчас мы с вами перейдем к магии чисел. Мы ежедневно, а то и ежечасно используем числа как для важных, так и для самых обычных, рядовых расчетов. Кажется, что в цифрах нет ничего феноменального. Но почему же тогда некоторые из них вызывают у нас особые чувства, почему мы боимся числа 13, отчего семерка считается загадочной, а шестерка принадлежит к «числу антихриста» 666?

Школа Пифагора Первым, кто задумался над магическим смыслом чисел, был знаменитый математик и философ Пифагор, живший около двух с половиной тысяч лет назад. Этот древнегреческий мудрец основал свою - пифагорейскую - школу, в которой каждому числу приписывались конкретные свойства и смысл.

Пифагор и его ученики разделили цифры на четные и нечетные и рассматривали их от одного до девяти, поскольку эти числа - исходные. Четные, считалось, несут мужское начало, нечетные - женское. Единицу пифагорейцы называли «матерью чисел» и основой мироздания. В двойке видели противоречие, раздвоенность, разделение. Тройке отводилось место «символа живого мира». И так по всем первым числам, до девятки включительно. Все они играли свою собственную роль.

Несколько слов о странных числах. На размышления о числе 3 наводит сама природа, в которой многие явления и понятия связаны именно с этой цифрой. Окружающий мир состоит из земли, воды и неба. Он - трехмерный. Тройственно и время, состоящее из прошлого, настоящего и будущего.

Не случайно число 3 всегда использовалось в магических обрядах. Как известно, заговоры и заклинания всегда произносятся трижды.

Трудно найти человека, который бы не знал, что такое «чертова дюжина» - число 13. Во многих странах его избегают. Почти по всей Европе нет железнодорожных вагонов №13. Под этим же несчастливым номером нет и мест в вагонах. На улицах, как правило, отсутствуют дома с номером 13. Нет 13-х квартир. Но самое необычное, что в Париже существуют фирмы, которые поставляют 14-го участника корпоративных встреч, если собравшихся вдруг окажется ровно 13.

Что нумерология - область эзотерического знания весьма давняя, это хорошо известно. В древних алфавитах, к примеру в древнееврейском, буквы соответствовали определенным числам, то есть обозначались теми или другими числовыми знаками. Но вот когда нумерология зародилась, в какой стране - точно никто не знает. Одна из причин этого состоит в том, что в те далекие времена между математикой и философией не существовало труднопреодолимых барьеров. Античные ученые, такие как Птолемей, Аристотель, Пифагор, образовывали своих учеников не только по части математики, но и по части философии, и нумерология в этих уроках не стояла особняком.

Согласно нумерологии, время движется по нескончаемо повторяющимся циклам от одного до девяти. И каждый год имеет свое число. Дни и месяцы года разделены на свои циклы, со своими «числами месяца», «числами недели», «числами дня».

Роковое число теракта в Нью-Йрке 11 сентября 2001 года, считают нумерологи, - именно число 11. И в самом деле, красноречивые и пугающие совпадения сопровождают эту трагедию. Судите сами. Теракт был устроен, когда до окончания года оставалось 111 дней. Врезавшийся в одну из башен Всемирного торгового центра самолет, захваченный террористами, выполнял рейс под № 11. На борту его находились 92 пассажира. Сумма чисел 9 и 2 равна 11. Во втором самолете летели 65 пассажиров. И снова сумма 6 и 5 равна 11. Да и сами высокие башни, стоявшие рядом, напоминали то же роковое число. Как видим, с числами шутки плохи.

Кл.рук-ль: Мы ребята переходим ко второму конкурсу, за 3 минуты вы должны на листках бумаги, которые находятся у вас на столах написать произведения, крылатые фразы, названия картин, фильмов, в названиях которых имеются числительные, т.е. числа.

Кл.рук-ль: Сейчас мы обратим свой взор на литературу. «Книга Страшного суда»... О чем она? Когда издана и кто ее автор? Наверное, скажете вы, это какая-нибудь древняя магическая книга, какой-то вариант Апокалипсиса. Однако все гораздо прозаичней. «Книга Страшного суда» - это отчет о первой в Европе... переписи населения!

Сколько соли, столько и людей

У нас, в Казахстане, очередная перепись населения закончилась не так давно, и как она проходит, еще никто не забыл. Но трудно себе представить, что подобные государственные мероприятия проводились еще в третьем тысячелетии до н.э. в Египте. Месопотамии, Индии, Китае и Японии. Даже в раннефеодальных государствах ацтеков и майя учеты населения велись незадолго до колонизации этих народов европейцами. Известны переписи Древнего Рима и Древней Греции - например, в Аттике в четвертом веке до н.э. были учтены все взрослые мужчины. Там начиная с 435 года до н.э. регулярно проводился ценз мужского населения на предмет службы в армии. А в Древнем Китае имел место постоянный мониторинг количества жителей - его определяли по весу съеденной за год соли.

Кл.рук-ль: Мы привыкли восторгаться отечественной классикой. Писатели и поэты для нас — недосягаемые светила. Но, тем не менее, даже они были земными людьми — думали о насущных проблемах, кого-то любили и ненавидели, имели свои порой очень странные особенности.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии», «наше все», Александр Сергеевич Пушкин очень любил лимонад. Особенно во время работы. И сразу же на ум приходят строки: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей».

Стоит отметить, что любимый напиток Александр Сергеевич пил по большей части по ночам. «Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь», — вспоминал камердинер поэта Никифор Федоров. При этом Пушкин любил и черный кофе, но, видимо, лимонад бодрил его больше.

Отправляясь на дуэль с Дантесом, Пушкин выпил стакан лимонада

Интересный факт: по воспоминаниям Константина Данзаса, лицейского товарища и секунданта Пушкина, отправляясь на дуэль с Дантесом, писатель зашел в кондитерскую и выпил стакан лимонада.

Николай Васильевич Гоголь

Современники Николая Васильевича Гоголя свидетельствуют, что прозаик поражал их своими странностями. У него была любовь к рукоделию: с величайшей старательностью он кроил себе платки и поправлял жилеты. Писал только стоя, а спал — только сидя.

Одной из многочисленных причуд писателя была страсть к катанию хлебных шариков. Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Один друг собрал этих шариков целые вороха и хранит благоговейно…»

Одна из причуд Гоголя — страсть к катанию хлебных шариков

Антон Павлович Чехов

В ялтинский период жизни за Чеховым его близкие стали замечать удивительные склонности и проявления. Его сестра Мария Павловна вспоминала, что писатель частенько садился на корточки возле кучи щебня в саду и начинал методично молотком этот щебень разбивать в мелкую крошку. Потом эти камешки шли для подсыпок дорожек в саду и во дворе. Так Антон Павлович мог и два, и три часа подряд бить камни. А сестра волновалась — не стряслось ли чего с братом.

Размышляя, Чехов мог часами разбивать щебень в мелкую крошку

В Ялте писатель пристрастился и к коллекционированию почтовых марок. «Он получал и отправлял по нескольку тысяч писем, — пишет чеховед. — Эти письма приходили к нему не только из России, но и из зарубежных стран. Антон Павлович эти марочки аккуратно снимал с конвертов, складывал их в пачечки и перевязывал белой ниткой. В каждой пачке было по 200 марок, и вся его коллекция составляет несколько тысяч!»

Федор Михайлович Достоевский

Яркой особенностью Федора Михайловича Достоевского был нескончаемый интерес к людям. Писатель любил знакомиться с новыми людьми, заговаривать на улице со случайными прохожими, при этом смотря собеседнику прямо в глаза и выспрашивая его обо всем на свете. Таким образом Достоевский собирал материал для будущих произведений, формировал образы героев.

Когда замысел созревал, Федор Михайлович запирался и подолгу работал, забывая о еде и сне. При этом он расхаживал по комнате и вслух проговаривал текст. Однажды с ним даже произошел курьезный случай. Писатель работал над «Преступлением и наказанием» и громко рассуждал о старухе-процентщице и Раскольникове. Лакей, услышав это из-за дверей, отказался обслуживать Достоевского. Ему показалось, что тот собирается кого-то убить.

Яркой чертой Достоевского был нескончаемый интерес к людям

Лев Николаевич Толстой

Многие современники считали, что Лев Николаевич Толстой совсем сбрендил на почве своих религиозных идей, оттого и ходит в рубище да якшается со всяким сбродом. Однако яснополянский граф объяснял свое пристрастие к пахоте, косьбе и рубке дров обычной привычкой к движению.

Без физического труда Толстой становился раздражительным и не мог заснуть

Если писатель за день ни разу не вышел из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть. Вот и двигался — много и с удовольствием. Во многом благодаря этому Лев Николаевич до последних дней сохранял удивительную бодрость.

Кроме того Толстой любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем — знакомым, друзьям, родственникам. Его зять Михаил Сухотин (кстати, предводитель дворянства) писал в своих мемуарах, что бережно хранил этот сувенир от тестя на одной полке с «Войной и миром».

Владимир Владимирович Набоков

Писательство для Владимира Набокова было сродни ритуалу. Большинство своих текстов он писал на прямоугольных карточках 3 на 5 дюймов (7,6 на 12,7 см), которые потом сшивались в книги. Причем Набокову требовались только разлинеенные карточки и только с заостренными углами, а также карандаши с резинкой на конце. Других инструментов писатель не признавал.

Истинной страстью Набокова были бабочки

Общеизвестно и его увлечение энтомологией. Вот в качестве иллюстрации забавный фотоснимок мэтра в коротких шортах и с сачком.

Евгений Петрович Петров (Катаев)

Евгений Петров, известный произведениями «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Светлая личность» и другими, написанными в соавторстве с Ильей Ильфом, был личностью незаурядной. Только буйная фантазия Петрова могла породить на свет столь оригинальные сюжеты для романов и придумать для себя уникальное увлечение.

Оригинальное увлечение Евгения Петрова — письма в никуда

Основой коллекции писателя были марки. На первый взгляд, в этом нет ничего таинственного, ведь тогда филателия была широко распространена. Но у Евгения Петрова это выражалось в своеобразной форме — он сочинял и отсылал письма в реальные страны, но в несуществующие города и по выдуманным им самим адресам. (Просмотр презентации о писателях)

Кл.рук-ль: Вот мы с вами и перешли к необычным природным явлениям. Сколько в мире необычного сколько интересного и давайте просмотрим сюжет о необычных природных явлениях. (Просмотр видеоролика)

Кл.рук-ль: А все ли мы знаем о животных, конечно же, нет. Сейчас я вам расскажу интересные факты о братьях наших меньших.

Млекопитающие или звери – класс позвоночных животных,  отличительными особенностями которых являются живорождение (исключение клоачные) и вскармливание детёнышей молоком. В мире известно от 5000 до 5416 видов млекопитающих, а на территории России — до 380 видов.

Самые обычные млекопитающие – наземные животные, знакомые каждому из нас с детства. Но разве утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не удивляет нас? Разве дельфины и киты своим обликом и быстрым плаваньем не напоминают нам рыб? Панцирь броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа – это тоже примеры разнообразного и удивительного образа

Млекопитающие различаются и по своим размерам. Например, самый маленький зверек – землеройка-малютка – имеет тело массой 2 грамма, а самое крупное животное из всех когда-то живущих на земле – синий кит - имеет тело массой до 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз. Если бы можно было поставить синего кита на хвост, о его голова достигла бы крыши десятиэтажного дома. Чтобы уравновесить массу такого гиганта, на другую чашу весов пришлось бы поместить примерно 180 быков или поставить 2000 людей.

Как многообразны у зверей образ жизни и поведение! У одних детеныши появляются на свет из яиц. У других рождаются недоразвитыми, у третьих новорожденные могут следовать за матерью, а у четвертых они беспомощны и требуют длительного ухода.

Многие звери активны весь год, а некоторые почти полгода проводят в спячке. Одни питаются травой. Другие являются грозными хищниками.

А знаете ли Вы, что...

А знаете ли Вы, что из-за того, что ленивцы почти всю свою жизнь находятся в висячем спиной вниз положении, у них совсем иное расположение внутренних органов, чем у всех других млекопитающих? У этих животных печень повёрнута к спине, селезёнка расположена справа, а не слева. Шейных позвонков у двупалых ленивцев 6-7, а у трёхпалых – 9 (это рекорд среди млекопитающих). Грудных позвонков может быть до 25! Это необходимо для поддержки внутренних органов со стороны спины: ведь если не будет ребёр на уровне брюшной полости, кишечник провиснет вниз, так как мышцы спины и поясницы у ленивца очень слабые. Но, поскольку приходится висеть почти всю жизнь, сильно развиты мышцы шеи, плеч и бёдер.

А знаете ли вы, кто кусается сильнее всех? Пожалуй, Большая белая акула может обладать самым сильным укусом на Земле – некоторые исследования показывают, что ее укус составляет примерно 18,000 ньютонов. 

А знаете ли Вы, что самыми распространенными хищниками являются тигр, лев и медведь.

А знаете ли вы, что барсуков можно по праву назвать «аристократами лесов»: во-первых, это существа страшно консервативные – все делают в соответствии с устоявшимися привычками, а во-вторых, как истинные аристократы, они предпочитают жить в родовых имениях – некоторым барсучьим норам, как и ходам, которые ведут к этим норам, по несколько веков. Более того, барсуки передают эти норы по наследству из поколения в поколение – ну точно как старинные замки.

А знаете ли вы, что только у трех групп млекопитающих были обнаружены ядовитые свойства.

Это несколько насекомоядных из семейства землероек и щелезубов, два вида полуобезьян лори, а также одно из самых древних и примитивных млекопитающих – утконос.

А знаете ли вы, что, по мнению многих ученых, слоны используют для общения с сородичами, находящимися вне зоны видимости, вибрации почвы. Эти шеститонные гиганты, топчась на месте, могут с помощью топота послать себе подобным сигналы, распространяющиеся гораздо дальше, чем звуковые – слоны могут услышать такой топот на расстоянии до 32 км. Слоны-адресаты воспринимают такие сообщения ногами.

А знаете ли вы, что на сегодняшний день в мире существует более 400 пород собак, и все они относятся к одному виду. Нет второго существа в мире, которое было бы представлено настолько широким многообразием форм и размеров.

А знаете ли вы, что гориллы живут в гнездах. Эти приматы каждый вечер (а то и после сытного обеда) вьют себе новое гнездо – на земле либо на нижних ветвях деревьев. Причем самки с детенышами предпочитают спать на деревьях, а самцы, или «доминанты», устраиваются на земле. За исключением совсем молодых особей, каждой горилле полагается по индивидуальному гнезду.

А знаете ли Вы, что у большинства млекопитающих, за исключением морских коров и ленивцев, по 7 шейных позвонков. И даже у жирафа их тоже 7. Секрет жирафа в том, что длина каждого позвонка составляет около 25 см. 

А знаете ли вы, что все парнокопытные являются близкими (насколько это возможно) родственниками китов и дельфинов. Существует даже группа китопарнокопытных, объединяющая этих животных. Согласно одной из теорий, китоообразные эволюционировали из отряда парнокопытных. По этой же теории, долгое время считалось, что наиболее близким к китообразным является семейство бегемотовых. Новейшие находки указывают на более близкое родство китов с оленеобразными предками.

А знаете ли вы, что из примерно 4860 видов млекопитающих, почти половина – грызуны, а 1/5 летучие мыши?

А знаете ли вы, что гиены по своему строению наиболее приближены к кошкам? Несмотря на это, повадки и принципы охоты гиен позаимствованы у собак и волков и совсем не напоминают кошачьи.

Самый, самый, самый...

Самое крупное наземное млекопитающее - Африканский слон. Самец африканского слона средних размеров достигает в холке 3-4 м и веса 4-7 т. Самым крупным экземпляром из когда-либо зарегистрированных был самец, застреленный в Мукуссо, Ангола, 7 ноября 
1974 г.; его вес составил 12,24 т.





Самое длинное млекопитающее - Голубой кит. Самка голубого кита длиной 33,58 м была выброшена на берег в Гритвикене, шт. Джорджия, в Южной Атлантике.

Самое высокое млекопитающее – Жираф. Жираф обитает в сухой и редколесной саванне в Африке, к югу от Сахары. Самым высоким зарегистрированным экземпляром был самец по кличке Джордж. Его привезли в Зоопарк Честера, Англия, из Кении 8 января 1959 г. Он почти упирался рожками в крышу клетки высотой 6,1 м, когда ему было 9 лет.

Самое быстрое морское млекопитающее – Касатка. В 1958 г. при наблюдении за касаткой в северо-восточной части Тихого океана было установлено, что она плывет со скоростью 55,5 км/ч. Имеются сообщения о такой же скорости, развиваемой белокрылыми морскими свиньями на коротких дистанциях.

Самое медлительное млекопитающее - Трехпалый ленивец, обитающий в тропическом поясе Южной Америки, передвигается по земле со средней скоростью 1,8-2,4 м/мин, или 0,1-0,16 км/ч, но по деревьям он перемещается быстрее - до 4,6 м/мин, или 0,27 км/ч."

Самое крупное ластоногое - Морской слон. К отряду ластоногих относятся обыкновенные тюлени, ушастые тюлени (морские львы и котики) и моржи. Самый крупный представитель ластоногих - южный морской слон, обитающий в районе субантарктических островов. Его максимальный обхват равен 3,7 м, а вес 2000-3500 кг.

Самое маленькое ластоногое - Морской котик. Галапагосский морской котик. Взрослые самки достигают в среднем длины 1,2м, а их вес равен примерно 27 кг. Самцы обычно крупнее, до 1,5 м в длину и весом до 64 кг.


Самое быстрое ластоногое - Морской лев. Наивысшая скорость при плавании была зарегистрирована у калифорнийского морского льва, проплывшего одним рывком на небольшое расстояние со скоростью 40 км/ч. Наивысшая скорость передвижения на суше наблюдалась у крабоеда - 25 км/ч. 

Самый большой грызун – Водосвинка. У водосвинка, обитающей в северной части Южной Америки, длина туловища (с головой) равна 1,0-1,3м, а вес может достигать 79 кг. Однако одна водосвинка, жившая в неволе, ожирела, и ее вес составил целых 113 кг.


Самый маленький грызун - Карликовый хомячок. У северного карликового хомячка, обитающего в Мексике и в штатах Аризона и Техас, США, а также у трехпалого карликового тушканчика из Пакистана длина головы вместе с телом составляет 3,6 см, а длина хвоста 7,2 см.

Самая большая собака Английский мастиф и сенбернар.

Крупнейшие породы домашней собаки -английский мастиф и сенбернар - самцы обеих пород обычно весят 77-91 кг.

Рекордсмены животного мира

БЕГ

Самое быстрое наземное животноегепард. Сверхэластичный позвоночник и длинные лапы позволяют ему разгоняться за 2 секунды до 75 км/ч, а за 3 - до 110 км/ч, что превосходит показатели разгона большинства спортивных автомобилей. Известен случай, когда гепард преодолел расстояние около 650 метров за 20 секунд, что соответствует скорости 120 км в час. Абсолютный рекорд скорости гепарда - 128 км в час. Если человеческий рекорд в беге на 100 метров, установленный ямайцем Усейном Болтом, составляет 9,58 секунды, то гепард может пробежать стометровку за 3,5 секунды. При этом гепард может поддерживать высокую скорость не более полукилометра.

Второе место в скорости среди наземных животных принадлежит вилорогу (вилорогая антилопа), обитающему в Северной Америке. Рекорд скорости вилорога - 98 км/ч, при этом вилорог может бежать на высокой скорости значительно дольше гепарда. Примечательно, что такие навыки бега вилорог приобрел в конкуренции с ныне вымершим хищником - североамериканским гепардом. В современной Северной Америке нет хищника, который мог бы тягаться с вилорогом в скорости.

Третье место в скорости среди наземных животных принадлежит африканской антилопе гну, которая может развить скорость свыше 80 км/ч.







ПРЫЖКИ

Лучшие прыгуны среди наземных млекопитающих - представители семейства кошачьих. Гепард может прыгнуть на высоту 4,5 метра, а пума - на 4 метра.



Третье место среди наземных млекопитающих принадлежит кенгуру, которые могут прыгнуть на 3 метра.







Рекорд по прыжкам в высоту среди млекопитающих принадлежит дельфину-афалине, который прыгает на 6 метров вверх.

Дальше всех из наземных млекопитающих прыгает кенгуру. Самый длинный зарегистрированный прыжок кенгуру составил 13 метров 63,6 сантиметра.

На втором месте по прыжкам в длину африканская чернопятая антилопа импала. Она способна прыгнуть на 12 метров в длину.



ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

Самое долгоживущее млекопитающее - гренладский кит, который может прожить до 211 лет.

Самое долгоживущее наземное животное - черепаха. Индийская гигантская черепаха Адвайта прожила 255 лет.







Клуб почемучек

Почему млекопитающие так называются?
Млекопитающими называют позвоночных животных, которые рождают своих детенышей живыми и вскармливают их молоком. Млекопитающий – питающийся молоком матери. Термин «млекопитающие» появился в 17 веке, ввел его шведский учёный Линней в своей работе «Система природы», написанной в 1758 году.

Почему морские слоны носят такое название?
Среди всех существующих на нашей планете тюленей особенно выделяются морские слоны, обитающие в Антарктиде, а также на побережье Северной Америки. Их необычность заключается в том, что они, подобно сухопутным слонам, "украшены" хоботом (правда, это относится только к взрослым самцам). Несмотря на то, что хоботы морских слонов не могут сравниться в размерах с той же частью тела слона - их длина около 40 см - они играют очень важную роль в жизни этих животных. Благодаря своему большому носу морские слоны могут вдохнуть в себя очень большое количество воздуха, необходимого этим животным под водой, где они предпочитают искать себе пищу. Самки морских слонов, не имеющие столь внушительного органа, также ныряют под воду за добычей, однако находятся там намного меньше времени, чем самцы.

Почему лисицу считают хитрой?

Во всех народных сказках рыжая лисица неизменно демонстрирует чудеса изворотливости и изобретательности, за что и была наделена постоянным эпитетом - "плутовка". Оказывается, сказки недалеко ушли от реальной жизни: лиса и в самом деле очень хитрое и смышленое животное. Она с легкостью способна уйти от погони, оставив своих преследователей в недоумении и растерянности. Мало того, что лиса умеет путать следы и сбивать охотничьих собак с толку (она словно бы "переплетает" свои следы со следами собак, а также других лисиц и обитателей леса), так она еще и точно знает все лазы, из которых есть потайные ходы. Охотники, загнав лисицу в такое убежище, уже потирают руки от предвкушения хорошей добычи, однако плутовки уже давно и след простыл. Спасаясь от охотников, лисы практически никогда не выбегают на открытое место, прекрасно понимая, что там до них будет очень просто добраться.

Почему енот получил прозвище полоскун?


В лесах Северной Америки, а также

Европы часто можно встретить небольшого симпатичного зверька с черно-белой мордочкой, - енота. Эти животные выбирают для своего проживания только те места, где есть водоемы, т.к. еноты очень любят воду: они добывают оттуда пищу - раков, рыб, лягушек и т.д. В связи с этим леса без озер, прудов или ручьев еноты обходят стороной.

Эти животные обладают одной характерной особенностью: охотясь на мелководье, они быстро ощупывают своими цепкими лапками дно водоема в поисках пищи, что со стороны выглядит, как будто еноты что-то полощут в воде. Кстати, даже если они нашли что-то съедобное на суше - орехи, ягоды, фрукты и т.д. - то тоже немедленно несут добычу к воде для того, чтобы хорошенько промыть ее. Если такой возможности нет, енот словно бы вытирает добычу лапками, совершая те же полоскательные движения.

Почему зебра полосатая? Одним из самых необычно окрашенных животных нашей планеты, несомненно, является зебра, удивляющая всех своими черно-белыми полосками. Долгое время ученые ничем не могли объяснить эту странную "расцветку", пока не обратили внимания на то, что место обитания зебр, а также очень опасной для животных мухи цеце, заражающей любого, кого укусит, сонной болезнью, одинаково - это тропические и субтропические районы Африки. В отличие от всех прочих животных, страдающих от укусов зловредной мухи, зебры могут похвастаться тем, что это насекомое к ним даже не приближается. Как выяснилось, черно-белая окраска вызывает подозрение и очень пугает мух цеце (да и других насекомых тоже), предпочитающих держаться от загадочных зебр подальше.

Также полоски на теле зебры – это своеобразная маскировка в саванне. Когда стадо зебр спасается от преследования хищника (тигра, льва или гепарда), полоски мелькают перед его глазами. Хищник не может выбрать себе жертву, на которую можно напасть. Мелькание черно-белых полосок приводит хищника в состояние недоумения. Зебры сливаются в его восприятии в единое целое. Хищник перестает их преследовать.

  Почему бобры строят плотины?

Самые усердные строители в природе – это, конечно же, бобры. Они очень серьёзно подходят к своей работе и никогда не халтурят. По плотине, построенной этими зверьками, могут ездить автомобили, и это нисколько не повлияет на ее крепость. Наиболее показательная их работа – плотина на реке Джефферсон (США, штат Монтана).

Ее ширина составляет 700 метров. Причём работники они не только очень усердные, но и очень шустрые. Одно семейство этих грызунов может соорудить плотину в десять метров за неделю.

Строительная наука

Но строительством бобры занимаются не просто из-за скуки. В заводях, которые создаются благодаря плотинам, очень удобно плавать. Здесь можно легко спасаться от хищников.

В своём деле бобры очень хорошо преуспели. Перед тем, как приступить непосредственно к сооружению плотины, они создают специальные волнорезы, которые они строят выше по реке. Затем уже делают каркас. Они часто используют в качестве основы упавшие в реку деревья или даже небольшие мосты. После того, как каркас установлен или найден, зверьки дорабатывают его: заделывают щели подручными средствами (грязью, камнями и т.п.) и укрепляют. После строительства плотины грызуны тщательно следят за её состоянием. Чуть только в их сооружении появится трещина, через которую будет сочиться вода, как бобры сразу же заделают её. Почему волки воют на полную Луну?
В древности люди с нескрываемым ужасом относились к волкам, воющим на полную Луну, полагая, что это неопровержимо доказывает то, что они - оборотни. В наши дни, конечно, в волков-оборотней никто не верит (хотя, конечно, историй об этом и сегодня очень много), однако волки как выли, так и до сих пор воют в полнолуние. Для чего они это делают?

Как выяснилось, волки воют не на Луну, а все время, пока царит темное время суток. Таким способом они - ночные охотники - общаются друг с другом: "своим" сообщают о том, как прошла охота, объявляют, что пора делить добычу, "рассказывают" об изменениях в стае - кто умер, кто родился, ориентируют заблудившихся членов стаи и т.д., а чужих волков воем предупреждают о том, что территория несвободна. 

Кл.рук-ль: Мы с вами из рассказа узнали много новых фактов о жизни млекопитающихся. А сколько еще неизвесных животных живут на нашей планете. Давайте просмотрим еще один ролик. (Просмотр ролика)

Кл.рук-ль: Новый конкурс будет называться «Там, на неведомых дорожках». Эти стихи сочинил А.С.Пушкин: Там, на неведомых дорожках следы не виданных зверей… Заданием для команд нарисовать следы невиданных зверей и дать название этому зверю. На выполнение задания 5 минут. Свои рисунки озвучиваем и передаем членам жюри.

Кл.рук-ль: Заключительный конкурс викторина «В мире интересного» каждому члену команды нужно ответить на один вопрос по темам, которые прозвучали в нашем классном часе. За правильный ответ команда получает 1 балл.

  • Назовите самое большое и самое маленькое млекопитающее из  живущих в настоящее время. 

  • Какое самое высокое и самое длинное животное на Земле? 

  • Назовите самых медлительных зверей. 

  • Какой напиток любил Пушкин?

  • Чем занимался Чехов?

  • Что обозначает слово бутерброд?

  • Одинаковое ли число шейных позвонков у всех млекопитающих? 

  • Какие звери «вьют» гнезда? 

  • Почему рог носорога можно считать его врагом? 

  • Назовите причуды Гоголя?

  • Каким становился Толстой без физического труда?

  • Что обозначает слово винегрет?

  • Есть ли животные, не восприимчивые к змеиному яду? 

  • Какие животные могут пить соленую воду? 

  • Почему зебры полосатые? 

  • Какой чертой характера обладал Достоевский?

  • Какой страстью обладал Набоков?

  • Что обозначает слово пельмени?

Кл.рук-ль: Вот и подошел к своему завершению наш классный час надеюсь сегодня вы узнали очень много нового неизвесного. И сейчас мы с вами проведем рефлексию на ваших жетончиках которые вы получили в начале написать ваши впечатления о том что нового вы узнали. А в это время жюри подведет итоги.

(Ребята зачитывают написанное. Жюри объявляет результаты. Победителей награждают сладкими призами)

Кл.рук-ль: Большое спасибо всем за участие в нашем классном часе. Надеюсь сегодня мы не потратили зря время и унесете с собой массу новых интересных и захватывающих фактов.

До свидания до новых встреч!!!!!



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Классный час "Неизвестное об известном"

Автор: Колесниченко Зоя Васильевна

Дата: 22.04.2017

Номер свидетельства: 410911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Классный час "День Святого Валентина" "
    ["seo_title"] => string(39) "klassnyi-chas-dien-sviatogho-valientina"
    ["file_id"] => string(6) "137837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417439785"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Классный час Дню Победы посвящается "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-dniu-pobiedy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "209287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431081621"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Классный час на тему "".Великие сыны казахской степи, посвященное 550-летию Казахского ханства "
    ["seo_title"] => string(107) "klassnyi-chas-na-tiemu-vielikiie-syny-kazakhskoi-stiepi-posviashchiennoie-550-lietiiu-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "217161"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433257742"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Классный час "23 февраля-День защитника Отечества"."
    ["seo_title"] => string(57) "klassnyi_chas_23_fievralia_dien_zashchitnika_otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "390713"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486841884"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Классный час «Подвиги во время Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(66) "klassnyi-chas-podvighi-vo-vriemia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "102324"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402496480"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства