Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "История празднования Рождества Христова"»
Классный час "История празднования Рождества Христова"
Цели классного часа:
Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в России.
Воспитывать чувство любви к Родине.
Развивать речь, мышление, память.
Использованная литература:
З.В.Левицкая “История Отечества для детей”.
А. Аничев “ Православные праздники”.
Б. Арапович В. Маттелмяки “Детская Библия. Библейские рассказы в картинках”.
И.Панкеев “Полная энциклопедия быта русского народа”.
Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.
Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в это время только “сочиво” (взвар рисовый или ячменный – с мёдом, или ягодный и плодовой) с хлебом пшеничным, “оладьи” медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось, принято в подражании посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед самим праздником Рождеством Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия: “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян но, когда вырастет, бывает больше злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” По законам православной церкви в Рождественский и крещенский сочельники трапеза предписана всего один раз – после Божественной литургии. На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу “с елеем”. Сыра же и подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то есть, можно есть постную пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья.
В навечерии Рождества Христова совершались царские часы, на которых возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь вспоминала различные события и ветхозаветные пророчества, относящиеся к Рождеству Христа. После полудня, кроме субботы и воскресенья, совершалась литургия Василия Великого. Всенощное бдение начиналось великим повечерием, на котором церковь выражала свою духовную радость пением пророчественной песни: “Яко с нами Бог”. В пределах предпразднества и попразднества Рождества Христова заключается 12 дней.
Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности невозможно представить без колядования и святок. Святками называют двенадцать дней после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ добавил немало языческого. Церковь с давних времён осуждает и искореняет гадания, ряжения и подобные развлечения, но, тем не менее, они продолжают бывать. Хотя исследователь и отмечает, что “Никогда русская семейная жизнь не живёт в таком раздолье, как на Святках”, в народе не случайно святочные вечера называют “страшными” именно из – за гаданий и попыток узнать своё будущее.
“ Коляда” - слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей нашего народного быта. На севере называют колядою рождественский сочельник, колядованием - обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии за коляду слывут подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных полосах зовут этим именем самый праздник Рождества, и даже все Святки. “Колядовать” на белорусском наречии означает - Христа славить. В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси. Теперь же этот обычай сохранился во всей полноте только в Малороссии да среди белорусов. Он состоит в то, что молодёжь деревенская, парни и девушки, - отстояв всенощную или заутреню, идут весёлой гурьбою по подоконью, останавливаясь особенно долго там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих “кольцами” колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В Киевской и Волынской губерниях половина собранных денег отдавалась на церковь; в других же местах деньги уходили на устраиваемую, на Святках пирушку.
Из всех древнейших славянских обрядов известнейшие – гадания. Ими прославились преимущественно ретрские и рюгенские женщины, за ними киевские, кои, через свою наклонность к чудесным предсказаниям, прослыли в народе киевскими ведьмами. Девушки приступают к сему с душевным волнением, и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при них. Матушки весело тарабарят про старину, грустят о девичьем житье, припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц загадать их судьбу.
Приведу один из знаменитых видов гадания: “Церковное пение”
Гадание “Церковное пение”
Люди ходят ночью к церковным дверям и слушают. Если представится, что поют печальное – умереть в том году красавице; а когда пение благодарственное – радостную жизнь. Если почудится, что поют брачное пение, - непременно замуж, и в скором времени.
Ёлка.
В Европе существовал с давних времён обычай дарить детей подарками, пред Рождеством Христовым и на новый год.
Ёлку, от коей детское празднество получило наименование, обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забавы. Богатые праздновали с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную ёлку, которая была обвита дорогой материей и лентами; верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви её были увешаны дорогими игрушками и украшеньями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами, конфетами и разнообразными плодами.
В десять часов вечера съезжались дети; их привозили маменьки и взрослые сестрицы.
Комната, где находилась ёлка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощенья детей играла музыка. Танцы начинались детьми, а кончались сестричками. По окончании вечера пускали детей срывать с ёлки, все то, что висело на ней.
Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользовался правом брать себе всё, что достанет; но так как эта ёлка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их миленькие сестрички: они подставляли стулья и указывали на вещи преимущественно заманчивы.
Нет семейного дома в России, где бы не праздновали ёлки. Есть ещё обычай, что дети в этот день и новый год говорят поздравительные стихи своим родителям, в коих выражают непритворную к ним свою любовь, желают им наслаждаться здоровьем, долго жить.
В Германии ставят дерево, обвешанное плодами, конфетами и игрушками, которые представляют историю Рождения Спасителя.
Ёлка доставляет детям весёлое препровождение времени. Она первоначально сделалась известною в Москве с половины XVII века; оттуда перешла в Петербург в царствование Петра1