kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему "Широкая масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие по озна комлению обучающихся с праздником "Масленица", в игровой форме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Широкая масленица"»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»





















Конспект внеклассного мероприятия на тему:

«Широкая масленица»











Выполнила студентка 22 группы

Малина Дарья

Класс: 3

Дата: ______

Заверили:

Методист: ______ Шаронова Е.В.

Учитель: ____________________

Отметка:

Методист: ______ Шаронова Е.В.

Учитель: ____________________





Саратов 2021

Цель: Организация деятельности в процессе расширения знаний обучающихся о народном празднике Масленица.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к культурным традициям нашей страны, желание следовать им, умение работать в команде.

Образовательные задачи: расширять знания учащихся о народном празднике Масленица и её обычаях.

Развивающие задачи: развивать у учащихся коммуникативность, произвольную память, внимание, диалогическую речь и мышление.

Оборудование: флеш-карта (музыка, презентация, видео, аудио голосов), мультимедийная доска, костюм «Комочка», костюм «Малинки», цветные картинки «атрибуты масленицы» (запасные изображения «продуктов» и «кухонных принадлежностей», изображения «досок»), карточки Настроени-3 цвета.

Ход мероприятия:

(Перед началом мероприятия раздаю каждому ребёнку по три цветных карточки Настроения.)

Ведущий: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Малинка, я очень рада вас видеть. Как вас сегодня много. (Беру в руки карточки) Это карточки настроения, покажите карточку с вашим настроением (показывают).

-Вижу, вижу, вижу, у многих сегодня хорошее настроение. Ну тогда давайте начинать.

(Воспроизводится видео, серия «Смешарики: Масленица»).

-Ребята, как вы думаете о чём мы сегодня будем разговаривать? (О масленице).

-Да, правильно, сегодня мы поговорим о Масленице. А кто-нибудь знает, когда отмечается этот праздник? (За восемь недель до Пасхи, в этом году она будет 28 февраля).

- До крещения Руси Масленица праздновалась в день весеннего равноденствия (20-21 марта). Масленица праздновалась семь дней, и каждый из них носил свое название. Понедельник – Встреча. В былые времена, взяв со своего двора по пучку сломы, жители села складывали их в одну кучу, из которой потом все вместе делали куклу, наряжали её в женскую одежду и возили в санях по улицам, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу, а потом ставили на самое высокое место. Иногда вместо чучела масленицы возили в санях нарядную девушку, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали «пассажирку» в сугроб под всеобщий смех, тем самым как бы «хороня Масленицу». При встрече Масленицы обязательно пели песни.

С понедельника богатые люди начинали печь блины. Бедные же люди начинали печь только с четверга или пятницы. Вторник – Заигрыш. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем (горячий напиток из воды, мёда и пряностей), чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Во время катания с гор молодые люди высматривали невест, а девушки суженых. Среда – Лакомка. В этот день тёщи угощали блинами своих зятьёв. Четверг – Разгул, Перелом, Широкий четверг. В четверг заканчивалась «узкая» Масленица и начиналась «широкая». Именно с этого дня начиналось всеобщее празднование Масленицы. Все жители сёл и деревень устраивали хороводы, балаганы, весёлые игры и пирушки. В этот же день проводились кулачные бои. Пятница – Тёщины вечерки. Пятница давала шанс тёщам отдохнуть от стряпни и отправиться с ответным визитом к зятьям, которые были обязаны оказать им почтение и, конечно, угостить блинами. Суббота – Золовкины посиделки. В субботу молодые женщины приглашали к себе золовок (золовка – сестра мужа). Воскресенье – Прощёное воскресенье. Наши предки просили друг у друга прощение и в ответ слышали: “Бог простит”. Эта традиция дошла и до нашего времени. В знак прощения друг другу обид по давней русской традиции нужно было троекратно поцеловаться. Завершалась Масленичная неделя сжиганием чучела. Этим действием прогоняли тьму, зиму, смерть. Костер символизировал солнце, которое набирало силу и возрождало природу к жизни.

Комочек: (Заходит Комочек, забирает с доски чучело и уходит).

Ведущий: -Масленица – это один из самых больших и весёлых праздников на Руси. Он всегда сопровождался безудержным весельем и обильной едой. Масленица имеет много разных названий. А знаете ли вы как на Руси называли Масленицу? (Масленица, Масленая неделя, Широкая Масленица, Сырная неделя, Сырная масленица, Боярыня – Масленица, Широкая Масленица, Весёлая Масленица.)

-Да, всё верно, видите сколько названий может иметь один праздник.

Комочек: (Заходит лёгкой игривой походкой и радостно говорит) –Ребята, всем привет! Как у вас настроение? (Хорошо/отлично).

-Это просто замечательно и у меня всё хорошо. О! Привет, Малинка. И ты здесь?

Ведущий: -Привет Комочек. Ребята, познакомьтесь это Комочек, моя хорошая знакомая, она тоже является частью этого большого праздника. Вы же знаете поговорку «Первый блин-комом», вот этот самый ком. На самом деле она очень хорошая. Ребята, а знали ли вы, что поговорка «Первый блин-комом» раньше имела другой смысл. Раньше духов называли комами и делали им подношение, от того и говорили: «Первый блин-Комам». Поэтому Комочек никакой не ком, а самый настоящий дух этого праздника. Правда… иногда она бывает немного вредной из-за своего характера.

Комочек: -Ха!.. подумаешь, ну да… люблю я попроказничать, ну и что с того? Ведущий: -Комочек, мы тебя очень рады видеть, хочешь присоединяйся к нам, я как раз рассказываю ребятам о празднике «Масленица».

(Комочек тихо садиться на стул в троне и слушает).

-Так… на чём я остановилась? главными атрибутами Масленицы являются: (начинаю показывать на доску) забавы, катание на санях, гулянья, веселые ярмарки, построение крепостей из снега, кулачные бои и залезание на высокий столб с подарками - вот где нужны сила и проворство. Вкусные блины (раньше блин ассоциировали с солнцем) и лепёшки и конечно же чучело Масленицы… Ой! А где же чучело? Ребята, а вы не видели куда подевалось чучело? (Комочек взяла).

-Комочек!.. Да нет, не может быть. Комочек, ты же не брала чучело?

Комочек: -Нет. (Да, да, она взяла).

Ведущий: -Комочек… а ну признавайся, ты взяла чучело?

Комочек: -Ладно, вы меня раскусили. Да! Я его взяла. Ну а что такого? Всё равно ребята об этом празднике ничего не знают, зачем оно им.

Ведущий: -Ты что?! Чучело-это очень важный атрибут праздника, без него не закончится зима и не наступит весна. А ну быстро верни.

Комочек: -Ну и что… ну не наступит так не наступит. Будет вечная зима. Это что плохо что ли? Буду дома сидеть, блины с ватрушками чаем запивать

Ведущий: -Ребята, вы же хотите, чтобы наступила весна. (Да).

-Комочек... верни чучело. Комочек…

Комочек: -Ладно… хорошо… верну я вам ваше чучело, но сначала вам нужно пройти мои испытания и показать свои знания о празднике Масленица. Сначала вам нужно пройти «Горы Истории», затем пересечь реку «Кисельные берега», выйти из леса «Загадок» и только когда вы соберёте все три ключа, вы сможете забрать твоё чучело из хрустального ящика, запертого тремя замками. Вы не боитесь? (Нет).

-Ну тогда при помощи своих сил я перенесу вас в волшебную страну. Для этого вам всем нужно встать, закрыть глаза, поднять руки вверх и повторять за мной три раза волшебные слова «Кам каломай камим». (Дети встают со своих мест, закрывают глаза, поднимают руки и говорят).

-Кам каломай камим, кам каломай камим, кам каломай камим.

(Включается презентация 1 слайд).

Комочек: -Присаживайтесь за свои места. Вот вы и на месте, а что бы не хитрили я буду за вами наблюдать со стороны. (Отходит и садиться).

Ведущий: -Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебной стране. Смотрите, это горы «Истории», Комочек нас перенесла прямо к первому пункту назначения.

(На слайде возникает дух гор).

Горы: -Хо-хо-хо.

Ведущий: -Ой, кто это?

Горы: -Меня зовут Алон, я дух гор Истории. Чего пожаловали путники?

Ведущий: -Здравствуй дух гор, мы пришли чтобы пройти испытание и забрать один из ключей.

Горы: -А… ну тогда всё ясно. Ну что ж, моё испытание очень простое, я буду задавать вам вопросы об истории праздника Масленицы. Если правильно ответите на все мои вопросы, то я отдам вам алмазный ключик.

Ведущий: -Ну что ребята… вы готовы? (Да).

-Давай Алон, задавай нам вопросы.

Горы: -Хорошо, тогда слушайте мой первый вопрос.

(Слайд 2) В какие дни празднует Масленица?

  1. в последние дни зимы

  2. 1 сентября

  3. в день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря) +

(Слайд 3) Что символизирует блин?

  1. полную луну

  2. тарелку

  3. весеннее солнце +

(Слайд 4) Дата проведения Масленицы меняется каждый год и зависит от другого праздника. Что это за праздник?

  1. Новый год

  2. Рождество

  3. Пасха +

(Слайд 5) Поговорка «Первый блин комам», кого в старину называли комами?

  1. Чужеземцев

  2. Духов +

  3. Крестьян

(Слайд 6) Из какого материала обычно делают чучело на Масленицу?

  1. бумага

  2. пластик

  3. солома +

(Слайд 7) Какая масленичная забава требует хорошей физической подготовки, ловкости и выносливости?

  1. хоровод

  2. залезание на столб +

  3. поедание блинов

Горы: -Молодцы ребята, вы правильно ответили на все мои вопросы, получите свой приз.

Ведущий: -Ребята, какие же всё-таки мы с вами молодцы. Пора нам двигаться дальше, следующее место назначение река Кисельные берега. Я думаю, что под музыку это будет намного веселее. Все встаём и повторяем за мной. (Дети встают и повторяют за ведущим. Играет походная песенка. Слайд 8).

(Слайд 9)

Ведущий: -Посмотрите, как быстро мы с вами дошли до реки. Присаживайтесь.

Комочек: -Хм… может с первым испытанием вы и справились, но второе будет намного сложнее. Вам с ним не справится.

Ведущий: -Это мы ещё посмотрим. Ребята у нас очень умные они со всем справятся. Правда ведь ребята? (Да).

-Хм... интересно, а какое же здесь задание нас ожидает?

(Слайд 10)

Печка: -Кхе-кхе. Я Печка, я искусный кулинар. Много лет уже стою на берегу этой реки, молочная река и кисельные берега наполняют мою выпечку необычайным запахам и вкусов, так вот и вам сегодня не на долго придётся стать пекарями.

Ведущий: -Ребята вы готовы к новому испытанию? (Да).

-Давай Печка, рассказывай о своём испытании.

Печка: -Моё испытание не настолько тяжёлое, как вам могло показаться. Сегодня вы будете печь блины. Для начала вам необходимо выбрать ингредиенты из которых пекут блины.

(Слайд 11. На слайде изображения продуктов). «Яйца, Молоко, Соль-Сахар, Мука, Картофель, Лук, Мясо, Камни».

-Молодцы, с этим вы справились, а теперь выберите кухонные принадлежности для приготовления блинов.

(Слайд 12. На слайде изображения кухонных принадлежностей). «Миска, Венчик, Кастрюля, Казан, Сито, Дуршлаг, Сковородка».

-И последнее испытание. Выберите продукты, с которыми можно кушать блины.

(Слайд 13. На слайде изображения продуктов). «Горчица, Баклажанная икра, Сгущённое молоко, Сметана, Мёд, Рыбий жир».

-Какие же вы молодцы. Напекли к Масленице столько блинов. Спасибо вам за помощь. Вот вам ваша награда бронзовый ключик. Следующий ключ у Гриба-Боровика на поляне Загадок. Удачи вам.

Ведущий: -Какие мы с вами молодцы. Но нам нужно идти. Поднимаемся со своих мест и под музыку двигаемся дальше. (Звучит музыка, дети повторяют движения. Музыка затихает).

Комочек: -Ха-ха-ха, мост, который ведёт через ущелье к поляне развалился, теперь вы никогда не получите третий ключик. Ля-ля-ля, ля-ля-ля. (Комочек весело пританцовывает).

Ведущий: -Ну как же ты не понимаешь, весна очень важна, постоянная зима плохо скажется на всех нас. Ну ничего, мы с ребятами починим мост. Правда ведь ребята? (Да).

(Слайд 14)

-Посмотрите ребята, здесь лежат разного размера и формы доски, нам нужно выбрать номера досок, которые подходят по форме и размеру.

(На слайде изображены доски с нумерацией от 1 до 10. Дети отвечают: 1, 3, 4, 6, 7, 9).

-Молодцы, но на досках ещё есть задания.

1: «2+5*4»=22

3: «(30-3):9»=3

4: «5*7-25»=10

6: «нилб»=блин

7: «учочел»=чучело

9: «рмаркяа»=ярмарка

-Ура! Мы починили мост, теперь можем идти дальше. А вот и поляна Загадок. Ой, а что это на поляне. Ребята вы знаете что это такое? (Слайд 15. Столб на масленицу назывался в разных регионах страны по-разному. Чаще всего столб называли «целовальник» по причине того, что человек лез наверх буквально, целуя его поверхность).

Гриб: -Да милочка вы правы, это действительно «целовальник», а что собственно вас сюда привело. Стоп ни слова не говорите, дайте угадаю, вы пришли за ключом? (Да).

-Хорошо, тогда давайте не будем медлить. Вы прекрасно знаете, что для того что бы забраться на этот столб требуется недюжинная сила, но сегодня вам придётся напрягать только голову. (Слайд 16) Я буду загадывать вам загадки, а вы на них должны будете отвечать. Каждый правильный ответ будет продвигать вас всё ближе и ближе к цели, а каждый неправильный наоборот отдалять от неё. Всё понятно? (Да).

-Тогда начнём.

(Слайд 17)

Этот праздник – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра!

(Масленица)

(Слайд 18)

Стоит медный великан,

А под ним пустой стакан.

Пышет пар, блины шкварчат,

Все стакан налить хотят.

Сапогом нагоним жар.

Перед нами…

(Самовар)

(Слайд 19)

Масленица к нам пришла,

И блинов в дар принесла.

— Зима, уходить тебе пора.

Ведь приходит к нам она,

Долгожданная…

(Весна)



(Слайд 20)

Нынче песни, пляски, шутки,

Бубенцы, гармошки, дудки.

Взялся за руки народ –

Закружи нас, …

(Хоровод)

(Слайд 21)

Без него не обойтись,

Если с тестом завелись,

Без него и блин, не блин,

Сей продукт необходим!

Он на солнышко похож,

Его мигом режет нож,

В холодильнике хранят,

С хлебом съесть его хотят!

(Масло)











(Слайд 22)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки – …

(Блины)


(Слайд 23)

Что за баба средь двора?

Из соломы голова,

На одной ноге стоит,

Печь блины к столу велит!

(Чучело масленицы)









(Слайд 24)

Гриб: -Не может быть, не уж то вы отгадали все загадки. Ну что ж… как и обещал вот ваш ключ, последний, золотой.

Ведущий: -Ура! Ребята мы наконец-то собрали все три ключа, теперь можно отпереть чучело и вернуть весну. Пойдёмте скорее. (Слайд 25) А вот и хрустальный ящик. (Отпираем ящик тремя ключами).

Комочек: (Злится) –Ну как же так… Почему?.. Зачем вам эта весна? Вам что зима не нравится?.. везде белым бело, красиво, можно играть в снежки, веселиться, в школу из-за морозов не ходить, не жизнь, а сказка.

Ведущий: -Комочек… весна для нас для всех очень важна, без неё никуда.

Комочек: -Почему она так важна?

Ведущий: -Ребята, а вы знаете почему весна, как и другие времена года: лета и осень, важна для живых существ, почему не может быть вечной зимы и как это на нас отразится? (Если будет вечная зима, то многие животные и растения исчезнут с нашей планеты, или адаптируются и изменят свой внешний вид и функцию, замёрзнет вода, а без воды человек, как и другие представители флоры и фауны не смогут выжить, станет меньше еды, большая часть материков покроется льдом, жизнь очень сильно изменится).

-Вот… теперь Комочек ты понимаешь почему не может быть вечной зимы, что все сезоны важны.

Комочек: -Да, понимаю, простите меня ребята, я была не права, но я исправлюсь, я буду хорошей и помогу вам подготовиться к масленице.

Ведущий: -Ну что ребята, давайте простим Комочек, я уверена она исправится. А сейчас нам пора домой. Давайте все вместе встанем, закроем глаза, поднимем руки вверх и скажем волшебные слова. «Кам каломай камим, кам каломай камим, кам каломай камим». Ну вот мы и дома. Присаживайтесь. А сейчас, давайте узнаем, что вам лучше всего запомнилось из нашего путешествия. (…).

-На это наш классный час заканчивается.

Комочек: -Нам было с вами очень весело и приятно проводить время, до скорых встреч.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Классный час на тему "Широкая масленица"

Автор: Малина Дарья Дмитриевна

Дата: 04.05.2023

Номер свидетельства: 630853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Классный час на тему: “Широкая Масленица”"
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-na-tiemu-shirokaia-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "303452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457524237"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Классный час на тему: “Широкая Масленица идет-отворяй ворота!”"
    ["seo_title"] => string(63) "klassnyi_chas_na_temu_shirokaia_maslenitsa_idet_otvoriai_vorota"
    ["file_id"] => string(6) "554296"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1593456093"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "классный час "День единства народов Казахстан""
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi-chas-dien-iedinstva-narodov-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "330746"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464363900"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  внеклассного мероприятия на тему  «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-na-tiemu-shirokaia-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "219296"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434104515"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Разработка внеклассного мероприятия "Широкая Масленица" "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-shirokaia-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "222322"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436164623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства