В работе показаны методы семейного воспитания. Различные формы работы на классном часе призваны прививать детям любовь к семье, её традициям и ценностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Список использованной литературы_______________________20
Автор: Климанова Ирина Михайловна, учитель начальных классов,
Коммунальное Учреждение «Общеобразовательная школа I-III ступеней
№ 13 г. Енакиево»
Рецензенты:
- авторы (прописными буквами, выравнивание по левому краю);
- фамилия, имя, отчество автора(ов), должность, место работы (без выделения, выравнивание по ширине);
- рецензенты (прописными буквами, выравнивание по левому краю);
- фамилия, инициалы рецензентов, должность, место работы (без выделения, выравнивание по ширине).
1.Введение
1.1. Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Цель данной работы рассмотреть понятие, методы и формы семейного воспитания, методы и формы.
1. Понятие и принципы семейного воспитания.
Начальной структурной единицей общества, закладывающее основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи (Л.Д. Столяренко).
Семья - это социально - педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Чувства покоя, защищенности, душевного комфорта в семье вселяют в ребенка уверенность в завтрашнем дне, формируют семейные ценности. Сохранение домашнего очага, его защита, любовь к своей малой родине должны стать для ребенка непреодолимой потребностью на подсознательном уровне, частью его существа. Добиться этого можно только многолетним процессом взаимодействия семьи и школы. Их единство и взаимопонимание – ключ к успеху.
1.2. Актуальность данной разработки
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
В настоящее время наблюдается деградация семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. По свидетельствам статистики, 50% детей современного общества находятся в зоне риска.
«Вопрос семейного обучения сейчас, наверное, наиболее проблематичен с точки зрения законодательства. Прежде чем принять какие-либо законодательные акты, требуется публичное обсуждение. В свою очередь, до публичного обсуждения мы должны понять все нюансы семейного воспитания. Сегодня мы начинаем цикл семинаров, которые приведут к выработке оптимальной формы сотрудничества семьи и образовательной организации согласно законодательству», — отметила заместитель министра образования и науки ДНР Ирина Симонова.
1.3. Описание работы
Перед проведением классного мероприятия, целью которого было изучение психологической атмосферы семей будущих первоклассников, условий для адаптации детей в новых школьных условиях, возможной поддержки малышей в переходный период со стороны родителей, я познакомилась с детьми и их родителями.
Семейное воспитание - одно из приоритетных направлений современности.
Оно позволяет раскрыть возможности ребенка и его семьи, показать ее социальный статус, вскрыть все подводные камни и проблемы семьи. Используя методы исследования, наблюдения, опроса, анкетирования, я построила сценарий классного открытого мероприятия, который показывает все грани и составные части семьи в современном ее понимании.
Большинство родителей ответили, что соблюдают семейные традиции, хранят семейные реликвии, передают их по наследству своим детям. Демонстрация портфолио учеником 4-В класса Климановым А. является примером того, как надо представлять свою семью, помогает детям 1-го класса связать их небольшой опыт общения с родителями, помогает сделать выводы, учит составлять рассказ о семье, выделять главное, вызывает интерес и стремление также грамотно представлять все лучшее, что есть в их семье, гордиться своими достижениями.
Различные совместные игры, выступления, соревнования родителей и детей помогают им лучше узнать друг друга, учат общаться. Ведь взрослые должны быть во всем опорой и поддержкой для малышей. Нельзя терять нить взаимопонимания. Надо научиться уважать ребенка, уметь слушать и слышать его. Радостная атмосфера праздника создает эмоциональный фон.
Важный элемент семейного воспитания – взаимодействие родителей и детей.
Подобные мероприятия сближают родных людей, что способствует успешному процессу воспитания.
2. Основная часть.
2.1. Теоретическое обоснование проблемы
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задачи семьисостоят в том, чтобы:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.
Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;
вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
открытость и доверительность отношений с детьми;
оптимистичность взаимоотношений в семье;
последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д..
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.
Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.
Влияние семьи:
семья осуществляет социализацию личности;
семья обеспечивает преемственность традиций;
важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
2.1.1.Содержание семейного воспитания
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.
Составные компоненты семейного воспитания:
физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.
Общие методы семейного воспитания
Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.
Основные методы семейного воспитания:
убеждение (объяснение, внушение, совет);
личный пример;
поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Факторы выбора методов семейного воспитания детей:
Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.
2.1.2.Семейное воспитание ставит перед собой цели: способствовать укреплению семьи, формированию активной жизненной позиции с упором на авторитет родителей, передавать опыт в воспитании детей, оказывать поддержку семьям, испытывающим напряжение в межличностных отношениях. способствование укреплению семьи – полноценного института гражданского общества; передача положительного опыта в воспитании детей; оказание практической поддержки в проблемном поле жизни людей.Также целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Задачи семейного воспитания состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Задачи семейного воспитания можно объединить в три группы:
1. Воспитательные задачи:
- формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок и позиций;
- закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества.
2. Образовательно-воспитательные задачи:
- осуществление нравственно-эстетической подготовки ребенка к формированию в будущем собственных семейных отношений;
- формирование чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям;
- взращивание чистого чувства уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести;
- вооружение умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства.
3. Личностно-развивающая задача - создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического и т.д. становления детей в процессе повседневной деятельности и общения.
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений в семье;
- оптимальность взаимоотношений в семье;
- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.
Составные компоненты семейного воспитания:
-физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
- интеллектуальное— предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
- эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
-трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.
2.1.3. Сегодня опорой главной идеологии воспитания подрастающего поколения являются три кита: гражданское, патриотическое и семейное воспитание.
Министерство образования и науки ДНР планирует ввести в школах «шестидневку» для внедрения семейных программ. В Донецке разрабатывается программа внедрения в общеобразовательных школах центров семейного воспитания. Учебная неделя в школах ДНР будет увеличена с пяти до шести дней с целью внедрения программ семейного образования. Об этом плане в интервью ДАН сообщила министр образования и науки ДНР Лариса Полякова.
«Мы хотим расширить учебную неделю до шести дней, но шестой день мы посвятим не школьным предметам, а занятию детей с родителями. Например, на уроке труда девочки с мамами будут учиться шить, вязать, мальчишки заниматься с отцами», — сказала глава Министерства образования и науки.
Она подчеркнула, что «программы для всей семьи» учитываются новыми образовательными стандартами, так как развитие самообразования и семейного образования предусмотрено законом ДНР «Об образовании».
В Министерстве образования и науки ДНР состоялось заседание круглого стола «Школа и семья: от сосуществования к партнерству». Как сообщает пресс-служба Министерства образования и науки ДНР, в ходе заседания круглого стола обсуждены итоги реализации 1 этапа программы семейного воспитания.
«Министерство образования и науки ДНР является одним из ключевых ведомств, разрабатывающих идеологию. На сегодня мы разработали идеологическую программу, которая в ближайшее время будет представлена Главе ДНР. Эта программа базируется на совести, справедливости, свободе и равенстве, то есть мы должны воспитывать молодежь с учетом преемственности поколений и традиций.
2.1.4. Концептуальную основу семейного воспитания составляет, прежде всего, авторитет родителей.
Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты.
Ощущение жизненной уверенности - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.
К числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности семейного воспитания, относят семейные традиции — один из основных способов воспитания, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.
К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы.
Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению.
Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.
Во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фото летописи (а сегодня – видео летописи) и т.д.
Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
2.2. Практическая часть
Классный час(1 класс).
Тема: Моя семья – мое богатство
Цель урока:
1. Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека. Содействие расширению знаний школьников и семье, о нравственных и моральных нормах; формирование ценностного отношения к семье.
2. Привитие детям этических качеств личности и норм поведения в семье.
3. Воспитание ценнейших качеств человека: доброты, отзывчивости, терпения, чувства уважения и взаимопомощи. воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствование моральному развитию детей; побуждение их к анализу собственного поведения, обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, нравственное воспитание учащихся.
4. Укреплять привязанность к членам своей семьи.
5. Сформировать представление о важности каждого члена семьи.
6. Научить детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи.
7. Развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться в обществе.
8. Способствовать восприятию уважительного отношения ко всем членам семьи.
9. Учить осознанно и добросовестно относиться к домашнему труду.
10. Развивать устную речь, память, способности.
воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствование моральному развитию детей; побуждение их к анализу собственного поведения, обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, нравственное воспитание учащихся.
Оформление:
1. Выставка детских рисунков «Моя семья. Семейный герб».
2. Презентация «Моя семья»
3. Проект по окружающему миру «Вот моя семья».
4. Портфолио «Семейные традиции моей семьи».
4.Пазлы « Собери дом», пословицы, набор «лепестков» о семье, картинки для составления герба, воздушные шарики с пожеланиями членам семьи.
Ход занятия:
1.Организационный момент и сообщение целей урока
Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво
Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнется друг пусть другу. Подарите вы улыбку и гостям сегодня нашим.
Да и мне улыбка ваша очень-очень как нужна!
Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.
Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем
Разговор свой заведем…
2. Актуализация и мотивация.
- Ребята, посмотрите отрывок из известного мультфильма («Простоквашино»). Скажите его название, назовите его героев. Что вам нравится в нем?
- Самое главное, что у героев дружная, большая и крепкая семья. Что же такое семья и для чего она человеку нужна и нужна ли она вообще, мы сегодня попытаемся узнать.
-А как думаете вы?
3. Исследование поставленной проблемы.
(Из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова)
Семья – это группа родственников, живущих вместе.
_А достаточно для семьи просто жить вместе? Что должно людей объединять?
- Не только родственные связи, а и общие интересы, чувства.
_-Отгадайте ребус: 7 Я
Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Слово «семья» можно разделить на 7 «Я». Вы можете сказать, что не в каждой семье 7 человек. В семье неважно сколько человек. Полезно знать что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя с любовью посаженное в землю даёт крепкий росток, со временем на нём появляется цветок, а затем плоды.
У каждого из вас ребята есть люди самые близкие, любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились и будут любить вас всегда. Кто же это?
(Просмотр презентации «Моя семья - мое богатство»)
Сегодня мы говорим о семье и вместе будем искать ответ на один вопрос: что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья, чтобы все в ней были счастливы и всем было хорошо.
(Звучит песня «Бабушка рядышком с дедушкой», которую инсценируют приглашенные родители со своими детьми)
Ученик:
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
-Назовите мультфильмы, в которых показаны семьи («Мешок яблок», «Простоквашино», «Тайна Третьей планеты», «Три медведя», «Красная Шапочка»).
У каждого героя была своя семья, без которой он не мог жить.
Учитель: давайте ребята соберём домики для сказочных героев, ведь у них тоже есть сказочные семьи (работа с пазлами).
- Теплый, уютный дом объединяет людей, создает радостное настроение.
(Игра – соревнование «Мой дом – моя крепость». Участники – родители с детьми , 2-3 пары, быстро расставляют предметы в «своем доме». Побеждает тот, кто быстрее всех украсил дом и правильно расставил все предметы. Пара получает приз).
-У нас есть гость, который подготовил рассказ о своей семье (под музыкальное сопровождение показ портфолио). Оцените его рассказ аплодисментами.)
- Как вы думаете, кто должен быть главным в семье и почему?
(Шуточное соревнование между папами под песню «Папа может»)
-Учитель: Я хочу вам ребята сказать, что сейчас вы маленькие, родители заботятся о вас, а придёт время вы будете ухаживать за ними. И об этом уже сейчас надо думать и говорить. А сейчас мы посмотрим как относятся дети к своим родителям и бабушкам.
(фрагмент мультфильма «Нехочуха»)
- Я надеюсь, что среди вас нет таких ребят, как Нехочуха.
-Что вам не понравилось?
-Как мы должны относится к бабушкам и дедушкам и другим людям старшего поколения?
- У вас есть в семье братишки, сестрёнки старшие у некоторых будут и младшие. Как мы должны обращаться с ними?
- А вы какие обязанности по дому выполняете?
4.Игра «Домашний сундучок»
-Сегодня вы должны были принести самую дорогую вещь в вашей семье, с которой связаны самые интересные или счастливые моменты вашей семьи.
(Демонстрация и несколько слов).
- Что же делает семью счастливой?
(Дети прикрепляют лучик к солнышку и говорят слова)
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Учитель: Помните народную заповедь: «Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Почитать родителей – значит в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте о них заботиться.» если заповеди исполняются ,то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Берегите и любите всех!
5.Продолжи незаконченные предложения.
-А теперь давайте скажем несколько тёплых слов своим родным
(Дети берут воздушные шарики и дарят родителям со словами)
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
(Дети поют песню «Нынче у родителей дел полно опять»)
6.Работа с кластером.
●Правила общения в семье.
1. Любить друг друга.
2. Уважать друг друга.
3. Слушать родителей и заботиться о них .
4. Быть честным и правдивым.
5. Не огорчать родителей поступками и учёбой.
6. Не держать обиду на родителей.
7. Не требовать от родителей исполнения всех своих желаний.
7.Проектная деятельность.
Ребята, давайте познакомимся с вашими работами о вашей семье.
О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)
А теперь у вас появилась ещё одна семья – школьная. И теперь мы вместе будем радоваться и огорчаться, переживать и поддерживать друг друга.
И пусть солнышко согреет своими лучиками каждого из вас
Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем
В нашем классе тоже есть свои законы. Давайте вспомним о них (девиз класса,законы в игровой форме).
-Класс наш в школе самый умный,
Есть отличники всегда!
Мы вам скажем без стесненья:
-Это мы - 1-В! (повторяют)
-Класс наш в школе самый шумный,
Идет кругом голова!
Мы вам скажем честно-честно:
- Класс наш в школе всех активней
И при деле он всегда!
Мы вам скажем откровенно:
- Класс наш в школе самый дружный,
Не пугает нас беда!
Мы вам скажем без сомнений:
-А какой веселый самый?
Улыбается всегда!
Мы вам громко все воскликнем:
- Класс наш в школе самый лучший,
Мы – надежные друзья!
Вам секрет откроем дружно:
Потому что мы – семья!(Хором)
8.Практическая работа «Составление семейного герба» (совместно с родителями, используя домашние заготовки)
- В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы. Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:
(На доске – рисунки животных, птиц, растений и их значение).
лев - сила, великодушие
орел - власть
овца - терпение, кротость
ворон - долголетие
олень - символ воина
цапля - пугливость
волк - жадность, злость
павлин - тщеславие, хвастовство
дуб - крепость
пальма - долговечность
сливовое дерево - мир
Давайте придумаем герб нашего класса. Творческое задание.
( Выставка рисунков семей. Под аплодисменты круг почета)
Ученики читают заповеди:
· свято храни честь своей семьи;
· люби свою семью и делай её лучше;
· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
· подари родителям радость;
· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
9.Итог занятия.
Учитель:
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
(Завершает занятие песня С. Ротару «Я, ты, он, она.».)
3. Заключение
Итак, семья играет огромную роль в процессе воспитания. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Именно поэтому, так важно чтобы ребенок, положительно воспринимал семью. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Родители должны понимать, что они обязаны:
принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.
Использованные источники
Литература:
1.Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 1985.