Познакомить с героями России и их подвигами. Обсудить образы и подвиги юных героев времён Великой Отечественной войны и нашего времени.Показать причастность каждого россиянина к судьбе своей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "День Героев Отечества"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карталы»
Классный час
День Героев Отечества
3 класс
Учитель начальных классов
высшей категории
Романова Светлана Анатольевна
Классный час на тему: «День Героев Отечества».
Цель: знакомство с героями России и их подвигами, воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, стремление показать причастность каждого россиянина к судьбе своей Родины.
Задачи: рассказать о понятии «герой», обсудить какими качествами должен обладать
человек, чтобы его назвали героем;
формировать нравственные качества личности на примерах героев;
расширять представления детей о героях и героических поступках;
обсудить образы и подвиги юных героев времен Великой Отечественной войны и нашего времени воспитывать любовь к Родине.
1. Положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
Учитель
Несмотря на то, что на улице погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас, если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.
Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит, вы счастливы, спокойны, веселы, нам ничего не угрожает, и в этом есть заслуга людей, которые, порой ценою своей жизни, во имя нашего покоя и благополучия совершают подвиги.
2. Мотивационно - целевой этап
Учитель
Сегодня у нас очень важная и серьезная тема. Чтобы узнать, о чем мы с вами поговорим, послушайте внимательно стихотворение.
1 ученик:Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.
2 ученик:Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!
Учитель
- Понравилось вам стихотворение?
-Вы можете уже сказать, как будет звучать тема нашего классного часа?
-Наш классный час посвящён самому молодому празднику, который отмечает наша страна 9 декабря
- Как, называется этот праздник?
- День героев Отечества. В этот день поздравляют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации.
- Ребята, какого человека можно назвать героем?
Дети
(Герой - это человек, совершивший подвиг, храбрый поступок ради людей, отечества).
- Какими качествами должен обладать герой?Подберите слова, характеризующие героев, на буквы, которые видите на доске: (С, М, Ч, Р, У, Д, О, Х)
Значит, мы с вами поставим еще одну цель - узнать, какие герои есть в нашей стране. А вы знаете, чем награждают героев? Ребята, героев награждают орденами. А какие бывают ордена и за что их вручают героям? Хотите и об этом узнать? Итак, ребята, кто уже запомнил и сможет полным предложением сказать, что сегодня узнаем?
Дети
Мы узнаем историю праздника, некоторые имена героев, а также узнаем, какими орденами награждают героев.
3. Основной этап
Учитель
В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. Немало испытаний выпало на долю нашей Родины, нашей Отчизны. С давних времен Русь противостоит врагу, защищая свои границы и свой народ. Немало героев было на земле Русской, стоит только назвать такие имена, как:
А лександр Невский - Великий русский полководец. Обезопасил западные границы Руси. Знаменитые сражения: 1240 – Невская битва; 1242 – Ледовое побоище. Был причислен к лику святых. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Дмитрий Донской - Князь московский и владимирский, построил новый каменный Кремль в Москве. Прославился тем, что освободил Русь от татаро- монгольского нашествия.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками. В июле 1612 года народная дружина под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выступила на освобождение Москвы. В октябре 1612 года освобождённая Россия вздохнула свободно. (7 ноября)
В 1941 году наша великая Родина снова подверглась вражескому наступлению.
3 ученик: Воскресного дня накануне
Безоблачные небеса.
22 июня, ровно в 4 часа...
Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали,
Так начиналась война.
Учитель
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. Ребята, а как вы думаете, подвиги совершают только смелые и мужественные мужчины? Конечно, нет, в списках героев также есть женщины и даже дети.
Из них Леня Голиков, Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей. Как много их, замечательных сыновей и дочерей Родины! Нам не хватит времени, чтобы даже назвать их по именам. (На доске портреты пионеров-героев)
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, да друзья.
Итак, маленькие герои большой войны
Самый юный из них - Валя Котик был удостоен звания Героя Советского Союза в 14 лет. Это возрастной предел, моложе его Героев в истории Великой Отечественной войны не было.
Ребята, а давайте представим, что мог бы рассказать о себе Валя Котик
Ученик
Я Валентин Котик родился в 1930 г. в селе Хмелевка. С ранних лет я помогал своим родителям и в доме и в поле, как и все ребята нашего села. В 7 лет пошёл в школу. Школа наша была небольшая деревенская, но ребят в ней было много. Было весело и дружно. 22 июня 1941 года мы узнали, что началась война. Мне было всего 11 лет. Когда в нашу деревню ворвались фашисты, мы вместе с друзьями, решили бороться с врагом. После этого я попал в отряд к партизанам. Сначала был связным, а затем участвовал в боях. Дважды был ранен, но возвращался в строй. Война - это страшно, это разруха, голод, кровь, слёзы, это смерть, которая подстерегает тебя на каждом шагу. Но когда твоя Родина в смертельной опасности, то нет ничего важнее, чем её свобода. В 1944 году, когда мы стали гнать врага с нашей земли, при освобождении города Изяслава я был смертельно ранен. Похоронили меня перед школой, в которой я учился. Присвоено звание Героя посмертно. Моя жизнь была короткой, но глядя на вас, я понимаю, что моя смерть и сотни смертей мальчишек и девчонок были не напрасны.
Учитель
Давайте узнаем про судьбы и других пионеров-героев.
Выступления детей
Зина Портнова - помогала партизанам, распространяла листовки, вела разведку. Её выдал предатель. Девочку пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная партизанка была зверски замучена. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Марат Казей - был разведчиком, доставлял ценные сведения, подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было. Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Леня Голиков - Когда началась война, школьник из деревни Лукино добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, в свои 14 лет он выглядел еще моложе. Под видом нищего он ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках, и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня - за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец убил его. В портфеле оказались очень важные документы, которые были доставлены в Москву. Партизанам приходилось вступать в бои с противником.В одном неравном бою погиб весь штаб 4-й партизанской бригады. Среди павших был и юный партизан Леня Голиков.
Учитель
Война не знает возраста. Насколько трагично потерянное детство, детство, лишённое радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертью самых близких людей. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Запомните и вы их, ребята.
За многовековую героическую историю Россия имеет такое количество подвигов, которого нет ни у одного другого государства в мире, не было и, наверное, уже не будет…
Но и в современное время наша страна была втянута в военные конфликты в Афганистане, конфликт с Чечней. Много человеческих жизней унесли эти войны, среди которых были и наши с вами земляки.
Война в Афганистане длилась 10 лет. 15 февраля 1989 г. она закончилась. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали: «Мама, я пришел…» 15 февраля отмечают День Памяти воинов – интернационалистов.
Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки
4 ученик: Ребят не мало полегло, и в наше время сложное Они сражались яростно, вершили невозможное, И на корню рубили зло, враг не дождался милости! Уже нет сил, уже нет слов, а друга надо вынести.
5 ученик: Спасибо всем, кто воспитал сынов своих мужчинами! Никто из них не задрожал пред пулями и минами! И вновь готовы на Руси герои биться с нечестью. Храни, Господь, и укрепи Защитников Отечества!
Учитель
- Как вы думаете, есть ли герои в наше время? (ответы детей)
Учитель
- Я хочу рассказать вам одну историю. А вы её внимательно послушайте.
Один мальчикнеполных шести лет очень ждал маленькую сестрёнку. Сестрёнка родилась в срок, но с очень большими проблемами. Срочно потребовалась кровь редкой группы для переливания новорожденной, которую удобней всего было взять у старшего братишки. Родители спросили малыша: – Ты смог бы отдать свою кровь для маленькой сестрёнки? Мальчик стал не по-детски серьёзным, задумался и потом сказал: – А это поможет ей остаться живой? – Да, тогда она будет жить. – А можно я подумаю до вечера? – Конечно, можно. Вечером малыш решительно объявил: – Я согласен. Когда в больнице у мальчика взяли кровь, он выглядел очень напуганным. Медсестра заботливо укрыла его одеяльцем: – Ты молодец! Полежи пока. – Тётя, а через сколько минут я умру? Оказалось, мальчик думал, что нужна вся его кровь и, отдав её, он сразу умрёт.
- Можем ли мы этого малыша назвать героем? (ответы детей)
Учитель
Данил Садыков из Татарстана награждён орденом Мужества в мае 2012 года за спасение девятилетнего ребёнка, который случайно упал в чашу фонтана. Вода в фонтане была под напряжением. Все кричали «помогите», но в воду прыгнул только Данил, который в этот момент проезжал мимо на велосипеде. Данил Садыков вытащил пострадавшего на бортик, но сам получил сильнейший удар током. Он умер до приезда скорой помощи.
Поражение электричеством было для Данила смертельным. Ему было 12 лет.
Женя Табаков - самый юный гражданин России. Погиб защищая сестру от насильника. Женя и его двенадцатилетняя старшая сестра Яна были дома одни. В дверь позвонил неизвестный мужчина, который представился почтальоном, принёсшим заказное письмо. Услышав, что взрослых нет дома, мужчина ушёл, однако через некоторое время вернулся и предложил девочке расписаться за мать. Яна не заподозрила ничего неладного и разрешила ему зайти. Войдя в квартиру и закрыв за собой дверь, «почтальон» вместо письма достал нож и, схватив Яну, стал требовать, чтобы дети отдали ему все деньги и ценности, находившиеся в квартире. Получив от детей ответ, что они не знают, где деньги, преступник потребовал от Жени искать их, а сам потащил Яну в ванную комнату, где стал срывать с неё одежду. Увидев это, Женя побежал на кухню, схватил столовый нож и, вернувшись, с разбегу всадил его незнакомцу в поясницу (как впоследствии выяснят эксперты, нож от слабой руки мальчика вошел в тело только на три сантиметра). Насильник упал и машинально выпустил Яну, но затем вскочил и бросился на Женю. Рассвирепевший уголовник начал один за другим наносить мальчику удары в спину ножом (всего у ребёнка потом насчитали восемь ножевых ранений). Награждён орденом Мужества посмертно. Ему было всего лишь 7 лет.
Михаил Ярмонов 10- летний школьник из Алтайского края спас утопающего 7- летнего мальчика. Миша сумел оказать первую помощь пострадавшему. Ребёнок награждён нагрудным знаком МЧС России
- Можем ли мы назвать этих мальчиков героями нашего времени? (ответы детей)
- Людей каких профессий мы можем назвать героями нашего времени?
Дети
(полицейские, спасатели, космонавты, разведчики, герои труда, работники МЧС, пожарные, доноры, мать-героиня, парашютисты, летчики-испытатели, подводники и многие другие).
- Почему именно этих людей вы назвали?
Дети
(Жертвуют собой во имя жизни других людей).
- Все ли люди способны на героические поступки, способны жертвовать собой? (Нет).
Учитель
Вот такие герои есть в нашей стране. Не хватит времени, чтобы назвать их имена.
У каждого народа есть заветные страницы истории, есть они и у россиян. Мы должны помнить героические имена, и никогда не забывать о том, что благодаря героям мы можем счастливо жить в своей стране.
6 ученик:Мы будем помнить ваши имена,
И память завещать грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.
7 ученик: Нет, не ослабнет наша память,
Она на веки нам дана,
Чтоб вновь и вновь могли мы славить
Героев наших имена!
Дети встают, звучит песня «От героев былых времён…»
4. Рефлексия
Учитель
Ребята, наш классный час подходит к концу, мне бы очень хотелось, чтобы вы оценили вою работу на классном часе.
Ребята, как звучала тема нашего урока? О чем мы с вами поговорили? Какую цель мы с вами поставили? Что ты узнал нового? Все ли поставленные цели мы выполнили? Что ты запомнил для себя? Что тебе понравилось?
А сейчас я вас попрошу нарисовать счастливый (жёлтый) смайлик, если вам всё понравилось на классном часе, вам было интересно. Нейтральный (зелёный) смайлик, если вам было не интересно и ничего нового вы не узнали. И грустный (красный), если совсем ничего не поняли. Оцените свое настроение на классном часе.