Классный час "С чего начинается Родина" для учащихся начальной школы
Классный час "С чего начинается Родина" для учащихся начальной школы
Мероприятие предназначено для учащихся начальной школы, 1 класса. На классном часе дети знакомятся с понятиями “государственные символы страны”. У ребят расширяется круг знаний и представлений об истории России; воспитывается чувство гордости за свою страну.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "С чего начинается Родина" для учащихся начальной школы»
10
Классный час "С чего начинается Родина..."
Рашидова Елена Васильевна, учитель начальных классов
МОУ Баганская средняя общеоброзовательная школа №2
Цели:
Познакомить учащихся с понятиями “государственные символы страны”;
Расширить круг знаний и представлений об истории России;
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Презентация в Power Point, мультимедийная доска, фонограммы: Гимн Российской федерации, «С чего начинается Родина...», «Солнечный круг».
Ход урока:
Слайд: №2-11.
Звучит песня сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера «С чего начинается Родина…» в исполнении М. Бернеса.
Учитель: Ребята, а с чего, по-вашему начинается Родина?
Ответы учащихся
Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА.
Ученик: Иванов Захар
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Учитель: У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
Как называется то место, где вы родились и выросли?
Ответы учащихся.
Слайд: №12 – 15.
Учитель: Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Ученик: Ткачева Даша
Страна, в которой мы живём – Россия.
Ученик: Порубов Данил
Наша Родина, наше отечество – матушка Россия.
Ученик: Скорик Настя
Отечеством зовём её потому, что испокон веков жили наши отцы и деды.
Ученик: Слесарев Юра
Родиной зовём её потому, что здесь родились, всё вокруг для нас родное.
Ученик: Бабоха Виталя
А матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережёт нас.
Слайд №16. Карта России
Учитель: Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.
Слайд №17 + фонограмма «Звуки природы»
Ученик читает наизусть стихотворение С. Васильева “Россия”
Ученик: Денисенко Оля
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих вершин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
Свеликой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом “Русь”!
Учитель: Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!
Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?
Ответы учащихся
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назватьроссиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей.
Слайд №18-21
Ученик читает наизусть стихотворение В. Степанова “Российская семья”.
Ученик: Вальц Надя
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
Учитель: Ребята, назовите столицу нашей Родины?
Ответы учащихся
Учитель: Верно, город-герой Москва – столица нашей Родины.
Слайд №22 - 23
Москва – это Красная площадь.
Слайд №24 - 25
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Учитель: Москва – самый большой город России. В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. Они решают важные государственные задачи.
Слайд №26
В центре Москвы находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.
Учитель: Ребята, что такое “символ”? Какие государственные символы вы знаете?
Ответы учащихся
Символы – это условные знаки или изображения.
К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.
Ребята, прослушаем как на эти вопросы отвечают директор школы, учащиеся 5-9 классов.
Слайд №27 – 33 (киновставка)
Учитель: Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.
Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.
Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.
Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.
Слайд №34
Ученик: (Максимейко Вика) читает наизусть стихотворение В. Степанова «Герб России».
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
Ученик: Шатохин Вова: Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего российского государства. Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображён щит.
Учитель: А вот как описан Государственный Герб России в Федеральном конституционном законе: “Государственный Герб Российской федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, а в левой держава. На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона”
Слайд №35
Сообщение об истории российского флага.
Учитель: Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой.
К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны.
Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.
В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг – бело-сине-красное полотнище.
11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ “О государственном флаге Российской Федерации”. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага.
Ученик: Бабоха Виталя:
Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет.
Ученик: Кочеткова Настя
Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство.
Ученик: Шумакова Алена
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников о торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатический представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
Учитель: А вот как описан Государственный Флаг в Федеральном конституционном законе: “Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета”.
Ученик: Пчелянский Саша
Читает наизусть стихотворение В. Степанова «Флаг России»
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
Учитель: Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага.
22 августа – День Государственного Флага РФ.
Учитель: Подошла очередь поговорить о главной песне.
“Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем.
Слайд 17 Учитель: У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.
- «Ребята, как нужно слушать Гимн России?»
Ответы учащихся
Фонограмма : Гимн Российской Федерации
Учащиеся слушают Государственный гимн России.
Учитель: Ребята, что для вас значит слово «патриотизм»?
Ответы учащихся
Учитель: Дети, давайте прослушаем, как на этот вопрос отвечают: директор школы и учащиеся старших классов.
Слайд №36 -39 (киновставка)
Учитель: Кто является Президентом Российской Федерации?
Ответы учащихся
Слайд №40 (Дмитрий Анатольевич Медведев)
А теперь, дети, подведем итог нашего классного часа. Сейчас я проверю насколько вы были внимательны. Попробуйте ответить на следующие вопросы.
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
- Почему мы называем Россию нашим Отечеством?
- Почему мы зовём Россию матушкой?
- Кто является Президентом Российской Федерации?
Учитель: Молодцы, ребята!
Ученики читают стихотворение А. Прокофьева «Нет на свете Родины милее…»
Слайд №41
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Учащиеся 2-го класса исполняют песню «Пусть всегда будет солнце!»