классный час Образовательное пространство Казахстана
Классный час Образовательное пространство Казахстана
воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое, настоящее и светлое будущее народов Казахстана; ознакомление учащихся с историей развития науки и образования; достижениями Казахстана в научно-инновационной сфере; развитие речи учащихся и обогащение словарного запаса.
О достижениях Казахстана в научно-информационной сфере, приоритеты государства в области знаний, наук и инноваций. «Мир вступил в эпоху глобализации, ускоренного развития инноваций и технологий. Новым этапом развития человечества является переход к экономике знаний. И Казахстан не должен остаться на обочине этих процессов».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час Образовательное пространство Казахстана »
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектебі » ММ-сі
ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата г.Костаная»
Тақырыбы: «Қазақстанның білім аясы »
Тема: «Образовательное пространство Казахстана»
Сынып жетекшісі: Әлжанова К Е
Классный руководитель: Альжанова К.Е.
Сынып: 8Б
Класс: 8Б
2014 год.
Классный час на тему: Образовательное пространство Казахстана. Цель классного часа: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое, настоящее и светлое будущее народов Казахстана; ознакомление учащихся с историей развития науки и образования; достижениями Казахстана в научно-инновационной сфере; закрепление знаний по истории Казахстана; развитие речи учащихся и обогащение словарного запаса.
Оформление: портреты ученых Казахстана, плакат с изображением герба и флага Республики Казахстан, портрет Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Ход классного часа 1. Организационный момент Вступительное слово учителя.
Сегодня классный час посвящен образовательному пространству Казахстана. Что сделано? Чего мы достигли за эти годы? Сегодня мы поговорим о достижениях Казахстана в научно-информационной сфере, приоритеты государства в области знаний, наук и инноваций. «Мир вступил в эпоху глобализации, ускоренного развития инноваций и технологий. Новым этапом развития человечества является переход к экономике знаний. И Казахстан не должен остаться на обочине этих процессов».
Н.А.Назарбаев
2. Работа в группах. Учащиеся должны подготовить выступления по темам. 3. Выступление учащихся. Группа 1. История развития науки и образования в Казахстане
1-ученик: Зарождение научной мысли в Казахстане уходит в глубокую древность. Археологические исследования и письменные источники содержат сведения о культуре городов и поселений, существовавших в 6—11 веках на территории Жетысу, Центрального и Восточного Казахстана. Основателями этой культуры являются местные тюркские племена: огузы, карлуки, кимаки, кыпчаки. В 8—11 веках в связи с усилением влияния в Средней Азии и Казахстане Арабского халифата получила распространение исламская религия, возросло влияние арабской культуры. Арабский язык на территории халифата стал господствующим, однако сохранились и местная культура и язык. В развитии арабской культуры активное участие приняли многие ученые, выходцы из завоеванных арабами стран. Средневековые города были известны во всем мире не только своими базарами и ремеслами, но и славились поэтами, учеными, художниками, богатыми библиотеками, учебными заведениями. Особое место занимал город Отырар (Фараб), расположенный на караванном Великом Шелковом пути, ведущем из Китая в Европу и имевшем важное географическое и экономическое значение. Библиотека Фараба по богатству рукописного книжного фонда была наиболее крупным хранилищем после Александрийской в Египте. В Фарабе родился великий ученый Абу Насыр Аль-Фараби. Он оставил богатое научное наследие — свыше 100 трудов.
В государстве Караханидов, существовавшем в 10—11 веках на территории Казахстана, создавал свои произведения замечательный поэт и мыслитель Юсуф Баласагуни. Его труд “Кутадгу билиг” (“Благодатное знание”) стал известен во многих странах мира. Исключительный вклад передовых мыслителей Востока в науку и культуру уже в те времена признавала Европа. Об этом свидетельствуют переводы произведений ученых и поэтов Востока, получившие в 10—12 веках широкое распространение во Франции, Италии, Испании и других государствах. В конце 17 — начале 18 века ученые России и ряда стран Западной Европы начали исследовать территории Казахстана, изучать историю, культуру, быт и обычаи его населения. 2-ученик: Первый фундаментальный труд по истории казахов “Описание кыргыз-казахских, или киргиз-кайсацких, орд и степей” (1832) создал А.И. Левшин, которого Ш.Уалиханов назвал Геродотом казахского народа, а его монографию оценил как бесценное научное достояние. Андрей Петрович Н.М. Пржевальский Г.Н.Потанин Семенов-Тян-Шанский
Известные русские исследователи П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Г.Н. Потанин внесли большой вклад не только в изучение края, но и в формирование демократической научной мысли во 2-й половине 19 — начале 20 в. Они, а также В.В. Григорьев, Н.Ф. Костылецкий, Е.П. Михаэлис, П.Е. Маковецкий, А.А. Блек оказали большое влияние на духовное формирование казахских просветителей-демократов — Ш.Уалиханова, Ы.Алтынсарина, Абая Кунанбаева.
В начале 20 века большинство казахских детей имели возможность учиться только в аульных медресе, где обучение ограничивалось заучиванием аятов из Корана. Накануне 1916 на территории Казахстана было всего несколько русских и русско-казахских школ, в них обучалось 19370 казахских детей. Группа 3.Образование в период социализма 5-ученик: В начале XX века начинается интенсивное развитие образования и педагогической науки в регионе. На общественную арену выходит новое поколение просветителей, которое достойно развивает материалистические взгляды своих предшественников, привнося новые идеи и воззрения в область обучения и воспитания.
Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются: – формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся; – социальная адаптация школьников к жизни в обществе; – воспитание гражданственности и любви к Родине; – обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.
Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.
В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся.
Наряду с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы. Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142.
С учетом этнических потребностей населения обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ - 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ - на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках.
Начальное и среднее профессиональное образование приобретается в профессиональных школах, лицеях и колледжах и сочетается с получением общего среднего образования. Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения.
В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям. Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 - государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел. Высшее профессиональное образование приобретается гражданами, имеющими среднее образование. В Республике Казахстан установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).
В структуре высшего образования предусмотрено три ступени:
I. Высшее базовое образование, предусматривающее широкую гуманитарную и фундаментальную естественно-научную подготовку по профилю специальности с присвоением академической степени «бакалавр»;
II. Высшее специальное образование с присвоением квалификации «специалист с высшим образование» (дипломированный специалист);
III. Высшее научно-педагогическое высшее образование нацелено на последующее использование выпускников на научной и педагогической (в вузе) работе. Лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, присваивается квалификация «специалист с высшим образованием» и академическая степень «магистр наук»;
Вузам предоставляется право самостоятельно определять соответствующую структуру многоступенчатой подготовки кадров. В вузе могут функционировать как все ступени высшего образования, так и отдельно.
Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных.
Аспирантура открыта по 215 научным специальностям, а докторантура — по 29 специальностям. Коэффициенты охвата всеми уровнями образования СНГ: Охват высшим образованием в среднеазиатском регионе (общие коэффициенты, процент населения в возрасте 19 - 24 лет). (1989—1999 гг.)
Республики
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
Казахстан
18,1
18,7
18,5
17,7
16,9
16,9
16,6
16,2
18,7
20,4
23,3
Кыргызстан
13,2
12,9
12,5
11,5
10,7
11,2
12,9
15,3
19,0
24,8
29,8
Таджикистан
11,5
11,9
11,3
11,6
11,2
11,9
11,8
12,1
11,9
11,3
11,5
Туркменистан
10,2
9,9
9,5
8,6
8,1
7,8
6,4
5,7
5,0
4,4
3,9
Узбекистан
15,0
15,2
14,8
13,4
11,3
9,4
7,6
6,6
6,1
6,0
6,2
Анализ проблем высшего образования
В системе высшего образования также стали нарастать отдельные негативные тенденции. Снижение требований к поступлению в вуз при отсутствии соответствующего современным требованиям интеллектуального, кадрового, материально-технического потенциала отдельных вузов и их многочисленных филиалов, привело к чрезмерному росту количества специалистов, что привело к перенасыщение рынка труда невостребованными кадрами. Этому способствовала массовая подготовка по узкопрофильным специальностям, ориентированным только на стабильные отрасли и потребителей.
Сложившаяся ситуация в области образования свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений, кардинальных организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран. Проводятся меры по модернизации системы высшего образования, главным атрибутом которой является присоединение к Болонскому процессу.
Глобализация мировой экономики стала объективной реальностью. Особенно ярко это проявляется в европейских странах. В структуре экономики Европейского Союза наблюдается увеличение наукоемких отраслей, которые оказывают влияние на потребность рынка труда, требующего притока высококвалифицированных специалистов. Создание единого общеевропейского рынка труда обуславливает принятие адекватных изменений в образовательной сфере. Поэтому национальная система образования не может развиваться без интеграции в мировое образовательное пространство.
Проведенный сравнительный анализ состояния высшего образования Республики Казахстан с лидирующими странами мира в этой области, показывает, что страны с большим количеством государственных вузов, например, Великобритания – занимающаяся в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности 10 место (имеющиеся 86 государственных вуза против 3 частных вузов), Швеция – 3 место (37 против 10), Финляндия – 2 место (20 против 0), Франция – 18 место (82 против 5), Германия – 8 место (338 против 7) и т.д., зарекомендовали себя как действующие лидеры мирового экономического развития. В достижение всех этих целей, в первую очередь, надо использовать свои собственные природные и трудовые ресурсы. Безусловно, полная интеграция в мировое образовательное пространство требует поднятия системы образования на новый международный уровень.
Республика Казахстан на данный момент испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными учреждениями (вузами) предоставляющими высшее образование. На население чуть больше 15 миллионов в Казахстане приходится 181 вуза, из которых только 51 являются государственными. В то время как в лидирующих странах мира в области образования, в Великобритании на число населения 60,4 миллионов приходится 89 вузов, в Финляндии на 5,2 миллиона приходится 20 вузов, в Чехии на 10,2 миллиона приходится 66 вуза и т.д. В среднем, в странах Восточной Азии, Европы, России и Запада на численность населения от 150 тыс. до 700 тыс. человек приходится один вуз. В среднем в мире соотношение этого показателя составляет 320 тыс. человек против 84 тыс. в Казахстане. К слову сказать, в 181 казахстанских вузах обучаются свыше 775 тыс. студентов, в то время как в 100 вузах Канады обучаются 1,5 миллионов студентов или в Великобритании в 89 вузах учатся 640 тыс. студентов. Это наглядный пример диспропорции в количестве охвата обучением населении в республике. Другой острой проблемой казахстанского высшего образования является дорогая стоимость образования, которая порой выходит за рамки возможности оплаты для гражданина со средними доходами. Расходы же на образование со стороны Правительство Казахстана в основном ограничиваются в пределах государственных вузов. Тогда как общие расходы на образование со стороны государства в 2007 году составили примерно 3,8 млн. долларов, то в западных странах эти цифры намного выше, в Швеции – 18,5 млн. долларов, в России – 45 млн. долларов, в США – 267 млн. долларов, в Австрии – свыше 15 млн. долларов США. В мировом рейтинге систем высшего образования Канада занимает второе место после США. Это неудивительно: Канада расходует на развитие системы образования больше средств, чем многие другие развитые страны (7,1% от ВВП против среднего показателя в 6,1%).
Расходы на образование у стран, ориентированных на лидерство, растут высокими темпами. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без адекватного высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития. Высшее образование приобретает массовый характер. В развитых странах уровень поступления выпускников школ в высшие учебные заведения в среднем составляет 68 процентов, а в Северной Америке — 84. Стремительно растет число студентов. Если в 1960 году, по данным ЮНЕСКО, их насчитывалось в мире 13 миллионов, то в 1997-м количество возросло почти в семь раз и составило 88,2 миллиона. В настоящее время сто миллионов человек обучаются в более 14 тысячах вузах. Среди первых ста лучших — 33 американских университета, 15 — британских, по семь университетов Австралии и Новой Зеландии, по пять — Швейцарии и Франции и по три — Гонконга, Японии, Канады и Германии. Лидеры высших учебных заведений мира — Гарвард, Кембридж и Оксфорд.
Одной из главных проблем высшего образования является его недоступность, а точнее дороговизна. Согласно статистическим данным из 16 миллионов населения только 15 процентов казахстанцев находятся в возрастной группе, вовлеченной в образовательный процесс. На самом деле реальное число желающих получить высшее образование в стране значительно выше. Например, в сельской местности, аулах много талантливой молодежи, которая в силу финансовых проблем не состоянии получить высшее образование.
Преемственность знаний и свободный доступ к образованию является условием развития любой цивилизации. Когда государство сознательно превращает образование в сферу извлечения прибыли, это не только пагубно сказывается на качестве образования, но неотвратимо ведет к деградации государства. Одним из важнейших направлений развития образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством РК и осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций. Взяв за основу реформирования мировой стандарт образования, необходимо использовать опыт индустриально развитых стран, давно осознавших роль образования в развитии государства.
“Кадровый голод” касается не только профессорско-преподавательского состава, но и потенциальных преподавателей, ученых из числа студентов, предпочитающих зарабатывать деньги, а не развивать отечественную науку. Для сравнения в Южной Корее заработная плата молодого преподавателя составляет 2000-2500 долларов США, что в полтора раза выше средней по стране. Недостаток финансирования сказывается также на материально-технической оснащенности высших учебных заведений и, что сегодня наиболее актуально, на внедрении информационных технологий в сферу образования.
Заключение
Сегодня не может быть ни одной страны, претендующей не только на экономическое и политическое лидерство в новом тысячелетии, но даже на экономическую и политическую самостоятельность, которая не осуществляла бы в соответствии со своими целями действенную реформу своей системы профессиональногообразования.
Старейшие университеты Британии - Оксфорд и Кембридж, которые были основаны в 13 веке. Они по-прежнему самые престижные, самые лучшие, самые желанные, на протяжении веков конкурирующие друг с другом и слившиеся воедино в одном имени на двоих - Оксбридж
Система образования Германии уже долгое время является эталоном, образцом для всего мира. Высшее образование в Германии является бесплатным, как для самих немцев, так и для иностранных студентов.
Таким образом, я уверен, что система образования Казахстана уже в ближайшее время станет в 1 ряд с системой образования развитых стран и уже в силах конкурентировать с ними на равных. Меры, предпринимаемые в настоящее время благоразумны и рассчитаны на будущее. Через призму образования должен пролегать путь Казахстана в новое столетие. Образование должно стать основой высокого качества нашей жизни. Образование - это ключ, который позволит обеспечить конкурентоспособность нашей страны.