Цель: развивать познавательный интерес к истории своей малой родины; воспитывать уважительное отношение к местному населению; формировать личностную культуру в области принятия обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мой любимый город" »
Классный час «Мой любимый город» (3 класс)
Цель: развивать познавательный интерес к истории своей малой родины; воспитывать уважительное отношение к местному населению; формировать личностную культуру в области принятия обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
* Лабытнанги в переводе с хантыйского означает «семь лиственниц». Такое название сначала носило стойбище оленеводов, рыбаков, охотников. Позднее посёлок, а потом и город.
Почему ханты именно так назвали своё поселение, остановили свой выбор на берегу реки Выл-Посл, рядом с раскидистыми и могучими семи лиственницами?
Народы Западной Сибири, по сложившейся когда-то традиции поклонялись необычным вещам и явлениям. В данном случае они приметили необычную лиственницу: от одного корня росло семь стволов, семь лиственниц. А число семь у ханты считалось счастливым. Это место они и выбрали для жизни.
- А сейчас послушайте легенду – быль о семи лиственницах.
Когда-то, ещё в начале прошлого века, а может быть и раньше, там, среди карликовых берёз, тальника и ёлочек, появились на свет и гордо потянулись ввысь семь ростков.
Чум старого ханты Пулхо-Ики стоял на Святом (Ангальском) мысу. Но однажды во время летней рыбалки дед заявил, что он решил переехать на постоянное жительство туда, где растут семь лиственниц. Сородичи смеялись:
- Старик совсем из ума выжил. Решил туда умирать ехать.
Дед был непреклонен. Не послушал упрёков и уговоров даже своей старушки. Уложил рыбацкие снасти, спальные вещи, одежду, взял с собой двух собак и медленно стал переваливать Большую Обь. На протоке, у места, где росли лиственницы, остановился, вышел на берег. С лаем выскочили за ним собаки.
Вытащил лодку, огляделся. Потом наклонился, сгрёб комок земли вместе с мхом, прижал к носу и стал с наслаждением нюхать. От запаха закружилась голова. Нанюхавшись, он резко оторвал руки от носа и бросил землю в сторону лиственниц. Собаки смотрели на хозяина и ждали, что он скажет.
- Вот здесь, - указал старик пальцем на место, где упал комок земли, - поставим свой чум, и будем жить.
К зиме Пулхо – Ики сделал землянку.
Сёстры-лиственницы с каждым годом подрастали, крепли корнями. У Пулко-Ики в молодости было семь дочерей, но все они умерли от страшной болезни. Дед иногда выходил ночью на воздух и разговаривал с лиственницами, как со своими детьми. В свете луны они склоняли в сторону деда свои вершинки и что-то шептали. Так дедушка Пухо-Ики стал «отцом» и охранником семи лиственниц.
Шло время. К деду стали приезжать люди. И вот однажды главный хранитель Святого мыса – княжеский шаман- объявил, что в месяц уплотнённого снега (март) будет большой праздник – ярмарка. Люди станут торговать, показывать свою силу и ловкость, петь сказочные песни, рассказывать сказки и былины. Слух об этом дошёл и до Пулхо-Ики. Он обратился к князю с предложением, чтобы самые крепкие померялись силою в дни ярмарки в его стойбище Лапыт-Нангк.
Князь предложение принял. А Пулхо-Ики стал думать, как же победить сильного человека князя, стал советоваться с сородичами. И придумали: семь братьев из рода «послангех» (проточные люди) – переодеть в женскую одежду и выставить против княжеского силача.
Приближался день праздника. Около землянки Пулхо-Ики уже стояли чумы «проточных людей». По указанию князя была построена избушка, внутри которой должна проходить борьба. Избушку назвали Менкг-Ики – дом богатыря, святой дом, куда женщинам заходить запрещалось.
Перед днём праздника Пулхо-Ики разукрасил каждую лиственницу разноцветными лоскутками материи. А старший из «проточных людей» переодел в женскую одежду парней и запрятал их в одном чуме.
И вот после обеденного чая люди Лапыт-Нангк увидели на Оби снежный вихрь, приближающийся со стороны Святого мыса. Это с криком мчались на оленьих упряжках люди тундры, чтобы узнать, кто же самый сильный в Обском крае.
Перед началом состязания посланник князя, «святой шаман», собрал приехавших и жителей стойбища, заставил повернуться лицом к солнцу золотому, поклониться, поцеловать землю и поклясться честно провести схватки. Потом он открыл дверь дома богатыря и объявил:
- Сегодня мы будем определять силача на новом стойбище семи лиственниц. Кто победит, тот будет хозяином святого дома. А теперь все мужчины заходите.
С весёлым шумом двинулись все в дом богатыря, стали нахваливать его. Сели на пол. А посланник князя продолжал:
- С вами будет бороться Саля-Ненянг – прошлогодний силач Святого Мыса. Где Саля?
- Я тут.
На середину избушки вышел высокий плотный ненец. Каждый мускул его дышал силой.
- Ну что, кто хочет со мной бороться, выходи! – медленно поворачиваясь ко всем, обращался силач.
К некоторым подходил близко, схватывал за руку или ногу и вытаскивал на середину избушки, приговаривая:
- Что? С тобой схватимся?
Те, отмахиваясь от него, с руганью ползли на своё место.
- Ну что, некому со мной бороться?
В это время у распахнутых дверей появились семь красиво одетых, закрытых цветными платками, девушек. Все как на подбор. Впереди стоявшая сказала силачу:
- Может, с нами померяешь свою силу?
Тот расхохотался.
- Что-то я не слышал до сих пор, чтобы мужчина мерялся силой с женщиной. Как вы думаете, мужчины?
Все захохотали, загалдели:
- Да, Да! Этого никто не слышал!
Тогда девушки потребовали посланника князя.
- Нас семь. Просим, чтобы силач стал с нами бороться. Внутрь дома нам входить нельзя, пусть он выйдет на улицу.
Посланник князя обратился к народу:
- Ну что? Сале Ненянгу придётся бороться до тех пор, пока всех не победит. Если Саля будет положен на лопатки, победителем объявляется победившая девушка. Принимаете такое предложение:
Все закричали:
- Ладно! Ладно!
На лице силача усмешка:
- Стыдно мне с девушками бороться. Но раз народ требует, придётся исполнить просьбу.
Все вываливают на улицу:
- Ну уж посмотрим, не задрожат ли твои ноги.
- Не полетишь ли вверх ногами.
- Держись!
Встали полукругом. У всех настороженные взгляды. В центре – силач. Перед ним – семь девушек.
- Ну, подходите, кто первая?
Первая скидывает платок на снег: перед силачом стоит молодой мужчина. Все приезжие переглядываются, у многих округлились от удивления глаза, холодный пот прошиб силача.
Началась схватка. Долго боролись они, молодой мужчина изрядно измотал богатыря, но сильного приёма не выдержал. Вслед за первой вступила в борьбу вторая «девушка», потом третья. Духу силача хватило только до четвёртой.
Посланник князя –«святой шаман» - торжественно объявил четвёртую девушку победительницей.
Так семь «девушек» впервые одержали победу над силачом на стойбище Семи лиственниц – Лапыт-Нангк.
Игры закончились, гости разъехались. Поздним вечером под полыхающим небом был слышен только одинокий голос Пулхо-Ики. Он пел семи лиственницам.
А сейчас на месте старого хантыйского стойбища вырос город Лабытнанги – молодой, современный, с многоэтажными домами.
А где же лиственницы?
Они по сей день живы и располагаются на берегу реки, недалеко от железнодорожной станции.
- Как и любой другой город, Лабытнанги имеет свой герб. В гербе города изображены: семь лиственниц, давшие городу имя; голова жертвенного оленя (к лиственницам ханты приносили жертвоприношения, прося у богов удачи); Уральские горы, река Обь, просторы тундры; снежинка – символ долгих холодов.
Герб города воспроизводится на печатях, штампах, бланках, а также на вывесках, фасадах зданий и в залах заседаний органов местного самоуправления.
- Ребята, почти все из вас недавно приехали из отпуска. А какие изменения произошли в нашем городе? (мнения детей)
Город разрастается с каждым годом. На смену ветхому деревянному жилью приходит капитальное. Решён вопрос строительства Центра национальных культур. Заканчивается ремонт помещений для городского музея, построена школа на 420 мест. В стадии строительства хоккейный корт, детская больница. Ко Дню города планируется завершить работы по реконструкции городской поликлиники и третьей школы.
- А теперь, ребята, полюбуйтесь на виды нашего города и узнайте знакомые места (просмотр фотографий).
- Ребята, давайте вспомним, какие опасности подстерегают нас на дорогах города (повторение правил дорожного движения).