Цели: сформировать понятие «идеальная семья»; развивать умение работать в коллективе; способствовать улучшению атмосферы в группе.
Оборудование и материалы: листы бумаги одного размера, карандаши, аудиокассета с классической музыкой.
Ход занятия
Правила поведения для учащихся:
Искренность.
Высказывание от своего имени (Я – высказывание).
Обсуждение того, что происходит непосредственно в группе в данный момент (правило «здесь и сейчас»)
Уважение говорящего.
5. Конфиденциальность.
- Какие правила приветствия вы знаете? Зачем люди приветствуют друг друга?
Упражнение «Обмен приветствиями».
Все участники встают в два круга лицом друг к другу. Ведущий даёт задание: поприветствуйте друг друга только глазами, только головой, только руками, только словами.
Упражнение «Поговорим»
Участники объединяются в группы по 2-3 человека и говорят на тему «Идеальная семья в моём представлении». После игры проводится обсуждение. Каждая группа высказывает своё мнение об идеальной семье.
Упражнение «Моя семья».
Перед участниками лежат листы бумаги. Им предлагается на первом листе дать объективную оценку их семье. Подвести черту, под ней написать, как представляют себе идеальную семью. Высказывания сравниваются. На оборотной стороне листка участники пишут то, чего не хватает их семьям, чтобы они стали идеальными.
Упражнение «Герб семьи».
Участники на листе бумаги рисуют герб для идеальной семьи (как они её себе представляют). Можно опираться на свои предыдущие высказывания.
После того как ведущий скажет слово «семья», участники начинают рисовать, а после слова «идеал», должны отложить карандаши в сторону. По окончании работы участникам предлагается объяснить свои рисунки. Обсуждается каждый «герб семьи».
Упражнение «Письмо родителям».
Каждому участнику группы предлагается написать письмо родителям. В письме нужно высказать своё мнение о том, как или что необходимо изменить родителям в семье, чтобы она была идеальной.
Тест для учащихся: «Наедине с самим с собой» (об отношениях с родителями)
Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
Говоришь ли ты со старшими «по душам», советуешься ли ты по «личным делам»?
Интересуешься ли ты работой своих родителей?
Знают ли родители твоих друзей?
Бывают ли они у вас дома?
Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить своё свободное время вне дома?
Есть ли у тебя общение со старшими, занятия и увлечения?
Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
А твои праздники (день рождения и др.) – предпочитаешь ли ты чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?
Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
А телевизионные передачи и фильмы?
Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
Участвуете ли вместе в прогулках, походах?
Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?
Если ответ «да» - 2 очка
Если ответ выражается словами «отчасти», «иногда» - 1 очко
Если ответ «нет» - 0 очков.
Более 20 очков. Твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20. Отношения можно оценивать как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам, в чём они должны быть углублены и дополнены.
Менее 10. Твои контакты с родителями явно недостаточны, необходимо решать как их улучшить.
Анкета для учащихся.
Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только один из предложенных ответов.
1. Что бы ты хотел получить от семьи. В которой ты живёшь?
А) хорошую организацию быта; Б) радость общения;
В) покой и защищённость.
2. Одинок ли ты в своей семье?
А) да; Б) нет; В) не знаю.
3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?
А) да; Б) нет; В) не знаю.
4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?
А) здоровье детей; Б) хорошая учёба детей;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменений.
5. Какая из приведённых ниже жизненных установок для тебя является наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным; Б) встретить любовь;
В) иметь много друзей;
Г) реализовать свои интеллектуальные возможности.
6. Есть ли у тебя секреты от своей семьи?
А) да; Б) нет; В) не знаю.
7. Что для тебя вечер дома?
А) радость общения; Б) возможность быть самим собой;
В) мучение и пытка.
8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?
А) да; Б) нет.
Упражнение «Прощание».
Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и добрые пожелания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час " Идеальная семья" »
Тренинговое занятие для учащихся
«Идеальная семья»
Цели: сформировать понятие «идеальная семья»; развивать умение работать в коллективе; способствовать улучшению атмосферы в группе.
Оборудование и материалы: листы бумаги одного размера, карандаши, аудиокассета с классической музыкой.
Ход занятия
Правила поведения для учащихся:
Искренность.
Высказывание от своего имени (Я – высказывание).
Обсуждение того, что происходит непосредственно в группе в данный момент (правило «здесь и сейчас»)
Уважение говорящего.
5. Конфиденциальность.
- Какие правила приветствия вы знаете? Зачем люди приветствуют друг друга?
Упражнение «Обмен приветствиями».
Все участники встают в два круга лицом друг к другу. Ведущий даёт задание: поприветствуйте друг друга только глазами, только головой, только руками, только словами.
Упражнение «Поговорим»
Участники объединяются в группы по 2-3 человека и говорят на тему «Идеальная семья в моём представлении». После игры проводится обсуждение. Каждая группа высказывает своё мнение об идеальной семье.
Упражнение «Моя семья».
Перед участниками лежат листы бумаги. Им предлагается на первом листе дать объективную оценку их семье. Подвести черту, под ней написать, как представляют себе идеальную семью. Высказывания сравниваются. На оборотной стороне листка участники пишут то, чего не хватает их семьям, чтобы они стали идеальными.
Упражнение «Герб семьи».
Участники на листе бумаги рисуют герб для идеальной семьи (как они её себе представляют). Можно опираться на свои предыдущие высказывания.
После того как ведущий скажет слово «семья», участники начинают рисовать, а после слова «идеал», должны отложить карандаши в сторону. По окончании работы участникам предлагается объяснить свои рисунки. Обсуждается каждый «герб семьи».
Упражнение «Письмо родителям».
Каждому участнику группы предлагается написать письмо родителям. В письме нужно высказать своё мнение о том, как или что необходимо изменить родителям в семье, чтобы она была идеальной.
Тест для учащихся: «Наедине с самим с собой» (об отношениях с родителями)
Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
Говоришь ли ты со старшими «по душам» , советуешься ли ты по «личным делам»?
Интересуешься ли ты работой своих родителей?
Знают ли родители твоих друзей?
Бывают ли они у вас дома?
Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить своё свободное время вне дома?
Есть ли у тебя общение со старшими, занятия и увлечения?
Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
А твои праздники (день рождения и др.) – предпочитаешь ли ты чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?
Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
А телевизионные передачи и фильмы?
Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
Участвуете ли вместе в прогулках, походах?
Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?
Если ответ «да» - 2 очка
Если ответ выражается словами «отчасти», «иногда» - 1 очко
Если ответ «нет» - 0 очков.
Более 20 очков. Твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20. Отношения можно оценивать как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам, в чём они должны быть углублены и дополнены.
Менее 10. Твои контакты с родителями явно недостаточны, необходимо решать как их улучшить.
Анкета для учащихся.
Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только один из предложенных ответов.
1. Что бы ты хотел получить от семьи. В которой ты живёшь?
А) хорошую организацию быта; Б) радость общения;
В) покой и защищённость.
2. Одинок ли ты в своей семье?
А) да; Б) нет; В) не знаю.
3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?
А) да; Б) нет; В) не знаю.
4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?
А) здоровье детей; Б) хорошая учёба детей;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменений.
5. Какая из приведённых ниже жизненных установок для тебя является наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным; Б) встретить любовь;
В) иметь много друзей;
Г) реализовать свои интеллектуальные возможности.
6. Есть ли у тебя секреты от своей семьи?
А) да; Б) нет; В) не знаю.
7. Что для тебя вечер дома?
А) радость общения; Б) возможность быть самим собой;
В) мучение и пытка.
8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?
А) да; Б) нет.
Упражнение «Прощание».
Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и добрые пожелания.
Собрание для родителей учащихся
Воспитательный пример семьи.
Цели: повысить знания родителей в вопросах воспитания ребёнка в семье; помочь выяснить; какой должна быть идеальная семья.
Оборудование: листы бумаги для каждого родителя.
Форма проведения собрания: диспут.
Ход собрания
Вступительное слово.
Добрый день уважаемые родители! Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами не о достоинствах и недостатках ваших детей, а о том, какой воспитательный пример несёт в себе семья.
«Все мы родом из детства», «Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем. Именно семья была, есть, и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа жизни.
Самая распространённая и самая ответственная профессия – это… родители! Тем не менее, к сожалению или к счастью, «на родителей» специально нигде не учат и диплома с такой специальностью не выдают. Приходится заниматься самообразованием.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения результатов. Социальное, семейное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является и средством обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, немного превышает другие воспитательные воздействия. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитанника, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья – такой и выросший в ней человек.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому:
Родители пример тому.
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит от них всё то, чему
Научит.
Теперь вести себя прилично не в моде стало, и обычно.
И женский пол, себя позоря, стал сквернословить
В разговоре.
Мужья – пример для жён своих, а дети учатся от них.
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.
(С. Брандт.)
Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга. Родители являются для ребёнка образцом для подражания. В них он видит пример отношения к труду, к людям, к познанию. Причём дети подражают родителям и в хорошем, и в плохом. «Не думайте, - подчёркивал А.С. Макаренко, обращаясь к родителям, - что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение».
Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство. Ведь хорошо известно, что именно в семье формируются первичные представления ребёнка, ценностные ориентации и социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.
Подытоживая эти, в общем, хорошо известные воспитательные функции семьи, приходим к выводам:
Влияние семьи на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество.
Семья обеспечивает преемственность традиций.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Тренинг.
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологов, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут. А в выходные дни – 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к осуществлению контроля за учёбой ребёнка в школе, а сам контроль – к выяснению того, какие оценки получены.
Экспресс-тест «Искусство жить с детьми»
Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или душевное внимание, близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело – радостным и интересным?
Вам предлагается лаконично ответить на следующие вопросы, записывая отдельно – «да», «нет», «отчасти», «иногда».
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?
Интересуются ли вашей работой?
Знаете ли вы друзей ваших детей?
Бывают ли они у вас дома?
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
Проверяете ли вы, как они учат уроки?
Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
А «детские праздники» - предпочитают ли они, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
А телевизионные передачи и фильмы?
Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Результаты.
За каждое «да» - 2 балла,
За каждое «отчасти», «иногда» - 1 балл,
За «нет» - 0 баллов.
Более 20 баллов: ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов: отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов: ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
(Знакомство родителей с результатами анкетирования детей)
Анкета для родителей.
Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.
1. Как вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?
а) хорошей организации быта; б) радости общения;
в) покоя и защищённости.
2. Что более всего заботит вас в семье?
а) здоровье детей; б) хорошая учёба детей;
в) трудовое участие детей в жизни семьи;
г) настроение детей и причины его изменений.
3. Одинок ли ваш ребёнок в семье?
а) да; б) нет; в) не знаю.
4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?
а) да; б) нет; в) не знаю.
5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является по вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой?
а) быть материально обеспеченным;
б) встретить любовь;
в) иметь много друзей;
г) реализовать свои интеллектуальные возможности.
6. Знаком ли ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
а) да;
б) нет.
7. Есть ли у вашего ребёнка секреты от своей семьи?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
8. Что для вашего ребёнка вечер дома?
а) радость общения;
б) возможность быть самим собой;
в) мучение и пытка.
(Сравнение ответов с результатом анкетирования детей.)
Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю вам стать учениками, я буду вашей учительницей. Вы получите задание, как и ваши дети получают его на уроках.
Перед вами лежат листы бумаги, и я предлагаю вам на первом листе дать объективную оценку вашей семье. Подведите черту. Под ней напишите, как вы представляете себе идеальную семью. А теперь сравните ваши высказывания и, перевернув лист, напишите то, чего не хватает в вашей семье. Чтобы она была идеальной. Теперь отложите его в сторону.
У вас есть ещё один лист. Я предлагаю вам написать письмо вашим детям, которые вступают во взрослую жизнь. Это письмо должно содержать пожелания, как им лучше поступить, чтобы их семья была идеальной. Вот сейчас вам пригодится ваш первый листок.
Работа родителей в группах. Моделирование ситуаций.
Давайте сейчас мы поработаем в группах.
Прочитайте внимательно описания ситуаций. Представьте себя на месте родителей подростка попробуйте дописать диалог. Ваша задача – найти убедительные аргументы для своего «неразумного чада», постараться предостеречь его от необдуманных или опасных поступков, предложить вариант решения проблемы, который устроил бы всех членов семьи.
Ситуация 1.
Лена познакомилась с Александром на дискотеке. Молодой человек сразу понравился девушке, он заметно отличался от её сверстников, был остроумен, галантен, умел красиво ухаживать, к тому же Александр учился на первом курсе юридического института, куда Лена тоже собиралась поступать после школы. Через неделю после знакомства Александр пригласил Лену вместе с его друзьями поехать на выходные на дачу. Однако родители девушки боятся её отпускать.
Лена. Мамочка, ну чего ты боишься? Александр очень хороший, он заботится обо мне, и ничего плохого со мной не случится!
Мама.
Лена. Какие у вас основания сомневаться в этом человеке – я ведь его лучше вас знаю. Вы что, мне не доверяете?
Отец.
Лена. Я не хочу отказываться от этой поездки. Вы меня в смешном свете перед Александром выставляете, он решит, что я маленькая и за меня всё решают родители.
Мама.
Лена. Пожалуй, мама, ты меня убедила.
Ситуация 2.
У Кати постоянные проблемы с физикой. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Катя получила по физике «пять». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Катя.
- Папа! Папа! Я сегодня по физике «пять» получила!
Отец не отрываясь от газеты, спокойным тоном:
- Молодец.
- Папа, ты слышал? Я же по физике «пять» получила.
- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди, встречай.
Катя бросается к матери:
- Мам! А у меня сегодня «пятёрка»!
- Ага. Ой, до чего устала. А ты ещё посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.
Катя начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.
Ситуация 3.
Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Комната. Мать и отец сидят у телевизора.
Мать. Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов.
Отец. Сейчас придёт.
Мать. Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну куда он пропал?! Надо позвонить Жене. Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну, господи! Куда же он мог деться? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?
Плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, она ударила его по лицу.
Ситуация 4.
Родителей Андрея очень беспокоит его новая компания. Их сын в последнее время стал заметно хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, начал курить, объясняя, что среди его друзей курят все и ничего опасного в этом нет. Родители решили поговорить с сыном.
Отец.
Андрей. Я не понимаю, из-за чего вы беспокоитесь. Я совсем взрослый, мне скоро 16, в этом возрасте не курить просто неприлично.
Мама.
Андрей. Мне нравятся мои друзья, и я имею право общаться с теми, с кем я хочу.
Отец.
Андрей. Да вы не волнуйтесь из-за школы. Я передумал поступать в медицинский. Мы с ребятами решили свою группу музыкальную организовать.
Мама.
Андрей. Почему я должен выполнять ваши требования? У меня своя жизнь, и я хочу самостоятельно принимать решения.
Отец.
Андрей. Ну, этот вариант мне подходит. Я согласен на такие условия.
Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как следует относиться к ребёнку.
Памятка «Как относиться к своему ребёнку»
Смотри на своего ребёнка как на самостоятельную личность.
Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства ( что купить, что поправить, где сэкономить), чтобы ребёнок чувствовал себя членом семейного коллектива.
Всё время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
Держи себя так, чтобы ребёнок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
Прежде чем пристыдить или наказать ребёнка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
Не обращайся с ним как с маленьким ребёнком.
Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.
Помните! Воспитывая ребёнка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.
Заповеди педагогики сотрудничества.
Не унижайте достоинства подростка.
Не угрожайте ему.
Не требуйте того, что не соответствует его возрасту.
Не допускайте непоследовательности в требованиях.
Не требуйте от подростка немедленного повиновения.
Не морализируйте, не допускайте назойливых назиданий.
Не потакайте подростку.
Не опекайте его излишне.
Не вымогайте у него обещаний.
Не лишайте его права оставаться подростком.
4.Подведение итогов.
Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребёнка.
Счастливая семья – в единстве воспитания. Нельзя представить себе здоровую семью без детей. Наши дети – это наше будущее. Помните о том, что ваши дети вас любят.
Собрание хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведёт нас к выводу нашей встречи.
«Ладная семья»
(китайская притча)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал он долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И подумав, добавил: - И мира тоже.
Спасибо всем вам за удовольствие общаться с вами и за этот вечер.