За несколько дней до мероприятия учащимся раздаются их роли со словами, проводится репетиция. Учащиеся 10 класса готовят распечатки с узорами; квадраты, разделенные на 7 частей; ленты из бумаги для каждого ученика 6 и 7 классов. Каждый учащийся 10 класса подбирает одежду, соответствующую своему образу (греки в белых простынях, с венком из листьев на голове; Хельга – в фартуке; Мебиус – в накидке и шляпе ученого; первобытные люди – в меховых безрукавках;первобытный мужчина – с копьем).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исторический экскурс "Как возникла геометрия" »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Гимназия №3».
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
«Как возникла геометрия»
для учащихся 6-х и 7-х классов
Учитель математики: Царева О.Г.
Владимир – 2011 г.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся 6-х и 7-х классов с новым школьным предметом – геометрией, историей ее развития; показать какой это интересный и увлекательный предмет.
Воспитательная: воспитать желание общаться с учителем и товарищами, показать себя перед ними с лучшей стороны.
Развивающая: формирование у учащихся устойчивого интереса к математике, развивать творческие способности, память, мышление, внимание.
Участники: учащиеся 10 класса готовят для учеников 6 и 7 классов.
Подготовка: За несколько дней до мероприятия учащимся раздаются их роли со словами, проводится репетиция. Учащиеся 10 класса готовят распечатки с узорами; квадраты, разделенные на 7 частей; ленты из бумаги для каждого ученика 6 и 7 классов. Каждый учащийся 10 класса подбирает одежду, соответствующую своему образу (греки в белых простынях, с венком из листьев на голове; Хельга – в фартуке; Мебиус – в накидке и шляпе ученого; первобытные люди – в меховых безрукавках;
первобытный мужчина – с копьем).
Оформление: на доску проецируется плакат с узорами. По ходу действия появляются фигурки с животными (заяц и страус).
Оборудование: компьютер; у каждого ученика на парте плакат с узорами, квадрат, разделенный на 7 частей, ножницы, клей, лента из бумаги.
План проведения:
Выступление 1 ведущего (2 мин);
Выступление первобытной женщины и первобытного мужчины (3 мин);
Выступление 2 ведущего (4 мин);
Выступление 3 ведущего (4 мин);
Выступление 4 ведущего (4 мин);
Выступление 1 грека и 2 грека (11 мин);
Выступление Хельги и Мебиуса (11 мин)
Выступление 5 ведущего (1 мин).
Итого: 40 мин.
Ход мероприятия:
1 ведущий: Здравствуйте, ребята. В 7-м классе вы начнете изучать (уже изучаете) новый предмет – геометрию и будете заниматься ее 5 лет. Что же это такое – геометрия? Геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. Давайте посмотрим, как это было.
Под музыку «Сиртаки» выбегают два первобытных человека (мужчина и женщина).
1 ведущий: Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих их предметов. По форме они отличали грибы съедобные от несъедобных, вкусные орехи от горьких или ядовитых и т.д. Особенно вкусными им казались орехи кокосовой пальмы. Эти орехи очень похожи на шар. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имеющие форму куба. Эти формы использовали, изготавливая каменные орудия. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами. А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глубже разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть бревна. Строя здания, из камня, люди перетаскивали тяжелые каменные глыбы с помощью цилиндрических катков. Было сделано великое открытие! Появилось первое колесо. Различной была форм посуды. Так жизнь привела людей к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии.
Первобытная женщина: Я нашла такое …(разводит руками, показывая форму шара).
Первобытная женщина: Да нет… Такое… Ну, такое А! как кокосовый орех!
Первобытный мужчина: Ну, теперь понятно.
Звучит музыка.
ведущий: Когда люди начали изготовлять орудия труда, строить дома, пришлось глубже разобраться в том, какую фигуру следует придавать этим вещам. Люди, сами того не зная, все время занимались геометрией. Только самого слова «ГЕОМЕТРИЯ» тогда не было, а форма тел еще не рассматривалась отдельно от других его свойств.
Звучит музыка.
Первобытная мужчина: Давай делать копье!
Первобытный женщина: Давай! А что это такое?
Первобытная мужчина: Ну… это… чтобы охотиться на мамонта.
Первобытный женщина: Понятно. А какой у него будет наконечник? Такой? (показывает).
Первобытная мужчина: Нет, такой никуда не воткнется.
Первобытный женщина: Тогда может быть такой? (снова показывает).
Первобытная мужчина: Нет. Такой (рисует на доске, изображая наскальную живопись).
Звучит музыка. Первобытные люди и первый ведущий уходят. Выходит второй ведущий.
2 ведущий: Процесс знакомства с различными видами геометрических фигур сменился новым этапом – знакомством с их свойствами. И здесь главную роль играли практические задачи. В жарком, засушливом Египте успешно вести земледелие можно было только на землях, расположенных вблизи реки Нил. Весной, во время паводка, Нил разливался и покрывал поля своим плодородным илом. И лишь на удобренных этим илом полях могли получать египтяне урожаи ячменя, полбы (вид пшеницы) и других возделываемых ими культур.
Поэтому расположенные вблизи Нила земли очень высоко ценились. Т.к. население Египта было уже достаточно большим, то вся земля была поделена между крестьянами. Но вот в чем была незадача: поля отделялись друг от друга межами, а разлив Нила смыкал каждую весну эти межи, и приходилось проводить их снова. Поэтому были особые чиновники, которые занимались межеванием земель, т.е. по-русски сказать - землемеры. Посещавшие Египет греки называли их гарпедонаптами, т.е. натягивателями веревок: понятно, что для проведения прямой межи надо было туго натянуть веревку. Но надо было знать, в каком направление и между какими точками следовало натягивать веревки. А для этого нужен был план полей. Так из практической задачи о межевании полей возникла наука о землемерии. По-гречески земля называлась «ГЕОС», измеряю – «МЕТРИО», поэтому и наука об измерении полей получила название «ГЕОМЕТРИЯ». Участки имели разную форму. Если он не делился на прямоугольники, его делили на треугольники. Благодаря этому площадь участка было измерить гораздо легче. Египтянам принадлежит изобретение прямоугольного треугольника, при помощи которого они построили знаменитые пирамиды. Они знали как находить объем фигуры любой формы. Древние ученые обладали очень точными знаниями геометрии.
Искусны были египетские писцы! Но пришелец из далекой Греции оказался искуснее их. Это был Фалес из Милета и случилось это в 6 веке до н.э. египтяне задали греку трудную задачу: найти высоту одной из пирамид. И Фалес, до этого не знакомый с геометрией, нашел простое и красивое решение. Он воткнул длинную палку вертикально в землю и сказал6 «Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды» Фалес первый посоветовал морякам ориентироваться по полярной звезде (до него они это делали по звездам Большой Медведицы), умел он предсказывать солнечные и лунные затменья. Он первым начал выводить одни свойства из других, т.е. доказывать.
3 ведущий: Все знают знаменитый закон ученого Архимеда. Кто скажет, как он звучит? («Тело, погруженное в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода»). За свою жизнь Архимед сделал очень много открытий, в том числе, он впервые решил много трудных задач по геометрии: нашел правила вычисления площадей и объемов различных тел, с большой точностью определил отношение длины окружности к ее поперечнику. Архимед жил в г. Сиракузы на острове Сицилия. Когда ему было около семидесяти лет, в 212 году до н.э., город осадили войска могущественного Рима. Сиракузцы решили защищаться. Под руководством ученого они построили много военных машин для метания тяжелых и бревен. Кроме того, пользуясь своими знаниями по геометрии, Архимед построил зеркала и с их помощью сжег римские корабли.
4 ведущий: А теперь давайте перенесемся в Древнюю Грецию.
Звучит музыка «Сиртаки», танцуя этот танец выходят два грека. Садятся.
4 ведущий: Древние греки занимались геометрией не только измеряя земельные участки и расстояния до кораблей в море. Они любили геометрические игры. Одна из них называлась «стомахион». Этой игрой увлекались настолько, что сам великий ученый Архимед написал о ней сочинение. Сейчас эту игру называют «танграм». Она состоит из 7 частей. 6 частей (треугольники и квадрат) одного цвета, седьмую часть можно переворачивать на другую сторону. Из полученных частей складываю различные фигуры, при этом в каждой фигуре должны быть использованы все 7 частей танграма. Поскольку все фигуры состоят из одинаковых частей, они имеют одинаковую площадь. Об увлекательности этой игры говорит то, что французский император Наполеон, который после военного поражения был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там складыванием фигур танграма.
1 грек: Друг мой, давай-ка сыграем в эту интереснейшую игру. Квадрат разделили на 7 частей, нужно из этих частей сложить различные фигуры. Вот, например, заяц.
2 грек: А я тогда сделаю страуса. (Обращается к классу) А вы, ребята, сможете собрать какую-нибудь фигуру?
На столах у учащихся лежат заготовки игры и ножницы. Им предлагается разрезать квадрат и попробовать собрать какие-нибудь фигурки. Греки и учитель ходят по классу, смотрят как учащиеся справляются с заданием, при необходимости помогают).
4 ведущий: Величайшие ученые всех народов делали открытия, которые внесли огромный вклад в развитие геометрии. Но случалось так, что важнейшие открытия относились к числу «математических неожиданностей»
И так,Германия, Лейпциг, 1858 год. Дом профессора Августа Фердинанда Мебиуса.
Мебиус (зовет служанку): Хельга! Хельга!
Появляется служанка.
Хельга: Вы что-то хотите, господин Мебиус?
Мебиус: сшей для меня, пожалуйста, концы ленты.
Хельга: хорошо, господин Мебиус.
Хельга отходит в сторону, садиться на стул. Классу демонстративно показывается, что служанка неправильно сшивает концы ленты. После того как Хельга закончила работу, она поднимается со стула, отдает ленту и уходит.
4 ведущий: Данное открытие получило название листа Мебиуса.
Ведущий уходит.
Мебиус: (Хельге): Давай-ка попробуем разрезать эту ленту по средней линии.
Хельга помогает Мебиусу разрезать ленту.
Хельга: (удивленно) «Нормальное кольцо» при этом бы распалось на два куска, а наша лента превратилась в одно перекрученное кольцо! Может попробуем проделать это еще раз?
Учащиеся обращают внимание, что получилось уже двустороннее кольцо.
Учитель просит ребят сделать самим лист Мебиуса и попробовать самостоятельно многократно разрезать его по средней линии.
Учитель, Мебиус и Хельга ходят по классу, смотрят как дети справляются с этим заданием, при необходимости помогают.
5 ведущий:
Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения. Оно означает «наука, размышление». Все без исключения начинают изучать основы математики уже с первого класса, потому что эта наука нужна всем, особенно сейчас, когда математика проникла во все отрасли знаний – физику и химию, науки о языке и медицину, астрономию и биологию и т.д. Математики учат вычислительные машины сочинять стихи и музыку, измерять размеры атомов и проектировать плотины электростанций. Математика необходима в любой профессии, какую бы вы ни выбрали для себя. Но кроме того, вы могли заметить: это и очень интересная и увлекательная наука. Любите ее. Желаем вам успехов и радости открытий в необозримом море – математике!