kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ядовитые растения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра "Ядовитые растения" проводится по технологии игр "Что? Где? Когда?"

Правила игры. В игре принимают участие две команды по 6 человек в каждой. В центре игрового поля ставится волчок со стрелкой, положение которой и будет определять, на какой из 12 вопросов необходимо ответить участникам викторины. На обдумывание каждого вопроса команде дается 1 минута. Игра останавливается после того, как каждой команде будет задано по 6 вопросов. Победившей объявляется та команда, у которой будет больше правильных ответов. На место любого из "сыгранных" вопросов команда соперников имеет право положить один свой, корректность которого проверяется заранее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ядовитые растения »

Технология игры «Что? Где? Когда?»

Игра «Ядовитые растения».

Правила игры:

В игре по очереди принимают участие две команды по 6 человек в каждой. В центр игрового поля ставится волчок со стрелкой, положение которой и будет определять , на какой из 10 вопросов необходимо ответить участникам викторины. На обдумывание каждого вопроса команде дается 1 мин. Игра останавливается после того, как каждой команде будет задано по 6 вопросов. Победившей объявляется та команда, у которой будет больше правильных ответов. На место любого из «сыгранных» вопросов команда соперников имеет право положить один свой, корректность которого проверяется заранее.


Цель игры: Обобщение знаний и умений учащихся по данной теме, познакомить с происхождением названий некоторых ядовитых растений, биологическими особенностями ядовитых растений, редкими ядовитыми растениями, занесенными в Красную книгу. Научить учащихся работать в коллективе, принимать решения. Развивать инициативу и самостоятельность.


Оборудование: гербарий «Ядовитые растения», открытки и фотографии ядовитых растений, карта Тюменской области.


Ведущий. Ядовитые растения – растения, содержащие вещества, которые при попадании в организм человека или животного, вызывают отравление. Оно может привести к тяжелому заболеванию и даже смерти. Для самого растения эти вещества имеют защитное значение, спасая его от поедания животными. У одних растений ядовиты кора и плоды, а листья и цветки совсем безвредны. У других ядовиты цветки (гречиха), у третьих – только плоды. А у некоторых ядовиты все органы, кроме плодов (сумах). Приблизительно 2% от общего числа представителей земной флоры ядовиты, т.е. составляют около 10 тысяч видов. Больше всего ядовитых растений среди покрытосеменных, меньше – среди голосеменных, папоротникообразных, мхов, водорослей и лишайников. Среди двудольных растений ядовитых больше, чем среди однодольных. Есть семейства, в которых большинство видов ядовито: лютиковые, пасленовые, молочайные, тутовые и др.

Около 400 растений, обитающих в нашей стране, могут вызвать отравления у человека. Поэтому их надо знать. Уметь оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями.








Ход игры

Вопросы для первой команды.

Вопрос 1. В названиях каких ядовитых растений леса встречаются названия животных? /Волчье лыко. Вороний глаз/.


Вопрос 2. Это очень жизнестойкий сорняк, семена которого могут прорастать даже через десять лет. Среди злаковых культур он выделяется красивым темно-розовыми или ярко-лиловым цветком, производя большое количество ядовитых семян. Скармливание животным отрубей, мельничных отходов, в которые попали семена, приводило к частым случаям падежа скота и птицы. Через 1 минуту назовите растение. /Куколь обыкновенный/.

Ведущий. Куколь обыкновенный относится к семейству гвоздичных. Распространен сорняк широко. Засоряет посевы пшеницы и ржи. Семена куколя ядовиты. Они содержат сапонин-гитагин, который вызывает сильное раздражающее действие желудочно-кишечного тракта животных.


Вопрос 3. Это ползучий полукустарник со стеблями до 2 м длиной, поднимающийся по соседним растениям на значительную высоту. У основания стебли деревянистые. Цветы лиловые мелкие. Плоды – ярко-красные блестящие ягоды удлиненной формы, сладкие на вкус. Листья и молодые побеги часто бывают окрашены в фиолетовый цвет. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Паслён сладко-горький/.

Ведущий. Всё растение ядовито, особенно ягоды и корни. Паслен может вызвать сыпь и воспаление кожи.




Вопрос 4. Аполлон, сын Зевса, бог света, прорицания и искусства, как-то увидел нимфу Дафну и в то же мгновение влюбился в нее. Тщетно Дафна, которой бог внушал лишь страх, пыталась бежать от Аполлона: тот легко настиг её. В отчаянии прекрасная нимфа стала молить о помощи, и всемогущи боги превратили её в прекрасное дерево- лавр. Карл Линней ввел родовое название (Daphnea) кустарников, широко распространенных в наших лесах. А вот по какой причине имя греческой нимфы Дафны, превращенной некогда в лавр, стало синонимом нашего ядовитого кустарника, можно только догадываться. То ли из-за сходства побегов с лавровыми ветвями, то ли из-за ядовитости кустарника, подобно Дафне, восклицающего: «Не тронь меня!» Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение.

/Волчье лыко/.

Ведущий.

Ранней весной, как только в лесу стает снег, начинает цвести Дафна из семейства Волчниковые. На тонких голых стеблях ещё нет листьев, но уже раскрываются небольшие розовые цветки, похожие на цветки сирени. Цветки Дафны развиваются из почек прямо на стеблях прошлогодних побегов. Это явление называется «каулифлория» («стеблецветение»). Второй раз Дафна становится заметной в конце лета, когда созревают блестящие красные плоды размером с вишневую косточку. Они очень ядовиты для человека, впрочем, ядовито все растение: листья, стебли и корни. Из-за сильной ядовитости этого кустарника у него есть несколько довольно несимпатичных народных названий: волчье лыко, волчник, волчеягодник смертельный. Это растение становится редким. В этом повинны люди. Увидят в лесу кустик и обязательно сорвут. А так как ветку оторвать трудно, то выдергивают растение целиком. В Красную книгу занесены: волчник алтайский, волчник баксанский, волчник боровой.


Вопрос 5. Зонтичных в мире насчитывается около 3000 видов. В некоторых местах Камчатки, Сахалина и Кавказа можно буквально заблудиться в «травяных лесах». Там путешественника окружают толстые – свыше 10 см в диаметре- сочные травянистые «стволы» высотой до 4 м. Эти гигантские травы относятся к роду Борщевиков. Их в мире насчитывается около 700, а в СНГ – около 40. Непродуманная акклиматизация некоторых видов борщевика привела к негативным последствиям. Один из видов прижился в средней полосе России, однако ботаники не учли того, что в листьях этого борщевика содержится чрезвычайно жгучий сок. Действие сока проявляется не сразу, а через некоторое время. Использование листьев приводит к печальным результатам. Назовите через 1 минуту вид этого борщевика.

/Борщевик Сосновского/.

Ведущий. Борщевик получил свое латинское название Гераклеум за свою мощность. Одно из самых крупных травянистых растений великий ботаник Карл Линней уподобил одному из сильнейших мифических персонажей, герою греческих сказаний Гераклу.


Вопрос 6. В некоторых местах в России это растение называют «заячьими ушками», а в Польше «ланье ушко». П.И. Чайковский считал его «царем цветов». Существует немало легенд о происхождении этого цветка. В Англии, например, рассказывали, что цветы растут в лесу в тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы и Волховы. Узнав о том, что Садко отдал свое сердце Любаве, опечаленная царевна вышла на берег и стала ронять горькие слезы. И там где они падали, вырастал нежный и прекрасный цветок- символ чистой девичьей любви. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Ландыш/.

Ведущий. Древние германцы и скандинавы считали ландыш цветком богини восходящего солнца. И именно в честь ландыша во Франции устраивали праздники. Беда ландыша в его популярности. Трудно даже подсчитать, сколько букетов и букетиков приносят люди весной из леса, сколько погублено цветов, сколько семян недодает ландыш! Но это не единственная причина исчезновения ландыша. Его в больших количествах заготовляют для фармакологической промышленности. Но надо помнить, что ландыш – растение ядовитое.


Вопрос 7. В мае вся земля покрыта ярко-желтым ковром. Цветки, из которых «соткан» этот ковер, небольшие, но красивые. Лепестки тоненькие, нежные, снаружи зеленоватые, внутри – желтые, блестящие, будто лакированные. Однако напрасно красуются они, напрасно манят своими сочными листьями: люди не собирают их в букеты, животные обходят стороной. «Злой» цветок, ядовитый. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Лютик/.

Ведущий. Лютый – это и есть «злой». Лютики – растения ядовитые, опасные, их надо остерегаться!



Вопрос 8. О «страшной силе» этого растения знали ещё тысячу лет назад, и растение было посвящено богу солнца – Яриле. У кельтов – народа, который населял территории теперешних Англии и Франции, - это растение посвящалось также богу солнца, которого звали Беленус. Люди давно уже знали, что человек, попробовавший это растение, становится похожим на сумасшедшего – совершает несуразные поступки, говорит страшные вещи, ему что-то мерещится. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Белена/.

Ведущий. Всем известно выражение «белены объелся». Буйство -следствие отравления беленой. При тяжелых отравлениях возможен смертельный исход.


Вопрос 9. У этого растения прямой ствол высотой 30-40 см. на верхушке голого стебля кружком расположены четыре листа (редко бывает 3 или 5), а между ними на невысокой цветоножке единственный зеленовато-желтый цветок. Из цветка развивается плод – синевато-черная ягода. Ядовито все растение, особенно корневище и ягода. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Вороний глаз/.

Ведущий. Из травы под тенью кроны,

Смотрит черный глаз вороны.

Четыре листа – вроде креста,

Да черный глаз глядит на нас.

Вороний глаз применяют в народной медицине. Для лечебных целей берут свежее растение и готовят 10% -ную настойку, которую применяют в виде капель при головной боли, мигрени, сонливости, бронхите, психическом расстройстве и т.д.


Вопрос 10. Как оказать первую помощь при отравлениях ядовитыми растениями? /Первая помощь при отравлениях зависит от путей поступления яда в организм. Если яд попал через рот, то надо как можно быстрее промыть желудок, выпив 2-4 стакана водной взвеси активированного угля или 0,1 % раствор (светло-розовый) калия перманганата. При поражении ядовитыми растениями кожи срочно промойте с мылом этот участок. Затем обработайте его 40-50% раствором спирта или 2% калия перманганата и наложите сухую повязку. После оказания первой помощи пострадавшего следует как можно быстрее доставить в ближайшее лечебное учреждение/.


Вопросы для второй команды.

1.За его вредоносность названия ему давали соответствующие – головолом, плевел одуряющий, плевел опьяняющий. У него узкие и длинные колосья, одни плодоносящие, другие пустые. Яды содержатся в зерновке плевела. Случайная их примесь к муке давала раньше «пьяный хлеб», употребление которого приводило к головокружению, судорогам, потере зрения, к бреду. Плевел так замаскировался под колосок полезного злака, что породил известное изречение. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите это изречение. /»Научиться отличать колос от плевела»/.


Вопрос 2. « Хлебница болотная» - так издавна в народе называли это растение. Сейчас мало осталось людей, переживших времена, когда голод уносил сотни тысяч жизней. Голод охватывал многие губернии России. Но жители мест, где росло это ядовитое растение, страдали меньше. Выручало толстое, мясистое корневище богатое крахмалом. Корневище вываривали, высушивали, и оно теряло ядовитость. Полученная мука помогала выжить. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Белокрыльник болотный/.


Ведущий. Белокрыльник болотный встречается в сырых местах, болотах, по берегам рек. Растение высотой 25-35 см, листья крупные, блестящие, округло-сердцевидные, на длинных черешках. Соцветие по форме напоминает початок и окружено покрывалом, белым изнутри и зеленым снаружи. Плоды – сочные, кораллово-красные ягоды. Ядовито все растение.


Вопрос 3. Уже много столетий назад женщины знали: если накапать в глаза сок этого растения, то зрачки расширяются и глаза приобретут особый блеск и красоту. А если соком потереть щеки, они станут румяными и свежими. И женщинам казалось, что они благодаря соку растения становятся красивыми. Отсюда и пошло русское название растения – красавка. Карл Линней назвал это растение в честь богини Атропы, которая перерезает нить судьбы. Красавка, подобно Атропе, может в одно мгновение оборвать человеческую жизнь. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение.

/Белладонна/.


Ведущий. Белладонна растет по берегам рек, вдоль дорог, на лесных опушках. Растение высокое, ветвистое. Цветки буро-фиолетовые, висят колокольчиками. Плоды - черные шаровидные ягоды, напоминают мелкие вишни, сладковатые на вкус. В народе растение очень метко называют «волчьей ягодой», «сонной одурью», «бешеной вишней». «Бешеной» она зовется потому, что даже одна съеденная ягода вызывает у человека отравление – он очень возбуждается, речь становится сбивчивой, возникают слуховые и зрительные галлюцинации, начинается бред.


Вопрос 4. Весной, едва схлынет большая вода, по топким, ещё не просохшим берегам рек и озёр зацветает это удивительное растение. Да как буйно! Яркие золотисто-желтые цветки опадают почти в ту минуту, когда срывают растение. «Калуга», «калюга», «калужа» - так когда-то называли лужи, болота. Растение настолько тесно связано с лужами, болотами, сырыми местами, что даже получило за это свое название. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Калужница болотная/.



Ведущий. Калужница, как и все лютиковые, ядовита. Так что не надо срывать калужницу, пусть растет и украшает весенний лес.


Вопрос 5. В древности из этого растения получали смертельный яд. Ядовито все растение, но особенно незрелые плоды, меньше листья и стебли. У растения мощный стебель высотой 150-180 см. на стебле имеются буровато –красные крапинки, листья похожи на морковные, цветки собраны в сложные зонтики, белые. Издает мышиный запах, усиливающийся при растирании листьев. Люди отравляются при поедании стеблей, приняв их за пригодные в пищу зонтичные растения- купырь, сныть, дудник. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Болиголов пятнистый/.


Ведущий. Трава болиголова применяется издавна в народной медицине многих стран для лечения и профилактики рака. Болиголов очень ядовит, поэтому применение его требует особой осторожности!


Вопрос 6. Это двудомные, редко однодомные вечнозеленые деревья, семейства голосеменных. Растет на Кавказе. Называют его красным деревом или негноем, что соответствует прочности и буровато-красному цвету древесины, которая не поддается разрушительному действию воздуха и не гниет в воде. Хвоя, кора и древесина ядовиты. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Тисс/.


Ведущий. Тисс используется для изготовления фанеры, в подводных сооружениях и на различные поделки, конкурирующие с изделиями из дорогого бразильского красного дерева.


Вопрос 7. Это растение растет по берегам рек, в болотистых местах, иногда прямо в воде. Высокое ( 60-120 см) многолетнее растение с прямостоячим полым, тонкобороздчатым стеблем. Корневище толстое, внутри полое с разделенными на камеры перегородками. Соцветие – сложный зонтик. Растение имеет приятный морковный или петрушечный запах. По преданию, древнегреческий философ Сократ, приговоренный к смерти, был отравлен ядом, в состав которого входил сок этого растения. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Вех ядовитый или цикута/.

Цикута ядовито в любом виде. Особенно ядовит сладкий стебель и сладковатое, с приятным запахом корневище.


Вопрос 8. Это многолетнее травянистое растение семейства лилейные. Растет в лесах, по сырым местам и полянам. Растение с прямым толстым стеблем, несущем складчатые широкоэллиптические листья, выделяется среди прочего травянистого покрова. Растение ядовитое. При отравлении наблюдаются сильное возбуждение, пот, рвота, слабость, общие судороги.

Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Чемерица белая/.



Вопрос 9. Среди пышной растительности леса расцветает борец высокий. Название «борец» растению дали немецкие ботаники. С этим растением связана мрачная легенда. Вблизи гор Аконе находилась пещера, ведущая в ад. Вход охраняла собака Цербер. Геракл победил Цербера и вывел его на землю. От солнечного света адский пес пришел в ужас, из его пасти потекла ядовитая слюна, из которой и выросло это растение. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Аконит/.

Вопрос 10. Это однолетнее травянистое растение из семейства паслёновых высотой до 1 м с крупными лопастными листьями и немногочисленными крупными белыми цветками. Имеет одуряющий, неприятный запах. По- литовски его называют «шалей». Возможно, что русские слова «шалый», «шалеть», «шальной», то есть вести себя ненормально, странно, произошли от этого слова и связаны с названием растения. Уважаемые знатоки! Через 1 минуту назовите растение. /Дурман/.


Литература:

1.Е.Н.Анашкина «Веселая ботаника».Ярославль «Академия развития»1998.

2.В.Г.Бабенко и д.р. «Мифы и растения». М., «РОСМЭН»2004.

3.БЭС «Биология» Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». Москва 1998.

4.Ю.Д.Дмитриев «Занимательная биология». М., Издательский дом «Дрофа»1996.

5.Ю.Д.Дмитриев и д.р. «Книга природы». М., «Детская литература» 1990.

6.Т.Б.Зорина «Школьникам о лесе». Издательства «Лесная промышленность» Москва 1967.

7. Лесная энциклопедия Т 1,2. Москва «Советская энциклопедия» 1986.

8.Л.Н.Сурина, А.А.Баранов, С.В.Сурин-Левицкий «Земли Тюменской травы целебные». Издательская фирма «Слово» Тюмень 2002.

9.Г.И.Таршис, А.Г.Фокина «Рассказы о растениях».Средне-Уральское книжное издательство, Свердловск, 1969.

10.В.В.Туганаев «Народные средства выживания и лечения». Ижевск

«Удмуртия» 2005.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ядовитые растения

Автор: Левченко Алексей Иванович

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект занятия "Ядовитые растения" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-zaniatiia-iadovityie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "123836"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414582947"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Ядовитые растения леса "
    ["seo_title"] => string(27) "iadovityie-rastieniia-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "149848"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420349591"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Презентация "Ядовитые растения""
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiiaiadovityierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "307521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458364170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Осторожно! Ядовитые растения и грибы"
    ["seo_title"] => string(38) "ostorozhno_iadovitye_rasteniia_i_griby"
    ["file_id"] => string(6) "474655"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1530514148"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект НОД в старшей группе "Осторожно, ядовитые растения""
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_nod_v_starshei_gruppe_ostorozhno_iadovitye_rasteniia"
    ["file_id"] => string(6) "511841"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558526497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства