Классный час к празднованию Дня Победы по теме: «И мужество, как знамя, пронесли».
Форма проведения: внеклассное чтение.
Великий день. Мы так его назвали.
Пред ним стеною дым пороховой,
Над пеплом, гарью, грудами
развалин
Им поднят стяг Победы боевой.
А. Прокофьев.
Цели: формирование ключевых компетенций обучающихся:
- лингвистической компетенции: развитие познавательной культуры (знакомство с творчеством писателей Ю. Бондарева, В. Некрасова, В. Гроссмана, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, а также с земляками, ушедшими на войну в возрасте 18 лет);
- коммуникативной компетенции: развитие умений в речевой деятельности (говорение, слушание и понимание, чтение, письмо на разных этапах урока);
- социокультурной компетенции: воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, победивший фашизм; знакомство с исторической жизнью страны в период 1941 – 45 годов; формирование культуры речевого общения в процессе анализа поступков героев произведений Ю. Бондарева, В. Некрасова, В. Гроссмана.
Оформление:
- номер газеты «Комсомольская правда» №146 (4932) от 24 июня 1941 года (цена 15 коп.)
- папка-раскладка с портретами Ю. Бондарева, В. Некрасова, В. Гроссмана
- выставка произведений писателей и поэтов периода Великой Отечественной войны
- фотографии автора марша «Прощание славянки» композитора В. Агапкина
- презентация ученика МОБУ гимназии № 25 о своём прадеде Надеждине И. А.
- экспонаты: боевые ордена, осколок снаряда, исторические документы из архива Надеждина И. А.
Ход классного часа
1. Мобилизационный этап.
2. Итоги выполнения задания к классному часу: в период посещения библиотеки подобрать эпиграфы к сегодняшнему уроку из стихов о войне (2 группы обучающихся).
Великой Отечественной посвящается
Когда это будет, не знаю: Живым – живое в этой жизни краткой.
В краю белоствольных берёз Но каждый в вечность уходящий час…-
Победу девятого мая Всё память о товарищах родимых,
Отпразднуют люди без слёз. Когда-то не вернувшихся с войны.
С. Орлов. А. Твардовский.
И памятью той, вероятно, Прошло пять лет – и залечило раны,
Душа моя будет больна, Жестокой нанесённые войной,
Покамест бедой невозвратной Страна моя
Не станет для мира война. и русские поляны
А. Твардовский. Опять полны студёной тишиной.
…Ты стала вновь могучей и свободной,
И у мёртвых, безгласных, Страна моя!
Есть отрада одна: А. Ахматова.
Мы за Родину пали, День священный, день победный,
Но она – спасена. День громовой тишины -
А. Твардовский. Всенародной, многоцветной
Торжествующей весны! М. Рыльский.
Под знамя, что в битвах пробито, Великий день! Мы так его назвали.
Сегодня встают сыновья, Пред ним стеною дым пороховой,
Надёжная мира защита, Над пеплом, гарью, грудами развалин
Великой державы броня! Им поднят стяг Победы боевой.
А. Марков. А. Прокофьев.
3. Беседа с обучающимися по теме классного часа.
- Назовите основные темы в литературе (прозе и поэзии) в период 1941-45 годов.
- Какие жанры литературы развивались активнее в период войны? (Публицистика и поэзия). Почему? Потому что эти жанры позволяли быстро, почти мгновенно откликаться на события, так как объём статей и стихов небольшой (отличие от рассказа, романа).
Выступление ученика из 1 группы: в июне 1941г. поэт Лебедев-Кумач написал стихи «Священная война», и бойцы уходили на фронт с этой песней:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война.
Выступление ученика из 2 группы:
Поэт Алексей Сурков 22 июня 1941 г. написал стихотворение «Песня смелых».
Ринулись ввысь самолёты, Песня – крылатая птица -
Двинулся танковый строй, Смелых скликает в поход.
С песней пехотные роты Смелого пуля боится.
Вышли за родину в бой. Смелого штык не берёт.
С этой песней бойцы тоже шли на фронт.
4. Выступление ученика об истории создания марша «Прощание славянки».
В 2012 году исполнилось 100 лет знаменитому маршу «Прощание славянки».
В этом марше соединились две России: белая и красная. До октября 1917 года на фронт первой мировой войны уходили под этот марш. Уходящим на фронт второй мировой звучала та же «Славянка».
Кто же написал эту задевающую самые потаённые струны в душе каждого русского мелодию?
Василий Агапкин родился 3 февраля 1884 года на Рязанщине в деревне Шанчерово в крестьянской семье. Когда отец умер, Василию было 10 лет, и выжил он благодаря подаяниям добрых людей.
Однажды он впервые услышал военный духовой оркестр. И с тех пор каждый день караулил музыкантов, чтобы вместе с ними шагать по городу. Его взяли как «сына полка». У мальчика обнаружили идеальный музыкальный слух. К 14 годам он стал лучшим солистом-корнетистом полка (корнет – духовой инструмент).
Наступил 1912 год. Началась первая Балканская война, в которой Россия не участвовала, но морально поддерживала братьев-славян (сербов, греков, черногорцев, болгар), восставших против турецкого ига. Во всех концах российской империи шёл сбор денег на поддержку семей убитых и раненых на Балканах. Туда отправляли одежду, медикаменты, продукты.
На всеобщей волне славянской солидарности у 28-летнего В. Агапкина и рождается знаменитый марш «Прощание славянки». Эта музыка сумела затронуть те струны русской души, которые отвечают в народном организме за главное – любовь к Родине, когда на смерть за Отечество идёшь с высоко поднятой головой, когда, как завещал Суворов, «сам погибай, а товарища выручай». Марш сразу же стал популярным во всей стране. Во время гражданской войны марш играли как белые, так и красные, правда, каждая сторона сочинила для марша свои слова. В. Агапкин оказался в Красной Армии, но оружие не взял – остался музыкантом.
Русский патриотический марш «Прощание славянки» стал в нашей стране неофициальным гимном двух величайших войн.
В день парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. был сильный мороз. В. Агапкин дирижировал сводным оркестром, который играл знаменитый марш. Дирижёру в какой-то момент надо было дать музыкантам команду голосом, но он не смог этого сделать, так как губы смёрзлись. Он попытался сойти с помоста, а сапоги примёрзли к полу. Один из офицеров понял, в чём дело, и помог дирижёру отодрать ноги от помоста.
Парад 1941 года проходил, когда фашисты приблизились к окраинам Москвы. Ряд объектов столицы заминировали на случай прихода врага. И в этой обстановке прозвучал марш «Прощание славянки», под который четверть века до этого на фронт «За веру, царя и Отечество!» уходила царская армия. А теперь Сталин в обращении к красноармейцам произнёс: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»
Василий Агапкин начал играть с 10 лет и 62 года был в строю. Он вышел на пенсию, когда исполнилось 72 года. На памятнике на его могиле выбиты ноты – первые такты «Прощания славянки».
Недавно министр культуры внёс предложение президенту России установить скульптурную композицию в честь марша «Прощание славянки».
5. Выступления обучающихся о творчестве Ю. Бондарева, В. Некрасова, В. Гроссмана.
Обсуждение тех жизненных невзгод, которые выпали на долю писателя В. Некрасова.
6. Рефлексия.
По мнению русский писателя Валентина Распутина, народ знает свою историю и имеет память. Если народ перестаёт помнить о прошлом, то становится просто населением.
Как вы понимаете это высказывание? Чем отличаются понятия «народ» и «население»?
Обсуждение последних событий на Украине.
7. Домашнее задание по итогам проведённого классного часа. Напишите домашнее сочинение в виде рассуждение на тему: «Война прошла и через мою семью».
Бондарев Юрий Васильевич
Родился 15 марта 1924 года, русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984г.), лауреат Ленинской премии (1972 год), Государственной премии СССР (1977, 1983гг).
Представитель так называемой «лейтенантской прозы». В повести «Батальоны просят огня» (1957г.), романе «Горячий снег» (1969г.) война изображена глазами рядового участника, показана психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряжённых драматических ситуациях. В романах «Тишина» (1962г.), «Берег» (1975г.), «Выбор» (1980г.) писатель сумел донести до читателей осмысленную неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения.
Бондаревым написаны прозаический цикл «Мгновенья» 91981-87гг., роман «Бермудский треугольник» (2000г.). У писателя есть и работы для театра и кино. Он принимал участие в создании киноэпопеи «Освобождение» (1970-72гг.).
Гроссман Василий Семёнович (Иосиф Самуилович)
Родился 29 ноября (12 декабря) 1905 г. в Бердичеве на Украине. Умер 14 сентября 1964 г. в Москве.
Из интеллигентной семьи: отец – инженер-химик, мать – преподаватель французского языка. Учась в школе и университете, Гроссман всегда подрабатывал, так как семья жила трудно. Он работал пильщиком дров, воспитателем в трудовой колонии для беспризорных, в летние месяцы отправлялся с различными экспедициями в Среднюю Азию.
В 1929 г. Гроссман окончил химическое отделение физико-математического факультета Московского университета и уехал в Донбасс. Там работал и в институте и на шахте. В 1932 г. заболел туберкулёзом и уехал в Москву. Об этих годах своей жизни писатель вспоминает в таких произведениях как «Глюкауф» (1934), «Цейлонский графит» (1935), «Повесть о любви» (1937).
Писать начал ещё в студенческие годы. Первая публикация в «Литературной газете» в апреле 1934 г. рассказ «В городе Бердичеве». По мотивам этого рассказа кинорежиссёр А. Аскольдов в 1967 г. снял фильм «Комиссар», где главную роль играла Н. Мордюкова. Фильм вышел только через 20 лет
На творчество Гроссмана обратил внимание М. Горький.
Все четыре года войны Гроссман – фронтовой корреспондент «Красной звезды». Самое ёмкое произведение «Жизнь и судьба», где раскрыта историческая трагедия народа, пережившего такую страшную войну. Генрих Белль в своей рецензии на роман заметил: «Этот роман – грандиозный труд, который едва ли назовёшь просто книгой, в сущности, это несколько романов в романе, произведение, у которого есть своя собственная история – одна в прошлом, другая в будущем».
Первую в русской литературе повесть о войне «Народ бессмертен» (название точно выражает её главную идею) напечатали в «Красной звезде» в июле - августе 1942 г.
Особая глава фронтовой биографии писателя – Сталинградская битва. Он был с первого до последнего дня её очевидцем. В романе «За правое дело» наблюдения сложились в некий «закон» войны, таящий «разгадку победы и поражения, силы и бессилия армий». В романе «Жизнь и судьба» писатель идёт дальше в постижении Сталинградской эпопеи. Война рассматривается им с точки зрения универсальных, всеобъемлющих категорий человеческого бытия. В фашизме Гроссман видит зло, угрожающее человечеству: «Фашизм и человек не могут сосуществовать. Когда побеждает фашизм, перестаёт существовать человек, остаются лишь внутренне преображённые человекообразные существа». В последние, очень тяжёлые годы, Гроссман написал две необычайно сильные, вершинные в его творчестве книги: повесть «Всё течёт…» (1955-63гг.) и армянские записки «Добро вам! (Из путевых заметок)» (1962-63гг.).
Писатель первым рассказал об унёсшем миллионы людей голодоморе 1933 года на Украине, показав, что голод, как и кровавый тайфун, названный потом тридцать седьмым годом, были целенаправленными мероприятиями сталинской политики.
Некрасов Виктор Платонович
Родился 4 (17) июня 1911 года в Киеве. Умер 3 сентября 1987 г. в Париже.
Из интеллигентной семьи: отец – банковский служащий, мать – врач. Раннее детство провёл в Лозанне, там мать получала медицинское образование, и Париже, где она работала в военном госпитале.
Потом семья жила в Киеве, где Некрасов учился на архитектурном факультете киевского строительного института. До войны Некрасов успел поработать архитектором, актёром, театральным художником. К этому времени относятся первые литературные опыты.
С августа 1941 г. в армии, воевал в должности полкового инженера, заместителя командира сапёрного батальона в Сталинграде, на Украине, в Польше. Дважды ранен. Как инвалид войны был демобилизован.
В 1945-47 гг. работал журналистом в киевской газете «Советское искусство».
В 1946 г. в журнале «Знамя» была опубликована повесть «В окопах Сталинграда» (журнальное название «Сталинград»), которая вызвала в литературных кругах неоднозначное мнение. Высоко оценили повесть Твардовский, Платонов. Руководство Союза писателей отнеслось резко отрицательно. Было решено подвергнуть повесть Некрасова разгрому. От этих планов произведение Некрасова спасла Сталинская премия (1947 г.), присуждённая по неожиданному прямому указанию Сталина, так и оставшемуся необъяснимым.
Кроме этой повести Некрасов написал несколько сильных рассказов о войне: «Судак» (1958), «Вторая ночь» (1960).
Но «В окопах Сталинграда» - первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а участника, находившегося не переднем крае. Писатели фронтового поколения так определили роль повести Некрасова в их творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских «окопов». К. Симонов, А Бек, В. Гроссман, А. Платонов считали, что эта повесть стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.
В эмиграции Некрасов очерки «Записки зеваки» (1975), «Взгляд и нечто» (1977), «По обе стороны стены…» (1977), «Из дальних странствий возвратясь…» (1979-81), в повестях «Саперлипопет, или Если бы да кабы, то во рту росли грибы…» (1983), «Маленькая печальная повесть» (1986), напоенных печальной любовью, сливающейся с самоиронией, к отрезанной от него родине, к оставшимся там друзьям.
Две повести Некрасова были экранизированы: «В окопах Сталинграда» - фильм «Солдаты» (1957г., режиссёр А. Иванов) и «В родном городе» - фильм «Город зажигает огни» (1958, режиссёр В. Венгеров). Некрасов написал несколько сценариев документальных фильмов.
Умер Виктор Некрасов в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.