kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс "Юный краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях "Юный краевед" дети изучают природу, историю, культуру родного края.Познают особенности времён года, изучают народный календарь.Знакомятся с флорой и фауной края.Дети учатся вести себя  в природе, изучают технику безопасности. Знакомятся с произведениями  дальневосточных писателе и поэтов. Занятия проходит в форме ролевой игры, викторины, экскурсии, путешествий, конкурсов. Дети участвуют в проектной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Юный краевед"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 50

г. Комсомольска – на - Амуре

Хабаровского края.


Рассмотрено на заседании МО Утверждаю

Учителей начальных классов

«____»________2011г. «___»__________2011г.

Руководитель МО Директор школы

________________ _________________










Программа

внеурочной деятельности

младших школьников

Кружок «Юный краевед».

1 класс

Направление: эколого- краеведческая деятельность




Чумак Г.В.

















г. Комсомольск – на – Амуре

2013г.







Пояснительная записка.


Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленная на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной сфере и здоровью

Рабочая программа кружка «Знай и люби свой край » составлена на основе Базисного учебного плана ФГОС, Программы формирования УУД, по направлению «эколого-краеведческая деятельность для первоклассников на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, диалога, поддержки самоопределения воспитанника и рассчитана на проведение занятий в течение учебного года 1 раз в неделю.


Цель программы

Формирование экологической культуры личности учащихся посредством активного включения их в решение экологических задач.

Задачи программы.

1. Обучение- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

2. Воспитание потребностей (мотивов побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

3.Развитие интеллектуальной сферы- способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремление распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.


4.Формирование активной нравственно-экологической и патриотической позиции по отношению к окружающей среде через участие в городских экологических акциях

5.Воспитание патриотизма через знакомство с природой родного края.

6.Формирование позитивного опыта взаимодействия ребёнка с окружающим миром.


Резкое ускорение научно-технического прогресса вызвало массивное давление человека на природу, что приводит к изменению окружающей среды. Острейшее противоречие между обществом и природой привели к угрозе всемирного экологического кризиса.

Поэтому, в целях предотвращается экологической катастрофы мировое сообщество уделяет первостепенное внимание экологическому образованию. Этому способствуют такие государственные документы, как Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991г), Закон Российской Федерации «Об образовании», постановление «Об экологическом образовании обучающихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (1994г)

Концепция общего среднего образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений. Ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулировано как становление научно-познавательного, практически-деятельнстного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Эта формулировка опирается на такие психофизические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость.

Эколого-краеведческая работа является междисциплинарной по своей сути в отличие от специальных направлений, таких как географическое, экономическое. историческое, искусствоведческое лингвистическое, этнографическое и т.п.

Экологическое краеведение в школе связано с организацией видов деятельности, направленных на познание учениками природы родного края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для учащихся путей их решения.



Краеведение как психолого-педагогическая проблема всегда вызывала у исследователей огромный интерес, так как нет другого такого всеобъемлющего средства образования и воспитания человека, которое включало бы природу и историю, хозяйство и политику, культуру и жизнедеятельность людей родного края. Идея обращения к краеведческому материалу в школьном обучении нашла свое отражение в педагогических трудах Л. Н. Толстого, К.Д.Ушинского и др.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с природой Хабаровского края, воспитывает любовь к малой родине.

Активное участие школьников в краеведческой работе приучает учащихся самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает ребят в дружный коллектив.

Программа кружка «Юный краевед» по содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – от коллективной к групповой и индивидуальной. Все эти формы тесно связаны собой и дополняют друг друга. При выборе той или иной формы учитывается степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы учащихся.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к природе родного края.

В настоящее время имеется большое количество работ, посвященных различным аспектам школьного краеведения. Особую значимость имеет позиция, что краеведческая работа сочетает в себе теоретическую подготовку с активной практической деятельностью по познанию окружающей действительности.

Дети включаются в деятельность через участие в краеведческих и экологических мероприятиях, школьных, городских конкурсах.

Ведущим направлением краеведческого кружка является проектно - исследовательская деятельность. Проектно – и следовательская деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей.

Необходимость проектно - исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.


Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Формы и методы проведения занятий:

беседа, экскурсия, видеосъёмка, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, мини-конференция, консультация.


Программа реализуется в объеме 33 часов, 1 занятие в неделю





Содержание занятий.


Содержание

Всего часов

Теория


Практика


1

Вводная часть

2

1

1

2

«Осень золотая в гости к нам пришла»

6

5

1

3

«Зима приамурская»

7

3


4


4

«А у нас в квартире кошка…»

6

4

2

5

«Весна! Весна! И всё ей радо!»

8

3

5

6

В гостях у природы

4

3

1



33

19

14



































Учебно – тематический план.

Вводная часть (2ч.)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

Теория

Практика

1.

Экскурсия

1 ч.


1

2.

Что мы увидели на экскурсии?

1 ч.

1



«Осень золотая в гости к нам пришла» (6 часов)


п/п

Содержание

Общее количество

часов

Теория

Практика


1.

Приметы осени в Хабаровском крае

1 ч.

1


2.

Деревья и кустарники на улицах нашего города.

1 ч.

1


3.

Дары осени. Грибы, ягоды

1 ч.


1

4.

Как готовятся к зиме животные?

1 ч.

1


5.

Перелётные птицы Хабаровского края.

1 ч.

1


6.

Осенние приметы, загадки, сказки дальневосточных писателей.

1ч.

1



«Зима приамурская» (7 ч)


п/п

Содержание

Общее количество

часов

Теория


Практика

1.

Приметы зимы в Хабаровском крае

1 ч.

1


2.

Помоги зимующим птицам.

Конструирование и развешивание кормушек.

1 ч.


1

3.

Помоги зимующим птицам. Выпуск листовок

1 ч.


1

4.

Прогулка по зимнему лесу.

1 ч.

1


5.

В город пришла зима.

1 ч.


1

6.

Сохраним новогоднюю ёлочку. Выпуск листовок

1ч.


1

7.

Загадки, сказки, стихотворения о зиме дальневосточных писателей.

1ч.

1






«А у нас в квартире кошка..» (6 часов)


п/п

Содержание

Общее количество

часов

Теория

Практика

1.

Растения в жизни человека. Комнатные растения

1 ч


1

2.

Врачи в зелёных халатах. Лекарственные растения.

1 ч.

1


3

Дикие и домашние животные.

1 ч.

1


4.

Четыре лапы и хвост.

1 ч.


1

5.

Пернатые друзья

1ч.

1


6.

Аквариум.

1ч.

1




«Весна! Весна! И всё ей радо!» (8 часов)

п/п

Содержание

Общее количество

часов


Теория


Практика

1.

Приметы весны в Хабаровском крае.

1 ч

1


2

Амур

1 ч.

1


3.

Наблюдения за распусканием деревьев.

1 ч


1

4.

Первоцветы дальневосточной тайги. Выпуск листовок

1 ч.


1

5.

Наблюдения за прилётом перелётных птиц.

1ч.


1

6.

Загадки, сказки, стихотворения о весне дальневосточных писателей.

1 ч

1


7.

Экскурсия в природу.

1 ч.


1

8.

Игра-конкурс «Знатоки природы»

1ч.


1


«В гостях у природы » (4часов)

п/п

Содержание

Общее количество

часов

Теория

Практика


1.

Правила поведения на экскурсии в природу.

1 ч.

1


2.

Осторожно, ядовитые растения!

1 ч.

1


3.

Безопасные взаимоотношения с дикими и домашними животными.

1 ч.

1


4.

Мини конференция «Я - исследователь»

1 ч.


1



Содержание курса.



«Осень золотая в гости к нам пришла» (6 часов)


содержание

1

Приметы осени в Хабаровском крае

Приметы осени в Хабаровском крае, что характерно для осенней поры в нашем крае, чем отличается наша дальневосточная осень. Изменения в жизни растений и животных с приходом осени.

2

Деревья и кустарники на улицах нашего города.

Какие породы деревьев и кустарников используют для озеленения улиц нашего города, участие школьников в благоустройстве родного города.

3

Дары осени.

Грибы, ягоды

Дары осени. Грибы, ягоды дальневосточной тайги. Правила сбора грибов и ягод. Съедобные и ядовитые грибы. Техника безопасности поведения в лесу.

4

Как готовятся к зиме животные?

Особенности животного мира нашего края. Подготовка животных к зиме.

5

Перелётные птицы.

Птицы Хабаровского края. Перелётные и осёдлые птицы. Помощь человека зимующим птицам.

6

Осенние приметы, загадки, сказки дальневосточных писателей.

Народные приметы, загадки, пословицы об осени. Произведения дальневосточных писателей – натуралистов об осени.








«Зима приамурская»

(7 часов)


1

Приметы зимы в Хабаровском крае

Приметы зимы в Хабаровском крае. Особенности дальневосточной зимы. Изменения в жизни растений и животных с приходом зимы.

2

Помоги зимующим птицам.

Конструирование и развешивание кормушек.

Зимующие птицы края. Помощь человека зимующим птицам. Изготовление кормушек и размещение на территории школьного двора.

3

Помоги зимующим птицам. Выпуск листовок

Изготовление плакатов и листовок «Помоги зимующим птицам»

4

Прогулка по зимнему лесу.

Картины зимней природы. Жизнь животных в лесу зимой. Животные « Красной книги».

5

В город пришла зима.

Зимой на улицах города. Внимание, гололёд!

Правила дорожного движения.

6

Сохраним новогоднюю ёлочку. Выпуск листовок

Лиственные и хвойные растения. Новогодний праздник и традиции. Сохранение хвойных растений.

7

Загадки, сказки, стихотворения о зиме дальневосточных писателей.

Народные приметы, загадки, пословицы о зиме.

Произведения дальневосточных писателей – натуралистов о зиме.







«А у нас в квартире кошка..»

(6 часов)



1

Растения в жизни человека. Комнатные растения

Растения в жизни человека. Комнатные растения и уход за ними. Техника безопасности

2

Врачи в зелёных халатах. Лекарственные растения.

Лекарственные растения. Растения – источник витаминов. Здоровое питание школьника.

3

Дикие и домашние животные.

Дикие и домашние животные в жизни человека.

Уход за домашними животными. Техника безопасности поведения рядом с животными.

4

Четыре лапы и хвост.

Произведения дальневосточных писателей – натуралистов о домашних животных. Конкурс детских творческих работ.

5

Пернатые друзья

Птицы дальневосточной тайги. Птицы «Красной книги» Правила содержания птиц в доме.

6

Аквариум.

Рыбы реки Амур. Рыбы «Красной книги». Аквариум - искусственная экосистема.








«Весна! Весна!

И всё ей радо!»

(8 часов)



1

Приметы весны в Хабаровском крае.

Приметы весны в Хабаровском крае, что характерно для весенней поры в нашем крае, чем отличается наша дальневосточная весна. Изменения в жизни растений и животных с приходом весны.

2

Амур

Реки Хабаровского края. Амур – величайшая река мира. Животный и растительный мир реки. Рыбы из Красной книги.

3

Наблюдения за распусканием деревьев.

Изменения в жизни растений с приходом весны.

4

Первоцветы дальневосточной тайги. Выпуск листовок

Раннецветущие деревья, кустарники, травы. Краснокнижные растения.

Какие раннецветущие растения можно увидеть на улицах города? Выпуск плакатов и листовок.


5

Наблюдения за прилётом перелётных птиц.

Водоплавающие птицы. Птицы леса. Птицы луга. Краснокнижные птицы.

Наблюдения за прилётом перелётных птиц.

6

Загадки, сказки, стихотворения о весне дальневосточных писателей.

Народные приметы, загадки, пословицы о весне.

Произведения дальневосточных писателей – натуралистов о весне.

7

Экскурсия в природу.

Экскурсия в парк. Наблюдения за растениями и животными.

8

Игра-конкурс «Знатоки природы»

Выставка – конкурс творческих работ.



«В гостях у природы»

(4 часа)


1

Правила поведения на экскурсии в природу.

Бережное отношение к растениям и животным. Правила безопасного отдыха летом на даче, в поездке со своими родителями.

2

Осторожно, ядовитые растения!

Некоторые виды ядовитых растений. Техника безопасности, первая медицинская помощь при отравлении.

3

Безопасные взаимоотношения с дикими и домашними животными.

Осторожное обращение с дикими и домашними животными. Правила безопасного поведения .

4

Мини конференция «Я - исследователь»

Представление творческих работ












Прогнозируемые результаты:


Обучающиеся научатся:

-  понимать поставленную задачу, суть за­дания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавате­лем;

- выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

-работать на компьютере в программе Movie maker

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- планировать конечный результат работы;

- вести дискуссию;

- отстаивать свою точку зрения;

- находить компромисс;

- презентовать свою работу;

- оценивать проекты, выполненные другими.

Обучающиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать

информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающиеся смогут проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.










Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

1.

Экскурсия


2.

Что мы увидели на экскурсии?


3.

Приметы осени в Хабаровском крае


4.

Деревья и кустарники на улицах нашего города.


5.

Дары осени. Грибы, ягоды


6.

Как готовятся к зиме животные?


7.

Перелётные птицы.


8.

Осенние приметы, загадки, сказки дальневосточных писателей.


9.

Приметы зимы в Хабаровском крае


10.

Помоги зимующим птицам.

Конструирование и развешивание кормушек.


11.

Помоги зимующим птицам. Выпуск листовок


12

Прогулка по зимнему лесу.


13

В город пришла зима.


14.

Сохраним новогоднюю ёлочку. Выпуск листовок


15.

Загадки, сказки, стихотворения о зиме дальневосточных писателей.


16.

Растения в жизни человека. Комнатные растения


17.

Врачи в зелёных халатах. Лекарственные растения.


18.

Дикие и домашние животные.


19.

Четыре лапы и хвост.


20.

Пернатые друзья


21.

Аквариум.


22.

Приметы весны в Хабаровском крае.


23.

Амур.


24.

Наблюдения за распусканием деревьев.


25.

Первоцветы дальневосточной тайги. Выпуск листовок


26.

Наблюдения за прилётом перелётных птиц.


27.

Загадки, сказки, стихотворения о весне дальневосточных писателей.


28.

Экскурсия в природу.


29.

Игра-конкурс «Знатоки природы»


30.

Правила поведения на экскурсии в природу.


31.

Осторожно, ядовитые растения!


32.

Безопасные взаимоотношения с дикими и домашними животными.


33.

Мини конференция «Я - исследователь»
























Результаты изучения курса.


Личностные результаты


*осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;


*осознание себя членом общества и государства; чувства любви к своей стране и краю, выражающееся в интересе к природе, истории, культуре края, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;


*уважение к истории и культуре народов Хабаровского края


* установка на безопасный и здоровый образ жизни



Метапредметные результаты


* умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;


* освоение правил норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и др)


Предметные результаты


* умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира


* овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;


*понимание роли и значения родного края в природе и историко- культурном наследии России;


*понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края.











Формы достижения воспитательных результатов .



Уровень результатов

Приобретение социальных знаний

(первые уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(второй уровень)

Получение опыта самостоятельного

Общественного действия

(третий уровень)

Проектно - исследовательская деятельность


Познавательные беседы , наблюдения за объектами неживой природы, за зимующими птицами, за сезонными изменениями в растительном и животном мире, поиск информации в интернете, создание творческих работ




Презентации творческих работ в школе




Участие в городских, краевых конкурсах, интернет конкурсах.



Материально-техническое обеспечение кружка «Юный краевед»

Д -демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф — комплект для фронтальной работы ( не менее одного экземпляра на двух учеников);

П -комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек)

Наименование объектов и средств

материально-технического

обеспечения

Количество

Примечания.


Натуральные объекты

Живые объекты( комнатных растений)

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Коллекции полезных ископаемых

Д

ф\п

ф\п


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях).

Методические пособия для учителя

П



П





Д










Печатные пособия.

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания.

Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т.д).

Географические и исторические настенные карты Хабаровского края, России



Атлас географических и исторических карт «Люби и знай свой край».

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток).

Д



п



д





К



ф



















Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету:

ф



Технические средства обучения.

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Видеоплеер.

Персональный компьютер.

Мультимедийный компьютер.

Видеопроектор

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Размер не менее 150 х 150 см






Игры и игрушки

Настольные развивающие игры

Набор ролевых игр, игрушек

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

П

К



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


автор

литература

1

Министерство образования

и науки Рос. Федерации.

М.. Просвещение,

2010

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


2

М. Просвещение,

2010г.


Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания гражданина России

3

Григорьев Д.В

П.В.Степанов.

М. Просвещение,

2010г

Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор.

(пособие для учителя)


4

Л.П. Симонова

М.ACFDEMA

2000

«Экологическое образование в начальной школе»


5

В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.

М.: Просвещение,

2010г.


Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование


6

Кондратьева Е.П.

Чебоксары,

2007г

Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов

7

С.Ю Прохорова,

Н.М Фоминых

г.Ростов-на-Дону

Феникс 2008г.


«Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками»


8


Т.Н Кравец, М.В.Телеганова., Начальное образование.

2005г, №2.

.Младшие школьники проводят исследование.



9

Интернет-сайты:



10

conf.cpkro.kirov.ru







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Факультативный курс "Юный краевед"

Автор: Чумак Галина Владимировна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства