3. Воспитывать любовь и уважение к природе, умение вести себя в природе.
Подготовка обучающихся:
Инструктаж о правилах поведения:
* по улице надо идти парами, не толкаться и не отставать от других; * переходить улицу по указанию педагога; * во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно; * слушать внимательно; * беречь и охранять природу - не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники.
Ход экскурсии
Беседа
Мы идем в гости в осенний лес. Осень – это удивительное время года. Сколько впечатлений дарит она человеку. Её красота вдохновляла и вдохновляет поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки.
Листья стали опадать… То ли чудо, то ли диво – Не могу никак понять. Нет прекраснее на свете Этой красочной поры!
- Какие изменения произошли с приходом осени?
В гости к деревьям: Русская красавица, Бела она, стройна, Одежда зелена. (Берёза)
Листья – звёзды яркие, Золотые, жаркие. (Клён)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Дети находят деревья, отмечают, как изменился цвет листьев, какие листья по форме, наблюдают листопад.
- Как вы думаете, опавшие листья полезны? (Ответы детей) Оказывается, да! В них могут строить зимние гнёзда ежи, листьями барсуки и белки утепляют свои дома, а ещё в опавших листьях зимуют гусеницы, бабочки, жучки и паучки. Опавшие листья укрывают корни от морозов.
Игра «Узнай дерево» Дети берут из коробки листья деревьев, закрыв глаза. По команде открывают глаза и бегут к тому дереву, лист которого у ребёнка в руке.
Звуки осени
Послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Творческая работа Задание: собрать листья клёна, берёзы, осины, дуба, ветки, плоды для поделок.
У водоема
Наблюдение за поведением уток в пруду.
Трудовой десант
Уборка мусора около пруда.
Зона отдыха
Игры - «Ручеек», «Летает, не летает», с мячом.
Тренинг Закрыли глаза, повторяем за мной. «Ярко светит солнце. Дует лёгкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо мною гордо кружатся птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».