Педагогическая работа направлена на развитие у детей с ОВЗ интереса к художественно - изобразительной деятельности, воспитание эстетического отношения к восприятию действительности. В основе предлагаемого занятия - комплексный подход, сочетающий интеграцию технологий по познавательно - речевому развитию, ознакомлению с окружающим миром, физической культуре и творческой деятельности, что соответствует ФГОС. Важным моментом процесса обучения является знакомство с национальными особенностями в искусстве, а именно: убранство жилищ, интерьера, посуды, одежды народов России. В декоративных росписях показываю знаки солнца, луны, воды; изображение растений, птиц, животных; их взаимосвязи с образом женщины; отображение повседневной жизни людей. Объясняю, расшифровываю отдельные знаки декоративных узоров. На последующих занятиях детям можно предложить расписать полотенца, посуду, модели различных предметов, при этом последовательность обучения составлению орнаментов на различных формах остается традиционной. Такое освоение материала проходит эмоционально,хорошо запоминается, что является причиной стойкого интереса не только к изобразительному исскуству, но и к культуре в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать интерес к устному народному творчеству;
обогащать словарь детей новыми словами: чугунок, ухват, люлька, русская печка, самовар.
Ход:
Организационный момент:
Приглашаю всех ребят в гости в избу русскую.
Вводная часть:
Собирали все по крупицам, чтобы детям было чему удивиться.
В углу чудо-печка беленая, в ней душа русская, мудреная.
Лавки и столы дубовые, а половики тканые, разрисованные,
Постелька мягкая одеяльцем вышитым укрытая,
И прялка стоит, всеми забытая...
(Дети проходят и садятся за стол на скамейки).
Основная часть:
Вот мы и оказались в русской избе. Посмотрите вокруг. Так люди жили давным-давно. Тогда не было многоэтажных домов, а стояли маленькие домики. Не было в них воды, не было света, не было газа. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).
Для того, чтобы было тепло, в каждой крестьянской избе была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Про печку мы знаем из сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», в них она главный персонаж.
Давайте рассмотрим печку. «Что есть в печи, все на стол мечи» - говорит русская пословица. Что же такое есть в печи? Угольки и головешки, что ли? Оказывается, на печи люди готовили, тогда ведь не было газовых плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны (емкость, сделанная из чугуна – очень прочного металла). Чтобы чугунки ставить в печку и вынимать их из печи, нужен был ухват. (Показ ухвата). А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров. А еще на печи можно было и «косточки погреть» старикам, для этого она была снабжена лежанкой. (Показ).
Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.
В русской избе шкафов и шифоньерок не было совсем. Где же русские люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. Их делали прочными, в них и вещи хранили, на них и спали. А вот наш сундучок, он у нас не простой, а волшебный, в нем кто-то живет. Отгадаете, покажет сундучок отгадку.
Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна,
Разбираю, собираю, то их восемь, то одна. (матрешка).
Эта кукла не простая, у неё есть тайна.
Скажите, ребята, а какой главный секрет матрешки? (Дети отвечают).
Да, эта кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит поменьше, а в ней еще меньше, и еще меньше. (Показ воспитателя).
Из чего она сделана? Подойдите, возьмите матрешки в руки, пощупайте.
Да, куклы эти деревянные. Матрешек делают из березы, из липы, ведь дерево хорошо раскрашивается.
Ладушки, ладушки. (Дети повторяют движения по показу воспитателя ).
У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно она превратилась в предмет искусства, но по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой.
Кто знает, где спали маленькие детки? Колясок не было. (Ответы). Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы)
Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. Малыши успокаивались и засыпали спокойным здоровым сном. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку куколку, покачаем её и споем колыбельную.
Баю – баюшки-баю, не ложися на краю,
Придет серенький волчок, он ухватит за бочок,
Он утащит во лесок, под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи, нашу детку не буди.
Посреди избы стоит стол со скамейками. На столе самовар. Что из него пили? (чай). От всех хворей и простуд помогал чай, заваренный на смородине, землянике, целебных травах, малине. На память об этой экскурсии предлагаю попить ароматного чая из самовара с баранками.
Итог:
Понравилась вам экскурсия? Что расскажите дома?
Тема: Игра – инсценировка «Посиделки с друзьями»
Цель: воспитание культуры поведения за столом.
Задачи:
формировать умение развлекать людей, организовывать праздники;
развивать словарный запас детей, обогащать его новыми словами и выражениями;
В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя собрал?
Верно, это стол. За ним все любят собираться с близкими и друзьями в праздники и будни. Но красиво накрытый стол с угощениями не сможет развеселить ваших близких и друзей. Поэтому важно организовать праздник, уметь развлекать своих гостей.
Основная часть: Звучит музыка. Итак, попробуем весело провести время на наших посиделках. Рассаживайтесь за стол, на котором стоят карточки с именами детей.
В мешочек кладут мелкие предметы : шахматные фигурки, колечко, шарик для пин-понга, и т.д
1. На ощупь пересчитать количество предметов.
2.Определить, есть ли там одинаковые предметы, и сколько их.
3. Определить предметы и назвать их.
В конце игры предметы высыпают на стол.
Игра «Угадай, что это?»
По очереди, с завязанными глазами, каждый ребенок угадывает на вкус, из какого фрукта сделан мармелад или варенье.
Игра «Проворные мотальщики»
К двум круглым палочкам привязывают по шнуру, а на коне привязывают какую–нибудь игрушку. Играющие по команде начинают наматывать шнуры на палочки. Выигрывает тот, кто первым подтянет к себе игрушку.
Итог:
Какое у вас сейчас настроение?
Понравилось вам занятие?
Что понравилось на занятии?
О чем расскажите дома?
Вот, ребята, для веселого, увлекательного досуга не обязательны ни телевизор, ни магнитофон. Теперь вы сами можете организовать праздник и пригласить к себе гостей. Скучно не будет!
От всей души желаю успеха, чтобы вам и вашим близким было весело и уютно у вас в гостях!