Занятие на тему: «Дорогою добра»
( Конспект занятия для учащихся начальных классов, посещающих ЛДП,
разработала и провела воспитатель ЛДП Фурсова И. Ю.)
Цель: Формирование навыков доброжелательного отношения друг к другу у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Знакомство с понятиями «добро», «доброта», «зло»;
Формирование навыков толерантного отношения;
Развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания;
Обогащение духовного мира учащихся через познание светлых образов и мыслей;
Развитие потребности в нравственном самосовершенствовании;
Развитие творческих способностей учащихся, интереса и любознательности;
Развитие речи; расширение и активизация словарного запаса;
Привитие учащимся нравственных норм цивилизованного обществ на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию;
Воспитание добрых и уважительных чувств друг к другу;
Способствование сплочению детского коллектива;
Формирование благоприятного психологического микроклимата в отряде.
Метод: объяснительно – иллюстративный, использование ИКТ.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование:
Компьютер (для просмотра презентации для игры и прослушивания музыки);
Задания в конвертах (набор пословиц и поговорок);
Листы бумаги, карандаши;
«Волшебный» сундучок;
Воздушный шарик;
Блюдо (на котором будут сожжены листки бумаги); спички;
Аудиозапись музыки «Дорогою добра», «Одинокий пастух».
Предварительная работа:
Ход занятия
Организационный момент (если учащихся более 20 человек, целесообразно разделить на 2 группы; дети рассаживаются по группам; звучит музыка «Дорогою добра»).
Учитель: Сегодня мы с вами собрались в такой уютной компании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.
- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
(ответы детей)
Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, давайте узнаем, что такое доброта. В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека». Если существует добро, доброта, значит есть и зло. Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от жадности. Зло - это войны и предательство, зависть и подлость, ложь и равнодушие. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель.
Есть ли у вас те качества, которые относятся к злу. Запишите и на листочках. Сейчас мы всё зло сожжём. Ни одно из этих качеств не попадёт в вашу жизнь.
- А как вы думаете, где живут добро и зло?
(ответы детей)
Учитель: Каким можно назвать сердце злого человека?
(ответы детей)
Учитель: А как говорят о сердце доброго человека?
(ответы детей)
Учитель: Продолжите предложения (слайд 1)
1. Добрый думает о ….(других ) , а злой о …( себе).
2.Добрый делает добро не для себя , а для …( других), злой делает зло не себе, а …(другим).
Учитель: Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
(ответы детей)
Учитель: Да, непросто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, воспитатели и учителя, но и старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть героя, а вы отвечать: добрый он или злой. Если добрый – вы радостно хлопает в ладоши, если злой – топаете.
- Иван – царевич;
- Кащей Бессмертный;
- Золотая рыбка;
- Дюймовочка:
- Карабас - Барабас;
- Красная шапочка;
- Баба – Яга;
- Золушка;
- Мальвина.
Учитель: А следующее задание по группам, нужно отгадать имя сказочного героя. Послушайте, что они говорят о себе. Вопрос команде №1:
Вопрос команде №2:
Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах.)
Вопрос команде №1:
Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька.)
Вопрос команде №2:
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Сейчас я вам раздам конверты, в которых пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно. (Задание по группам: конверт с заданием – группе №1
Кто любит добрые дела, | тому и жизнь мила |
Злой не верит, | что есть добрый |
Без добрых дел | нет доброго имени |
На добрый привет | добрый ответ |
Жизнь дана | на добрые дела |
и конверт с заданием – группе №2
Не одежда красит человека, | а его добрые дела |
Добрые слова | дороже богатства |
Худо тому, | кто добра не делает никому |
Доброе слово лечит, | а злое калечит |
Злой плачет от зависти, | а добрый от радости |
Учитель (после того, как дети зачитывают «собранные» пословицы):
- Вопрос к 1 группе: как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго имени»?
(ответы детей)
- Вопрос ко 2 группе: как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»?
(ответы детей)
Учитель: Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
Утешить можно им, помочь
Развеселить, совет дать снова
Но ты запомни лишь одно
Всегда должно быть добрым слово.
Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
- Ребята, а какие вы знаете добрые слова? Как их ещё называют? Почему?
(ответы детей)
Учитель: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете добрые слова.
Если встретиться знакомый,
Хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче ….. (здравствуй).
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … ( привет).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста).
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
- Меня… ( извините).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите … (до свидания).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят… (благодарю).
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорите … ( спасибо).
Учитель: А вот какие советы даёт Гриорий Остер в своей книге «Вредные советы»
Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с кем.
Слов « пожалуйста», спасибо», никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
- Вам нравятся эти советы? Скажите, что в этих словах неправильного, вредного? Как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
(ответы детей)
Учитель: А как бы вы посоветовали поступить в следующих ситуациях? Ситуация для группы № 1:
Два мальчика, 8 и 11 лет, столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу? (Кто вежливей)
Ситуация для группы №2:
Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе? (Да)
Ситуация для группы № 1:
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Какие ошибки допустил мальчик? (Не следовало кричать, надо говорить: «Который час?», не забывать говорить «пожалуйста», а затем «спасибо»)
Ситуация для группы №2:
Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе один мальчик зовет меня Галькой.
- А как ты его завешь? – спросила мама.
- Я ему просто кричу: «Эй, ты.»
Решите, права ли Галя? ( Нет, она поступает так же как и мальчик )
Учитель: А сейчас предлагаем вашему вниманию сценку «Про Веру и Соню» (участвуют автор, Соня, Вера, мама).
Автор: Жили-были две неразлучные подружки – первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. Одну звали Соня, а другую – Вера.
Девочки: (вместе с гордостью ) – Мы во всем, во всем одинаковые!
Автор: Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме,
Соня: Я получила по математике « пятерку», а Вера только «тройку». Мы стали уже не одинаковые.
Мама: (Внимательно посмотрела на дочку и сказала грустно) : Да, ты стала хуже…
Соня: ( Удивленно) Я? Но ведь тройку получила не я!
Мама: Тройку получила Вера, но она получила её потому, что на днях болела…А ты обрадовалась - а это значительно хуже.
Учитель: Как вы думаете, за что мама осудила Соню?
-Какой смысл заключается в последней фразе мамы?
-Что бы вы сказали Соне?
(ответы детей)
Учитель: А вот послушайте ещё 2 истории.
1) Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2) Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна ему чем-то отблагодарить.
- Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
- Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?
(ответы детей)
Учитель: Добрый человек никогда не ждёт за свои добрые дела вознаграждения. Хорошо бы научиться и нам искренне и бескорыстно дарить добро, не ожидая выгоды или ответа.
И снова мы играем: если согласны со мной – радостно хлопаете, если нет – топаете.
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
Учитель: Послушайте рассказы В. В. Сухомлинского
ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ
Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.
Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?
Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.
Мама увидела и спрашивает:
-Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?
- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.
- Как вы оцениваете поступок Зои?
- Добро или зло принесла Зоя акации? Бабочке?
-Как бы вы поступили в таком случае?
(ответы детей)
КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают.
Увидела белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
-Почему это ты дятел, плачешь?
-Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.
Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И Бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
-Почему радуются Белочка и бельчата?
_ Какое дело совершила Белка?
- Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?
(ответы детей)
Учитель: А теперь блиц – вопросы по группам
1 группа - Он в беде не бросит? (Друг)
2 группа - Как называется предмет, который дарят? (Подарок)
1 группа - От неё станет всем теплей (Улыбка)
2 группа - Какое чувство появляется при получении подарка? (Радость)
1 группа - Когда нас бранят за шалости, мы просим…(Прощение)
2 группа - Назвать волшебное слово, которое говорят при выполнении просьбы? (Спасибо)
Учитель: Да, добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от света.
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы другим было рядом с нами хорошо? Давайте составим правила доброты, пользуясь которыми можно стать по – настоящему добрым (слайд 2).\
(ответы детей)
• Делись последним с другом.
• Помогай людям
• Защищай слабого
• Не завидуй
• Прощай ошибки другим
Учитель: предлагаю поиграть, встаньте все в круг.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто друга чувствует плечо.
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Ты добрых слов не пожалей
Произнеси их для друзей.
Проводится игра «Комплименты» (Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплимент.)
Звучит мелодия «Одинокий пастух».
Учитель: Ребята, я приглашаю вас поиграть ещё в одну игру, она называется «Волшебный цветок добра»
- Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем буду рассказывать.
- В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.
(Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко).
Учитель:
- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
- Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.
- Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
- Ребята, а теперь откройте глаза.
Заключительное слово учителя.
В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком уютно и тепло. Любовь доброго человека, его помощь согревает как нежное весеннее солнышко.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Спешите делать добрые дела, ребята!
Звучит мелодия «Дорогою добра».
Литература:
«Начальная школа» Методическая газета для учителей начальных классов, январь, 2010 год №1;
Е.Н.Арсенина, Л.Б.Кислова «Внеклассные мероприятия в начальной школе»
Л.И.Жук «Сентябрь уж наступил…»
Интернет – ресурсы:
http://fantasyflash.ru/index.php?&kontent=anime
http://inmira.narod.ru/animac/an.1/cv.html
http://city-gif.narod.ru/new_year1.htm
http://miranimashek.ucoz.ru/photo/87
http://fotki.yandex.ru/users/kaory-x/view/78654/?page=7xgif.ru