Доклад "Библиотекарь глазами библиотекаря". Библиотекарь — профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Как правило, библиотекари работают в государственных библиотеках или библиотеках высших или средних учебных заведений, начальных или средних школ, медиа-центрах, библиотеках в рамках предприятий или компаний. На западе некоторые библиотекари могут быть независимыми предпринимателями, работающими в качестве информационных специалистов, каталогизаторов, и по прочим специализированным направлениям. Брокгауз и Ефрон: « Библиотекарь — звание, которое встречается уже в древнейшие времена; мы видим библиотекарей в Египте, при дворе Птоломеев; в настоящее время Б. называется обыкновенно лицо, которому поручается заведование книгохранилищем или какой-либо его частью; в некоторых странах, однако, как, напр., в Германии, Б. называется исключительно то лицо, которому поручено управление всей библиотекой; лица же, заведующие отделениями библиотеки, носят разные другие названия: в Германии — Custos, Assistent, во Франции — Conservateur и т. д. С развитием библиотечного дела мало-помалу определилась та сумма качеств и знаний, которая необходима библиотекарю для успешного ведения дела; возникла наука библиотековедения, изучить которую в настоящее время можно только практически — службой в библиотеке же. От библиотекаря требуется способность к усидчивому труду, любовь к порядку, он должен знать новые языки и быть энциклопедически образованным человеком; необходимо также знание всего, что касается истории книги, книгопечатания и т. п. »
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Библиотекарь глазами библиотекаря" »
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Петропавл құрылыс-экономикалық колледжі
Петропавловский строительно-экономический колледж
Баяндама
«Кітапханашы кітапханашының көзімен»
Доклад
«Библиотекарь глазами библиотекаря»
Орындаған/Разработала:
Кітапхана меңгерушісі/Заведующая библиотекой
Букатина Валентина Николаевна
Петропавл 2014 жыл
Петропавловск 2014 год
Библиотека – это вчерашний день. Зачем они, вообще, нужны в век современных цифровых технологий? Всё, что нужно, можно найти в «инете»… Рассуждения эти довелось как-то прочитать в одном журнале «Кітапхана әлеме – Мир библиотеки», как в наше время рассуждают наши студенты, которые, судя по всему, предпочитают всю необходимую информацию черпать из всемирной паутины. Он напомнил нам всем телеоператора Рудольфа из легендарной мелодрамы: «Москва слезам не верит». Помните: «Не будет ни кино, ни театра – одно сплошное телевидение…» Со времени этих «пророчеств» прошло более полувека, а кино и театр и не думают сдавать свои позиции. Точно так же и с библиотеками. Они были, есть, и будут, и большинство современных читателей это прекрасно понимают, а так же и мы работники библиотеки.
Актуальность изучения социально-психологических проблем формирования подготовки библиотечных кадров, их профессиональной деятельности бесспорна. К таким проблемам относятся вопросы изучения выбора профессии и дальнейшего профессионального становления личности.
Определённый интерес в рамках рассматриваемой темы для сравнения и выводов представляют результаты исследования «Библиотекарь глазами библиотекаря», которое проводилось Республиканской научно-педагогической библиотекой Министерства образования и науки Республики Казахстан. Целью этого исследования было – Определить, каким должен быть современный библиотекарь?
Анкета состояла из вопросов по нескольким блокам:
1 Блок: Сведения о библиотечном образовании и повышении квалификации.
2 Блок: Профессионально-личностные аспекты библиотечной деятельности.
3 Блок: Перспективы профессии и библиотеки, их будущность.
4 Блок: Сведения о респондентах (возраст, образование, стаж).
Обобщение полученных данных позволило сделать библиотеке ряд выводов, которые сейчас будут мною изложены.
Блок 1. Сведения о библиотечном образовании и повышении квалификации.
Каковы же мотивы выбора профессии библиотекаря?
40%, из числа всех опрошенных, ответили, что на выбор профессии повлияли родственники, 27% - выбор профессии был случайным, 22% - выбор профессии призванием, 11% из числа опрошенных – выбор вызван необходимостью получить образование.
Достаточно ли Ваше образование для выполнения общих задач перед библиотекой?
Как показал анализ, 30% опрошенных считают себя профессионально образованными, 29% - недостаточно образованны и повышают свою квалификацию, 20% - образование считают недостаточным, 12% - занимаются самообразованием, остальные библиотекари достигли определённого образования. Однако, настораживает и немалый процент (9%) тех, кто сетует на недостаток времени на самообразование. Из этого следует, что необходимо провести анализ рабочего дня, организовать собственную деятельность так, чтобы оставалось время на ознакомление с профессиональной литературой, а также переключить свои интересы на повышение квалификации.
«Не забывайте, что, сколько бы
вы ни учились, сколько бы вы
не знали, знанию и образованию
нет ни границ, ни предела»
Н.А.Рубахин.
Отрадно, что многие участвующие в анкетировании, неразрывно связывают продвижение по службе с необходимостью получения высшего библиотечного образования и обучения в магистратуре.
Блок 2. Профессионально-личностные аспекты библиотечной деятельности.
Что думают сотрудники о своей работе?
Исследование выявило, что 42% - сотрудников любят и уважают свою работу, 37% считают её интересной и трудной, 21% не ответили на этот вопрос. Таким образом, больший процент любят свою профессию и считают её интересной, но особую тревогу вызывает то, что 21% не дали на этот вопрос никакого ответа.
Какие профессиональные качества должны быть у библиотекаря?
Полученные ответы свидетельствовали об определённой динамике профессиональных качеств: профессионализм – 60%, компетентность – 30%, кропотливость и внимательность – 8%, знание языков – 2%, также были названы активность, порядочность, память, находчивость, трудолюбие. Как видим, что мнения разделились, предпочтение отдано: профессионализму, компетентности.
Какие у вас отношения с коллективом?
Попытались определить, как складываются отношения в коллективе. Приятно отметить, что у 70% опрошенных с коллективом доброжелательные отношения, у 20% отношения сложились как деловые, а вот у 6% опрошенных бывают конфликтные ситуации, 4% - нет ответа. Это объясняется, в первую очередь, тем, что люди заняты внедрением и использованием информационных технологий, повышают свою квалификацию, а работать по-новому можно только в дружеской, деловой атмосфере. Поэтому я считаю, что всем нам стоит задуматься об улучшении социально-психологического климата в коллективе.
Блок 3. Перспективы профессии и библиотеки, их будущность.
Есть ли, по Вашему мнению, будущее у профессии библиотекаря?
Получены следующие данные: 60% - опрошенных ответили положительно, 35% - заявили, что будущее целиком и полностью связано с новыми информационными технологиями, 5% - оставили без ответа.
Итак, перспективы своей профессии библиотекари видят в автоматизации и компьютеризации библиотечного дела, интеграции технологии доставки информации, удобного поиска нужного знания базе данных.
Какой Вам видится библиотека будущего?
Полученные ответы свидетельствовали: 70% связали дальнейшее развитие библиотек с комплексным использованием информационных технологий, 12% - с расширением библиотечных услуг, 12% - считают, что комфортные условия просто необходимы в будущем, 9% - не ответили на вопрос.
Будущее библиотек наши библиотекари связывают с обеспечением доступа к библиографической информации, и документам путём создания национальной, региональной, международной сети, средств телекоммуникаций.
Блок 4. Сведения, о принявших участие в анкетировании.
По возрастному критерию, принявшие участие в анкетировании были, представлены следующим образом: 41-50 лет – 31%, 31-40 лет – 27%, 51-58 лет – 24%, до 30 лет – 18%. Из этого следует: усилить работу в области подбора молодых квалифицированных сотрудников, уделять внимание профессиональному росту молодёжи:
Анализ анкет по образованию показал, что 38% - составляют библиотекари со средне-специальным образованием, по 27% - имеют высшее образование; среди библиотекарей со средне-специальным образованием учатся в вузе по специальности – 29%. И уже в этом году процент специалистов с высшим библиотечным образованием составит – 56%.
Что касается стажа работы. В процессе исследований выяснилось, что профессиональные качества специалиста являют собой сложный комплекс знаний, умений, и навыков, уровень которых определяет качество и эффективность его деятельности, а также присутствует достаточно благоприятный морально-психологический климат, что непосредственно влияет на высокую и качественную производительность труда. В библиотеках работают интересные, профессионально-грамотные специалисты, сотрудники постоянно повышают свою квалификацию.
На них и нужно опираться в продвижении профессии библиотекаря, а будущее у нашей профессии есть.
В заключении мне хочется поблагодарить за внимание и хочу пожелать всем присутствующим профессиональных и творческих успехов в благородном деле – создании современных востребованных библиотек. Самое главное – верить в себя, верить в победу!
Литература:
Мектептегі кітапхана – Школьная библиотека № 6, 2012г.,
Кітапхана № 2-3, 2012г.,
Библиотека в школе № 9-12, 2013г.,
Библиотечное дело № 10-20, 2014г.,
Кітапхана әлемі – Мир библиотеки № 1-8, 2013г.,
Библиотечная статистика. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издание официальное, 2013г.
Библиотека глазами
библиотекаря.
Анкета.
Каковы мотивы выбора профессии библиотекаря?
Влияние родственников
Случайный выбор
По призванию
Необходимость в образовании
Достаточно ли Ваше образование для выполнения общих задач перед библиотекой?
Недостаточно
Достигли определённое образование
Занимаются самообразованием
Недостаток времени на самообразование
Что Вы думаете о своей работе? (работая в библиотеке)
Любите и уважаете свою работу
Считаете интересной и трудной
Нет ответа
Какие профессиональные качества должны быть у библиотекаря?
Профессионализм
Компетентность
Кропотливость
Знание языков
Какие у Вас отношения с коллективом?
Доброжелательные отношения
Деловые отношения
Конфликтные ситуации
Нет ответа
Есть ли по Вашему мнению, будущее у профессии библиотекаря?