Просмотр содержимого документа
«День вежливости в детском саду»
Да здравствуют вежливость и доброта!
Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование плакаты с вежливыми словами, солнышки
Ход занятия
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека-вежливость и доброта.
Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI в. слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Правила вежливости:
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете зеленую табличку, если нет, то - синюю.
- Поздороваться при встрече ... (вежливо).
- Толкнуть, не извиниться ... (невежливо).
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь ... (вежливо).
- Не встать, обращаясь к учителю ... (невежливо).
- Взять билет в трамвае ... (вежливо).
- Не уступить место пожилому ... (невежливо).
А теперь поговорим о ситуациях, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.
Учащиеся читают стихотворение С .Маршака «Урок вежливости»
Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести.
- В гостях, медведь, нельзя реветь, Нельзя грубить и чваниться, Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четвереньках. Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь,
И старших уважай.
И бабушку медведицу В туман и гололедицу До дома провожай,
Так мишку лет пяти-шести Учили, как себя вести.
Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям - Лисицам и медведям, Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал, куда не нужно, нос, Топтал траву и мял овес, Наваливался брюхом
На публику в метро,
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро. Медведя лет пяти-шести Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили.
-Выучил медвежонок правила вежливости? Почему?
(медведь живёт в лесу по своим правилам)
-А сейчас послушаем стихи и ответим: правильно ли ведут себя дети?
Тетя Сима попросила Слазить Витю на чердак - Извините, тетя Сима, Я вам вовсе не батрак.
Коля ссорится с друзьями, В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната: - Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
Говорит лентяйке мать: - Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
Петя ловко ловит рыбу, Может лодки мастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить.
-Правильно ли ведут себя дети? (ответы детей)
-А почему?
Стихотворение А. Барто «Признание»
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми? Он всех в один несчастный день
Чуть не довел до слез,
Его зовут - стоит как пень, Как будто в землю врос.
- Смотри, не пей воды сырой! - Советует сосед.
Один стакан, потом второй Андрюша пьет в ответ.
Пойди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
- Придешь обедать к трем часам, - Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам ... А сам явился в пять.
- Ну что с тобой. Андрюшенька? И сын признался ей;
- Когда я вас не слушаюсь, Я выгляжу взрослей!
-Как на самом деле выглядит Андрюша?(капризным ребёнком, который всех расстраивает)
-Вежливо он поступает?
Ведущий: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. А сейчас мы выясним, знаете ли вы вежливые слова.
Игра «Словарь вежливых слов»
1. Растает ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
2. Зацветёт старый пень,
Когда услышит (добрый день).
3. Если солнышко садиться,
По деревьям золотится,
Говорим при встречи
Всем знакомым (добрый вечер)
4. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
5. Дети вежливые и развитые
Говорят, встречаясь, (здравствуйте).
6. Когда нас бранят за шалости,
Говорим прости (пожалуйста).
7. Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда
Налетел из-за угла,
Но представьте: зря от Вити
Ждал я слова (извините)
8. И в России, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
9. Будет легче нам ехать и идти,
Когда пожелают (счастливого пути)
-А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
-Что такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом?
Доброта - это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.
Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
Чтение и анализ сказки.
-Послушайте сказку В. А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, облетели шишки на ёлках, Нечего есть дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел дятел на ель и плачет. Падают горькие слёзы на снег, замерзают.
Увидела белочка из гнезда – дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к дятлу.
-Почему это ты, дятел, плачешь ?
-Нечего есть, белочка…
Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал клевать клювом.
А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:
Какое чувство у вас возникло к герою сказки –дятлу?
Какое к белочке ? Охарактеризуйте её?
Почему радуются бельчата и белочка?
Какое дело совершила белочка?
Могла бы белочка поступить иначе? Чем бы это обернулось?
-Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда надо подумать о других.
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие
Честное слово!
На клумбе цветок
Его листья повисли
Грустит он о чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке.
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчится на нём
Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы, заботы.
Вернусь, хорошо бы пошить, почитать
Да надо с уборкой возиться опять!
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда.
И ахнула мама, вернувшись домой:
-Да это же чудо. Волшебник ты мой!
Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги .
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов
Как бы жизнь не летела - Дней своих не жалей, Делай добро дело
Ради счастья людей. Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле, Делай доброе дело-
Тем живем на земле.
А. Лесных
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова - дела важны'? Дела – делами, а слова - словами. 0ни живут у каждого из нас
На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
«Давайте поклоняться доброте...»
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она нас дарит хлебом,
живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
-А сейчас я расскажу вам сказку о том, как вежливость и доброта может помочь спасти от опасности.
Сказка “Звездная страна”
(по мере прочтения имён собственных учитель или ученики прикрепляют на доску изображения звёздочек и др.)
- В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и крохотные звездочки, и средних размеров, и огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Но однажды пролетал над Звездной страной самый злой на свете волшебник, которого так и звали Злюка. Увидел Звездную страну Злюка и закипела в нем зависть. Как же так,- думает волшебник, - доброта кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Злюке покоя. К сожалению, встречаются еще такие существа, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал злой волшебник свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать о том, что в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.
- “А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки.
“Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, совершать плохие поступки,” - учил со знанием дела Злюка. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты! - крикнул он синей звездочке по имени Аделаида.
- Ты чего такая тёмная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи... ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А синяя звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Злюка не унимался.
- Эй, громадина! - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте, - вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Злюка все не унимался. Он подошел к маленькой красненькой звездочке по имени Ника и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит.
И снова весело расхохотался. От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная красная звездочка Ника почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею злого волшебника. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, обзывали, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей добрые отношения друг к другу стали исчезать, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная золотистая звездочка по имени Злата. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину.
“Что же делать?” - думала Злата. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас, немедленно, иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать.
- Как бы вы стали действовать? (мнения детей)
- А вам интересно, что предприняла Злата? Злата стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к синей звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали. И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают! Злата начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала.
И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета. Потом Злата заговорила с крошечной звездочкой.
- Хоть, ты, Ника, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Ника засияла вновь удивительным волшебным светом. Идею Златы подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за другой, как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Злюка понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Злюка случайно над нашей страной?
7. Беседа по восприятию.
- Чему учит сказка?
- Кто из героев особо запомнился? Понравился? Почему?
-Чему учит сказка?
Вывод: сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд. Нужно помнить, что в мире есть добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. Учит добрее и терпимее относиться друг к другу. История эта говорит нам о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя душа, а чем мы наполним эту душу: любовью или нелюбовью к окружающим, зависит от нас самих. Выискивая в другом человеке недостатки и ошибки, мы подталкиваем его к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в себя и не стремился к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше. Учитесь находить доброе и хорошее, что есть в каждом!
-Мы сегодня много говорили о доброте и вежливости. Как вы думаете, в нашем классе живут вежливость и доброта?
-Как это проявляется?
-Что пожелаете друг другу?
-А сейчас вы подарите частичку своей доброты в виде солнышек, приготовленных на уроке труда, своим мамам. Ведь мамы больше всего на свете хотят видеть вас вежливыми и добрыми.