Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация, рисунки птиц, кормушка для птиц, дерево, 2 корзинки.
Цели и задачи:
Образовательные:
1. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании,доброте,милосердии.
2. обобщить и расширить представления детей о птицах.
Воспитательные:
1. Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к птицам.
Развивающие:
1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательные: 1. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании,доброте,милосердии. 2. обобщить и расширить представления детей о птицах. Воспитательные: 1. Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к птицам. Развивающие: 1.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром. 2.Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Ход занятия:
Весной отмечают день птиц. Я поздравляю вас с праздником птиц, желаю вам крепкого здоровья и конечно весеннего настроения!
- Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях, поиграем и посоревнуемся в разных конкурсах.
- Кто такие пернатые? (птицы)
- Почему они наши друзья? (ответы детей)
- Чем птицы отличаются от других животных? (их тело покрыто перьями)
- Для чего нужны птицы природе? (Птицы создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений и т.д.)
-Птиц очень много на Земле – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весом несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать. Есть хищные птицы, а есть и «вегетарианцы», которые питаются только растительной пищей. (звуки леса,1 слайд)
На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют,
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы,
На земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки,
На деревья нападут.
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки
Вот что будет,
Если птицы, если птицы
Все исчезнут, пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья
Чик-чирика воробья…
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить день птиц. Надеюсь, вы узнаете много нового и интересного. И для этого мы с вами отправимся в лес на прогулку. Ну что вперед, а вот и первое задание, загадки:
Кто это? Если он…
Всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей
Взад-вперед по пашне вскачь
И зовется птица …(грач) (2 слайд)
Вылетает грач (Ваня) и говорит: Я прилетаю одним из первых на Родину. Мы не боимся холодов, и пока поля не освободились от холодов, мы вместе с воронами ищем зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом мы начинаем строить гнезда из прутьев и веток, высоко над землей, чтобы не достала кошка.
На шесте –дворец,
Во дворе -певец,
А зовут его -….(скворец) (3 слайд)
Вылетает скворец (Влад) и говорит: Хоть я и кажусь тяжелым, но вешу я всего 75 граммов. Питаемся мы червями и жучками, и этим же вскармливаем своих детенышей. А как мы поем, мы с поразительной похожестью умеем парадировать других птиц.
Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет (жаворонок) (4 слайд)
Мы жаворонки (Дима), очень интересные птицы. Наше семейство включает в себя 75 видов. Мы редко садимся на деревья и кустарники, это связано с нашим особым строением пальцев. Поэтому гнезда мы строим на земной поверхности и тщательно маскируем.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (цапля) (5 слайд)
Мы цапли (Ирина) очень разные, и наш окрас зависит от вида. На лапе у нас расположен палец, который мы используем в качестве гребня. И вообще мы очень красивые птицы.
Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы … (соловья) (6 слайд)
Я соловей (Андрей)– влаголюбивая птица. Мы охотно гнездимся в густых зарослях у небольшого родника. А еще мы поем прекрасные птицы и можем парадировать звуки других птиц.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит дождик под окном
Из травы и глины (ласточка) (7 слайд)
Мы, ласточки (Ангелина) прилетаем в середине мая. Нас легко узнать по черному оперению и белой грудке. Мы быстро летаем, и можем поймать в воздухе мух и комаров. Гнезда лепим под крышами домов, делая узкое горлышко, что бы не забралась кошка.
Кто на елке, на суку
Счет ведет ку-ку, ку-ку? (кукушка) (8 слайд)
Я (Вика) не строю гнездо и не сижу на яйцах. Мы кукушки откладываем их на землю, а затем переносим клювом в гнездо к какой-нибудь птичке. И у хозяина гнезда появляется приемный птенец. Вот такие мы кукушки.
Встали братья на ходули
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (журавль) (9 слайд)
Мы, журавли (Паша) красивые птицы. Живем мы в болотах, с раннего утра заняты поиском пищи. Мы общительные птицы и всегда рады помочь.
Мы, воробьи (Софья) очень распространенные птицы, живем в городах и селах. За весь день мы тратим очень много энергии, и поэтому любим часто поесть.
Молодцы ребята! В России обитает еще очень много птиц, среди них: Ворона (11слайд), дятел (12 слайд), синица (13 слайд), сорока (14 слайд), снегирь (15 слайд), поползень (16 слайд),клест (17 слайд), королек (18 слайд), свиристель (19 слайд), сойка (20 слайд) и многие другие птицы. А пока мы с вами знакомились с птицами, смотрите на пеньки, следующие задание приготовил нам лес, давайте присядем и посмотрим, что за задание. Найти 5 отличий в птице. (21 слайд) Молодцы, ребята! А теперь немного отдохнем, встаем.
Физминутка (22 слайд)
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем – Крылья сложили назад.
Ребята, а как вы помогаете птицам. (строим кормушки, сыпем корм) Посмотрите, как наши ребята помогают птицам. (двое мальчиков с корзинами подходят к дереву, на которых весят кормушки, насыпают корм)
(23 слайд)
1й мальчик:
Трудно птицам зимовать.
Надо птицам помогать
Распилить я попросил, досочку еловую,
Вместе с папой смастерил птичкину столовую.
Прилетают птицы в сад посидят, поговорят
Им бояться нечего: пусть мороз трещит сердито- их столовая открыта
От зари до вечера.
(подсыпает корм в кормушку)
Мы с овсом и ячменем кормим птичек за окном
К нам обедать по привычке прилетают две синички
Пара сизых голубей и знакомый воробей,
А за ним его семья и соседи, и друзья! (кормит птичек)
Вот так ребята подкармливают птичек, шагаем дальше. Следующие задание: я называю птиц, а вы хором должны сказать, как называются их птенцы.
(24 слайд)
Сова – совята Скворец - скворчата
Грач – грачата Ворона - воронята
Журавль – журавлята Кукушка – кукушата
Вы хорошо справились с этим заданием, но вот на пути нам встретилось еще одно задание: «Узнай птицу по голосу» (25 слайд)
Мы почти добрались до дома, но лес нас просто так не отпускает последнее задание: Восстанови пословицы и поговорки о птицах, внимание на экран (26 слайд)
Ласточка день начинает чем журавль в небе
Красна птица пером а соловей вечер кончает
Воля птичке лучше а человек умом
Лучше синица в руках золотой клетки
Вот мы и добрались, ребята, скажите:
- Что мы сегодня с вами делали?
- Какие задания нам встречались в весеннем лесу?
-С какими птицами мы встретились?
Птицы составляют часть природы, которую мы должны беречь и охранять. Об этом будет песня в исполнении учеников 2 класса