Час общения "Праздник вежливых наук"
Задачи:
показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении;
воспитывать в детях стремление быть полезными обществу;
закрепить правила поведения культурного человека на практике;
приобщить учащихся к правилам хорошего тона.
Методическое оснащение мероприятия: лучики; облака, сигнальные карточки (красные и зеленые), радуга настроения.
Ход мероприятия
I. Орг. Момент
– Я прошу вас встать в круг и взяться за руки друзья.
– Добрый день!
– Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю сегодня хорошего настроения, улыбок, добра.
– А что вы можете пожелать мне и своим одноклассникам?
II. Сообщение темы и целей мероприятия
Сегодня у нас с вами необычный урок – а «Праздник вежливых наук»
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
– Нам желают «Доброго пути!»
– Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.
III. Вводная часть
Среди людей существуют разные отношения: добрые, хорошие, нужные, обязательные, уважительные, скверные, злые, унизительные. Наш класс – это коллектив. Самый первый коллектив – это семья, затем группа, класс, школа и, в конечном итоге, страна.
Коллектив – это группа людей, объединенных общей работой, учебой или интересами.
И Я ХОЧУ ПОСМОТРЕТЬ, КАК ВЫ УМЕЕТЕ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ.
Игра «Одень солнышко»
У нас на доске солнышко. Только он без лучиков. А лучики у вас на столе. Ваша задача выбрать те качества, какими должны обладать настоящие одноклассники и прикрепить лучики к солнышку.
IV. Основная часть: формирование представлений о нравственно-этических нормах общения.
1. Работа над стихотворением А. Барто.
Послушайте стихотворение Агнии Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы … мы скажем вам – спасибо!
– Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании?
– Как называет он своих друзей?
– Вежлив ли он?
Все эти слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спокойной ночи – хороши тогда, когда человек человеку, действительно, желает добра, здоровья. Это вежливый и добрый человек.
2.Работа над стихотворением «Невежливая вежливость». Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость” И. Кульская
– Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения «Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь:
– Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал
А Петрусь как заорет:
– С добрым утром! Дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
– Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дернет за косынку:
– Ты куда, Иринка, стой –
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку.
Как невежлива девчонка!
Нес учитель горку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
– Извините, добрый вечер!
– Вы, – учитель закричал, –
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
– Где и когда был невежлив Петя?
– Почему стихотворение так называется?
V. Игра «Хорошо – плохо». Физминутка.
– «Хорошо» – хлопаем в ладоши, «плохо» – топаем ногами.
Здороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Помочь поднять упавшую вещь.
Не встать, обращаясь к учителю.
Взять билет в автобусе.
Не уступить место в транспорте.
Сидеть в шапке за столом.
Резать – уродовать стволы деревьев.
Ломать ветки деревьев и кустов.
После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
Поздравить родных с праздником.
VII. Обсуждение ситуаций.
Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
VI. Игра «Стоп – красный свет».
– Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете – поднимите зеленую карточку. Карточки у вас на столе.
Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)
Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)
Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)
По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)
После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
(Красная.)
Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)
– Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами».