Библиотечный урок познакомит обучающихся в форме игры с библиотекой, с нормами поведения в библиотеке; создаст условия для формирования положительной мотивации к чтению, к посещению библиотеки
вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой
Воспитательные:
продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения;
воспитание культуры поведения в библиотеке.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать название и назначение понятий «библиотека», «формуляр», «дневник читателя»;
Знать правила поведения в библиотеке.
Метапредметные:
Уметь отвечать на вопросы;
Уметь решать проблемные задачи;
Формирование коммуникативной культуры.
Личностные:
формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Технологии: технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: доска, экран, проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал.
Сказочные герои: Буратино, Незнайка, Мальвина, Карлсон – учащиеся 6 класса
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА (РАЗВЕРНУТЫЙ)
№
Этапы урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
1
Предваритель
ная
подготовка.
Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. На доске тему урока.
Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения.
Слайд 1
Слайд № 2
2
Организация начала занятия
Активизировать обучающихся
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока:
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока, отвечают на приветствие.
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Татьяна Ивановна. Я приветствую вас в нашей школьной библиотеке.
3
Подготовка к основному этапу занятия
Активизировать обучающихся
Объявляет тему урока и сообщает задачи урока:
Слушают, отвечают на вопросы учителя, строят предположения:
Ребята сегодня у нас с вами удивительный урок. Мы будем с вами вместе искать клад. Посмотрите на доску
- Как вы думаете, кто главный герой нашего урока? (Тура5асчаан). Мы вместе с нашим героем, Тура5асчаан, сегодня будем искать клад в лесу. А лес, куда мы идем, не простой, а волшебный. Посмотрите на эти стеллажи.В нем хранятся книги, учебники.
- Так как книги живут в стране знания, то для вас они приготовили разные, интересные конкурсы и клад, но к нему нужно добраться пройдя испытания и препятствия, а мы ребята хотим получить клад?
- Цель нашего урока: помочь нашему герою добраться до клада. Вспомнить любимые сказки, их героев.
4
Основной этап урока
1 этап
Заинтересовать детей
Демонстрирует слайд с заданием, корректирует ответы на вопросы.
Отвечают на вопросы по заданию
Слайд №3
По дороге встречают Буратино
Слайд
Встречают слоненка Соню и выполняют его задание
Давайте начнем наше путешествие. А кто это? Давайте поздороваемся с Буратино спросим его, как нам найти клад в этом волшебном лесу(дети спрашивают)
Буратино: Я вам помогу, но, сперва отгадайте мои загадки.
- Не дерево, а с листочками, не радио, а рассказывает.(дети отгадывают)
Буратино доволен и говорит:
- Правильно, молодцы! Да, в нашем волшебном лесу живут книги.
- А теперь, отгадайте, какие это сказки?
1. В какой сказке старушка нашла цветок и из этого цветка появилась девушка.
2.Сколько животных смог обмануть Колобок!
3. Назовите имя старушки, которая просила Солнце, Луну, Ветер чтобы они ей помогли встать.
4.Какая девочка, в какой сказке, потеряла туфельку?
5. Кто сделал свой дом из льда?
- Ребята, вы молодцы, я вам помогу, покажу путь.
Учитель: Давайте, поблагодарим Буратино и скажем, до свидания.
Идем дальше по нашему волшебному лесу. Вокруг нас очень много книг растут. Кто это?
- Я слоненок Соня, я приготовил для вас задание. Посмотрите на доску и скажите имена сказочных героев. Здесь написано только начало имен героев, а вы должны сказать полностью их имена.
Карабас(Барабас), Винни(Пух)- Ребята,вы все угадали, молодцы. Спасибо вам за ответы. Будьте всегда такими умными, активными. До свидания!
6
3 этап
Заинтересовать детей
Организует деятельность учащихся, объясняет суть задания, корректирует ответы
Отвечают на вопросы
Встречают львенка Рыжика
Вы такие внимательные, а теперь можемдвигаться дальше! А кто это? Это львенок Рыжик, и он очень печальный. Давайте, спросим у него, почему он грустит? (дети спрашивают)
Львенок: - Меня попросили передать телеграммы для жителей леса. А я… а я забыл, от кого эти телеграммы. (плачет)
- Не грусти, Рыжик, мы тебе поможем. Правда, ребята?
Давайте я буду читать телеграмму, а вы подскажете, кто послал эту телеграмму.
Спасите, нас съел серый волк. (козлята)
Очень расстроена, нечаянно разбила яичко.(мышка)
Прилететь не смогу, мотор забарахлил.(Карлсон)
Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби.(волк)
- Какие умные дети. Спасибо большое, всегда помогайте другим.
7
4 этап
Познакомить с правилами пользования библиотекой
Объясняет правила
Слушают
Правила библиотеки
Герои в игровой форме показывают, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой
- Ребята, вы знаете, что есть много правил. Правила поведения в лесу, правила поведения в школе и.т.д. Есть оказывается также правила пользования книгой, правила поведения в библиотеке.
Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
• Не рисовать, не писать ничего в книгах;
• Не вырывать листы, не вырезать картинки;
• Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
• Не читать книги во время еды;
• Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
• Пользоваться закладкой
- А сейчас мы узнаем, как пользоваться библиотекой. А помогут нам в этом наши сказочные герои.
8
Подведение итогов занятия. Рефлексия
Подвести итог проделанной работе на уроке.
Подводит итог урока, раздает «Дневник читателя»
Подводят итог урока, анализируют свою работу на уроке
Итак, мы вместе с вами приблизились к цели. Вот уже весь клад виден. Что это за клад, какой клад можно найти в библиотеке? Да, правильно – это книга! Книга – это источник знания, он наш верный друг.
- Подведем итоги урока. Кто из героев вам понравился больше всего? Понравилось ли вам в библиотеке?
- Мне бы не хотелось, чтобы вы не забывали главных героев нашего сегодняшнего урока. Поэтому дома я предлагаю вам нарисовать наиболее понравившегося героя и сочинить про него стихотворение или рассказ.
Рефлексия: Молодцы, ребята, вот мы смогли преодолеть препятствия, выполнили задания, а за это они нам открывают сундучок с призами.
Я поднесу вам сундучок, а вы возьмете себе то «настроение», какое у вас стало после урока. Если веселое, то возьмите веселый смайлик, если грустное, то грустный смайлик! И в конце, в знак того, что вы стали пользователями библиотеки, я вам раздам «Дневник читателя». В этот дневник вы сможете нарисовать про свою любимую книгу, которую прочитали в нашей библиотеке.
Список использованной литературы
Саха остуоруйалара=Якутские сказки : [кыра саастаах оскуола о5олоругар остуоруйалар = сказки для детей младшего школьного возраста]/[хомуйан онордо А.А.Борисова; сахалыыттан нууччалыы тылбаастаата С.И.Шуртаков] – Дьокуускай: Бичик, 2011. – 200 с., ил.
Сказки /Перевод с нем. Я.Короновского, Г.Петникова; Оформл.И.Чернышевой; ил.Н.Устинова. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007. – 143 с.: ил.
Школьные олимпиады для начальных классов / О.АЕфремушкина. – изд.7-е. – Ростов н/Д; Феникс, 2007. – 186 с. :ил. – (Здравствуй, школа!)