kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алексей Саврасов. Биография художника. Жизнь и творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алексей Саврасов. Биография художника. Жизнь и творчество.

                     (мастер лирического пейзажа)    

         Алексей Константинович Саврасов принадлежит к числу выдающихся деятелей русского искусства второй половины 19 века. Он был одним из основоположников русского реалистического пейзажа, одним из самых глубоких русских пейзажистов. Его творчество заняло важное место в процессе формирования того национального пейзажа,

который стал характерным для передвижничества и в котором глубокая внутренняя правда сочеталась с идейной насыщенностью образа. Тридцать лет истории русского пейзажа связаны с творческой и педагогической деятельностью А.К.Саврасова.

          Была весна, месяц май. Над Москвой-рекой с ее песчаными берегами, у подножия холма поднимался легкий пар. Всходило красное солнце. Скрипели калитки, громыхали ведра. Слышался колокольный звон. В этот весенний день в Гончарной слободе, вблизи Таганки, у мещанина Саврасова родился мальчик, которого нарекли Алексеем, и под таким именем он был занесен в метрическую книгу церквей Ивановского сорока за 1830 годом.

         Его отец, Константин Артемьевич Саврасов, был купцом, держал мелкую торговлю шнурами, кистями, парчей и т.п.Он любил свое дело и не думал ему изменять. Семья жила небогато, но со средними заработками. И сына мечтали приобщить к коммерческим делам.

         Но Алексей с раннего детства пристрастился к рисованию. Ему бы лист бумаги да карандаш. Приткнется где-нибудь в укромном  уголке, чтобы отцу на глаза не попадаться- и вот уже карандаш пошел выводить стволы деревьев, рогатые сучья, вязать на них туманное кружевце листвы. Глядишь, за деревьями пролегла дорога, в небе поплыли облачка. Алешка сам не знал, откуда что берется. Может, придумал, может, подсмотрел где-нибудь на берегу Москвы-реки или в Гончарной слободе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алексей Саврасов. Биография художника. Жизнь и творчество.»



Алексей Саврасов. Биография художника. Жизнь и творчество.

(мастер лирического пейзажа)


Алексей Константинович Саврасов принадлежит к числу выдающихся деятелей русского искусства второй половины 19 века. Он был одним из основоположников русского реалистического пейзажа, одним из самых глубоких русских пейзажистов. Его творчество заняло важное место в процессе формирования того национального пейзажа,

который стал характерным для передвижничества и в котором глубокая внутренняя правда сочеталась с идейной насыщенностью образа. Тридцать лет истории русского пейзажа связаны с творческой и педагогической деятельностью А.К.Саврасова.

Была весна, месяц май. Над Москвой-рекой с ее песчаными берегами, у подножия холма поднимался легкий пар. Всходило красное солнце. Скрипели калитки, громыхали ведра. Слышался колокольный звон. В этот весенний день в Гончарной слободе, вблизи Таганки, у мещанина Саврасова родился мальчик, которого нарекли Алексеем, и под таким именем он был занесен в метрическую книгу церквей Ивановского сорока за 1830 годом.

Его отец, Константин Артемьевич Саврасов, был купцом, держал мелкую торговлю шнурами, кистями, парчей и т.п.Он любил свое дело и не думал ему изменять. Семья жила небогато, но со средними заработками. И сына мечтали приобщить к коммерческим делам.

Но Алексей с раннего детства пристрастился к рисованию. Ему бы лист бумаги да карандаш. Приткнется где-нибудь в укромном уголке, чтобы отцу на глаза не попадаться- и вот уже карандаш пошел выводить стволы деревьев, рогатые сучья, вязать на них туманное кружевце листвы. Глядишь, за деревьями пролегла дорога, в небе поплыли облачка. Алешка сам не знал, откуда что берется. Может, придумал, может, подсмотрел где-нибудь на берегу Москвы-реки или в Гончарной слободе.

Осенью Алешка ходил в начальную трехлетнюю школу. Как- то после уроков он оказался возле каморки старика учителя. Дверь была приоткрыта. Алешка заглянул в каморку и глазам не поверил: учитель рисовал. С тех пор он часами торчал за спиной учителя. Поначалу учительские картинки казались мальчику недосягаемым мастерством:

«Где уж мне так! « Потом осмелел. Однажды пришел к учителю, что-то пряча за спиной…

Наконец решившись, положил на стол свернутые трубкой листы бумаги. Учитель развернул их, расправил, разложил на столе- ловко срисованные рассветы, закаты, бури на море.

- Алешенька! Шикарно!- просиял старик. - Тебе б по художеству пойти!

Учитель сказал то, в чем Алешка сам себе не решался признаться, но о чем втайне мечтал.

Отцу, не имевшего родственных связей в Москве, трудно было конкурировать с другими торговцами, и семья жила не богато. Не удивительно поэтому, что, еще будучи 12-летним мальчиком, Алеша пытался сам зарабатывать. А рано проявившиеся художественные наклонности и способности позволили ему избрать средством заработка рисование. Его рисунки, большей частью гуашные, торговцы скупали очень охотно (конечно, очень дешево) и считали ходовым товаром.

Почти все заработанные деньги он отдавал матери, себе оставлял самую малость – на покупку бумаги, кисточек, карандашей, красок. Мать же не тратила Алешкины рубли, откладывала их: пригодятся сыну, когда тот подрастет.

Дарование мальчика легко могло заглохнуть, если бы ему не посчастливилось встретить на своем пути людей, которые помогли ему стать настоящим художником.



Мысль учиться живописи возникла благодаря случайной встрече в ледоход у проломных ворот Китай – города с учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александром Воробьевым. Саша рассказал ему об училище, о преподавателях, помогал советами, показывая, как надо строить рисунок, создавать композицию, как умело пользоваться водяными красками. Несмотря на сопротивление отца, Алексей смог поступить учеником в училище, где и получил профессиональное образование.

Итак, в 1844 году А.Саврасов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в пейзажный класс, где преподавателем у него был К.И.Рабус. Этому выдающемуся педагогу, замечательному деятелю русской культуры, человеку многостороннему, талантливому и широко образованному было суждено стать главным наставником будущего основоположника передвижнического пейзажа. Всегда открытый дом Рабуса дал юноше ту художественную среду, без которой невозможно становление будущего мастера.

Становление художника происходило очень быстро. Уже в 1848 году он не только «копировал с Айвазовского « , но и был отмечен как ученик, представивший лучшие эскизы.

В 1849 году, еще являясь студентом, Саврасов совершил путешествие на юг России. На тряской телеге колесил он по пыльным проселкам, вглядываясь в бескрайние ковыльные степи, останавливался в белых украинских селах, хуторах, окруженных кудрявыми рощами. Все здесь было иное: краски сочнее, ярче, тени гуще. Первое время Алексей лишь смотрел, словно боясь пропустить что – то из этого изобилия нового.

А потом жадно принялся за работу, заполняя альбомы и листы эскизами, набросками, зарисовками. Несколько работ, написанных им во время поездки, были экспонированы на выставке 1853 г.

К сожалению, от этого путешествия до нашего времени почти ничего не осталось.

В конце поездки потянуло назад, в Москву. Шагая по тихой московской улочке, Алексей с радостью и вместе с тем с удивлением смотрел на уже тронутую осенней желтизной листву, на еще не высохшую после дождя землю, на поблескивающие на солнце лужицы, словно сам не знал, как это все дорого для него

А уже в 1850 году за две картин – «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень в лесу у «Разлива»» Алексею Кондратьевичу присвоили официальное звание «неклассного» художника.

Картина »Камень в лесу у Разлива» где изображена глухая, сильно заросшая местность с огромным камнем среди деревьев, на котором видны фигурки двух мальчиков, написана очень тщательно, с множеством подробностей. Чувствуется стремление ничего не упустить. Камень и ствол растущего перед ним старого дерева составляют основной сюжетный и композиционный центр картины. Протекающий левей ручей позволяет показать развитие пространства вглубь. Под камнями среди папоротников растут грибы. Художнику хочется писать обычную русскую природу.

С наивным реализмом в этой работе соседствуют элементы романтики. Лесная глушь, поросший мхом громадный камень- скала, ручей в глубокой темной расселине, наклонившиеся деревья – все это вносит в настроение картины романтическую напряженность, неожиданно разряжающуюся присутствием мальчика на камне.

Талант Алексея начал развиваться быстро и своеобразно. Осенью 1851 года на выставке в Московском училище появились две картины Саврасова « Зима в Москве» и « Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». Картина «Вид на Кремль» - большой мастерски написанный пейзаж, в котором явственно проступают все характерные черты академической ландшафтной живописи 1850тых годов. Реальный мотив переработан здесь в соответствии с определенной романтической схемой. Вид природы нарочито оживлен силуэтом дерева, красиво рисующимся на фоне наиболее светлой части неба. Его эффективно растрепанный контур подчеркивает общее смятение, парящее в природе перед грозой. Сильное движение передано в рисунке клубящихся облаков. Видимый вдали Кремль и небо над ним искусственно высветлены, что создает тревожный контраст с надвигающейся справа лиловой тучей.

О Саврасове заговорили в прессе. В журнале «Москвитянин» за октябрь в 1951 г. Появилась статья преподавателя Н.Рамазанова (художественный критик, скульптор), в которой он писал, что «Нынешним летом несколько раз грозовые тучи висели над Москвой, чему я был два раза с Воробьиных гор, и надо отдать справедливость Саврасову, что он передал этот момент чрезвычайно верно и жизненно: глядищь на картину и видишь движение туч и слышишь шум ветвей деревьев… Солнышко прорвалось сквозь тучи и бросило лучи на Кремль, как бы не желая с ним расставаться, как и нам, признаюсь, не хотелось бы расставаться с самой картиной».

В творческой биографии художника большое значение имели вторая поездка в 1852 году на Украину и трехмесячная работа над пейзажами в 1854 году в окрестностях Петербурга.

На выставке в Московском училище в 1852 году были показаны две картины А.К.Саврасова. К.И.Рабус в своем отчете о работе учеников за этот год назвал их «Степь малороссийская при вечернем освещении» и «Степь при лунном сиянии». Была и еще одна картина – «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру».

Интересно, что в том же году были написаны вечерний и ночной виды степи. Художник сознательно работал над задачей – показать одно и то же место в разное время суток, не только передавая изменения в освещении, но и стремясь каждый раз выразить новое настроение.

В картине «Степь днем» изображена бескрайняя степь под высоким светлым небом.

От картины веет широтой и ясным спокойствием. Полотно написано легко и свободно. Начинающие созревать хлебные поля намечены легкими оттенками зеленоватого и золотисто-охристого тонов. Серовато-голубоватая даль степи почти неприметно переходит в такой же серовато-голубоватый воздух. Почти невидимая граница между землей и небом угадывается в едва намеченной, как бы колеблющейся линии горизонта. Выше мгла светлеет, одновременно теплея, потом цвет снова становится холоднее и переходит затем в чистую голубизну.

В октябре 1853 года Н.Рамазанов об этих картинах пишет в газете «Москвитянин» : «Пейзажи Саврасова дышат свежестью, разнообразием и той силой, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и разумного воззрения на природу. Саврасов в произведениях своих начинает достигать чувства меры… и потому самобытность его таланта несомненна».

3 июля по приглашению великой княгини Марии Николаевны Саврасов приезжает в Петербург. Оказавшись среди новой для него природы Балтики, художник сразу же начал жадно всматриваться в нее, подмечать характерные черты. Он усердно рисовал, намечая возможные мотивы для будущих картин. Он рисовал стволы деревьев, камни, рыбацкие сети, отдельные кусты, а также море, берега, прибрежные валуны, далекие силуэты Кронштадта. Линии ложились на бумагу сразу, без поправок.

Результатом работы художника стали 2 картины – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За первую картину Саврасов был удостоен звания академика. Центром композиции является освещенная солнцем поляна, обрамленная старыми ветвистыми деревьями и мшистыми камнями. На переднем плане громоздятся валуны и высится мощный старый дуб, красиво раскинувший на фоне облаков ветви с ажурной листвой. Тщательно написана «морщинистая» поверхность камня с гнездящимися в трещинах мха ми и кустиками травы. На берегу небольшого водоема среди старых камней видны грибы. Затененный передний план картины обостряет восприятие света и цвета. Вторую картину для своей коллекции приобрел П.М.Третьяков.

В конце 1854 года художник возвращается в Москву. Время от времени он продолжает по заказам любителей писать выполнять картины на сюжеты, связанные с его пребыванием в Сергиевском. Но вскоре мотивы подмосковной природы снова начинают преобладать в его картинах. Создаются новые картины и рисунки. В первые же после возвращения год он пишет «В Кунцеве под Москвой». Удачно он изображает широкий разворот пространства, открывающий вид на реку и темный, дальний лес. Очень выразительна в пейзаже и правая часть композиции, где в первую очередь обращают на себя внимание два могучих дуба, у корней которых узкой лентой вьется река. Выразительности и глубины общего тона он добивается при помощи растушевки. Освещение облачного дня хорошо передано общим серебристым тоном пейзажа.

В 1875 году умирает Карл Иванович Рабус и Саврасову предложили возглавить пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учениками его были Коровин и Левитан, продолжившие дело своего учителя в жанре пейзажного настроения.

В этом же году осенью Саврасов женился на сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца и известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца – Софье Карловне Герц. В этом браке у Саврасова родились 4 дочери,две из которых умерли в детском возрасте. Внешне, казалось, мало что изменилось в жизни Саврасова. Все также приходил он в училище, вел занятия в классе. По прежнему много работал. Но теперь рядом с ним постоянно находилась его жена, его близкий друг. Молодые супруги ездили в театры, бывали в гостях.

Три работы датированы 1861 годом: это «Пейзаж с рекой», картины «Вечерний пейзаж» и «Вид в Архангельском».

«Вечерний пейзаж» - это возвышенная поэма о последних минутах уходящего дня. Берег тихой речки зарос осокой, кувшинками и белокрыльником. Высокие дубы на берегу реки как бы расступились, открывая глубину леса, где между деревьями поднимается уже вечерняя дымка. По еле заметной тропе идет человек. Природа полна таинственного молчания, в ней царит романтическая мечтательность. Художник употребил все средства, чтобы дать почувствовать это зрителю. Вознесенные в небо деревья осеняют тропу величественной аркадой, сгущая сумрак. Чистый теплый свет заката, как последнее сияние дня , отступает перед холодной синевой сгущающейся темноты. Но последние лучи как бы запутались в гуще древесных крон, окрасив их зелень в горячие тона. Они красиво сочетаются с лиловыми прядями тумана, ползущего с реки.

В 1862 году в начале мая Саврасов вместе с женой выехали за границу, где ему было поручено Комитетом общества любителей художеств посетить живописные места Швейцарии и по возможности сделать несколько ландшафтных эскизов. Плавание оказалось нелегким. Но художник даже во время шторма, поднявшись на палубу, сделал несколько рисунков в своем альбоме. 10 дней они знакомились с достопримечательностями Лондона. Осмотрели здание парламента с часовой башней Биг-Бен, собор Святого Павла и Гайд – парк, где на зеленых лужайках паслось стадо овец. Стояли чудные дни, и прогулки по городу доставляли им особое удовольствие. Всемирная выставка располагалась в Хрустальном дворце . Саврасова потрясло собрание образцов современной индустрии, фабричного производства и труда ремесленников; паровые машины и кареты. Коляски; хрустальные вазы, кубки и цветные ветражи; бюсты из бронзы и сервизы севрского фарфора; ювелирные изделия из бриллиантов, изумрудов, рубинов, сапфиров, топазов; прекрасные гобелены и лионские шелка…

Алексея Кондратьевича интересовал прежде всего раздел искусства. Он сразу обратил внимание на то, что живопись некоторых стран продемонстрирована недостаточно полно. Но самое горькое впечатление произвел русский раздел, в котором не были представлены работы русских мастеров: портреты Д.Левицкого, В.Боровиковского, О.Кипренского, К.Брюллова, не было полотен П.Федотова. Не увидел и Саврасов своей собственной картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума». Наибольшей полнотой отличался лишь отдел британской живописи. Он произвел на Саврасова, пожалуй, самое сильное впечатление. В творчестве английских живописцев его поразила их самостоятельность, отсутствие подражательности общеевропейским образцам. Именно эти черты искусства Англии ему были близки. Быть самим собой, не похожим на других и стремился русский мастер. Подолгу рассматривал работы Хогарта (их было 32 ), работы Уилки, живописца народных бытовых сцен, пейзажи Констебля – работы этого мастера были особо близки Саврасову, так как в них мастерски писался воздух, небо, облака, световоздушная среда.

После Лондона был Париж. Здесь Саврасов осмотрел все залы Лувра. Он видел Венеру Милосскую, «Джоконду» Леонардо да Винчи, его же «Мадонну в гроте», полотна Рафаэля, Тициана, Джорджоне. Открыл для себя мастеров Испании – Эль Греко, Рубенса, Веласкеса. В Париже Саврасов был всего 4 дня. Затем его путь лежал в Швейцарию. Плыли по голубоватому Женевскому озеру, похожему на море в штильную погоду, всматривались в далекий берег, где уходили ввысь громады Альп. Художника пленила красота гор. Результатом этой поездки было 6 этюдов, из них известен только один – «Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена». Это подлинно саврасовский этюд. С двух сторон, в тени, гранитные стены мрачноватого ущелья, а на переднем плане – груда эффективно освещенных солнцем камней среди деревьев и кустарника. Но вглядываешься в даль узкой долины и видишь, как объявший ее сумрак постепенно рассеивается, отчетливо проступающая в пейзаже перспектива высветляется , и там, где кончается это каменистое, неровное, изломанное, с нависшими темными скалами и утесами ущелье – возносится в синь поднебесья, с дымчатыми облаками, огромная белая светозарная скала. Она – главная в этом этюде, ради нее он и писал. Весь пейзаж как бы заполнен воздухом, и это ощущение передается зрителю.

Домой возвращаются через Германию. Здесь он побывал у крупного немецкого художника Вильгельма Каульбаха. Саврасов показал свои работы, написанные им в Швейцарии. Восхищенный Каульбах сказал при расставании: « Это же чудесно, это же нечто величественное. С такими сокровищами можно вернуться на родину. Я уверяю вас, что вы везете большие ценности».

Начиная с 1866 года в творчестве Саврасова появляются изображения русской деревни. Эти пейзажные сюжеты приобретают все более национальный и даже социальный характер.

«Пейзаж с избушкой» (1866г.) – картина на сюжет из жизни деревни. Бедная крестьянская изба, на дворе – повозка с бочкой, у завалинки – хворост, к стенке прислонена деревянная борона. Дворняжка поглядывает на роющихся во дворе кур. Типичный уголок маленькой лесной деревушки. Все здесь дышит тишиной и покоем. Низенькая избушка стоит, как бы нахлобучив свою осевшую, коричневато-зеленую сильно замшелую соломенную крышу. По стене бродят прозрачные тени от растущей поблизости березы.

«Сельский вид» (1867г.). Это продолжение работы над образом русской деревни. Одно из наиболее поэтических полотен того периода.

1868 год был для художника очень продуктивным. Он выполнил 3 картины с этюдов, 30 рисунков карандашом из русской природы и составил первоначальную школу для изучения пейзажа.

Картина «Плот» (1868 г.) в ней остро чувствуется щемящая тоска. Ветхие нищие избушки, трое мужиков, суетящихся на берегу у тяжелых намокших бревен. Все это погружено в полутьму и потому кажется особенно безжалостным. Для усиления впечатления художник уменьшает человеческие фигурки в своей оборванной одежонке они кажутся особенно жалкими.

В 1870 году на конкурсе Общества любителей художеств картина «Лосиный остров в Сокольниках» получила 1 премию. Полотно не было похоже на все то, что было создано Саврасовым ранее. Новым в ней было само понимание пейзажного образа. Это натуральная достоверность, полное правдоподобие которой не вызывает сомнений. Здесь мы видим наполненную водой яму с остатками полусгнивших, засыпанных землей досок, невзрачные кустики болотные кочки. Небо затянуто неторопливо плывущими сероватыми облаками. Создается впечатление, что в пейзаже все осталось так, как было увидено. На картине нет каких-либо особенно выделенных живописью мест, и она воспринимается так же цельно, как сама натура.

В 1870 году Саврасов создал поистине удивительную работу – «Лунная ночь. Болото.» Это была первая работа на ночной сюжет, после картин 185 –х годов. Традиционно романтический сюжет был понят по новому. Совсем иначе зазвучала его поэтическая нота. Поражает и очаровывает искренностью выраженного в нем чувства, простотой мотива и богатой живописью. Образ погруженной в ночной мрак равнины соединяет в себе неподдельную простоту и естественность. Болотистая низина погружена в прозрачную полутьму. Слабый, чуть золотистый свет луны мягко обрисовывает пригорок с кустиками травы, зарастающую осокой речку, едва заметные силуэты подошедших к воде коров. Картина построена на сочетании многочисленных оттенков бархатистого зеленовато-коричневого цвета. Общий тон земли – сероватый относительно холодный. За бугорками – зарастающая речка. В ней отражен свет неба, еще более сгущающий тьму по берегам. Светлое пятно реки пересекают темные, холодно – зеленоватые, местами почти черные полосы осоки. Тьму разряжает лишь серая полоса дыма от костра, тянущаяся над водой. Золотой свет луны, пробирающейся сквозь облака, поддерживает своим ласковым сиянием лирическую настроенность.

Зима и весна 1871 года были для художника особенными. Оторвавшись от повседневных служебных обязанностей, Саврасов целиком посвятил себя творчеству. Вдохновение его было на пике, и мастер начал работу над картиной, обессмертившей его имя. Он увольняется со службы по заявлению на 5 месяцев с 1 декабря 1870 г. «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» первая картина Саврасова, посвященная Волге. Это одно из самых больших полотен художника. Такого размера требовал сам мотив – вид вдаль, открывающийся с высокого берега. Здесь выражена органическая связь жизни природы и человека. В широко взятый пейзаж просто и естественно вписаны возвышающаяся поодаль белокаменная церковь монастыря и домики слободки, рассыпавшиеся по берегу. Художник позволяет зрителю заглянуть в ближние дворики, увидеть там освещенное солнцем крылечко, цветные пятнышки развешенной одежды, дымок, поднимающийся из трубы. Во всем ощущается присутствие человеческой жизни, ее тепло, согревающее образ природы. На переднем плане – группа зеленых берез, какие часто растут на погостах. Пригорок зарос бурыми метелками конского щавеля. Вдали простирается волжская ширь. Видны песчаные отмели, плесы, лагуны, синеющие луга. Над ними нежно – голубое небо с волокнистыми облаками, много воздуха. Композиция убедительно передает общий характер русской, и особенно волжской, природы. Эту картину хвалили самые тонкие ценители живописи. Ее сразу же приобрел собиратель картин Третьяков.

В тот же год была написана картина «Вид Волги под Юрьевцем», которая была поставлена на конкурс в Москве и художник получил за нее 1 премию. К тематике о Волге также относятся картины «Разлив Волги под Ярославлем», «Радуга», «Проселок», «К концу лета на Волге».

С Поволжьем было связано и создание главной картины Саврасова «Грачи прилетели». Рождение весны воодушевляло, придавало сил. И в тоже время эта пора вызывала какое-то щемящее сердце чувство. Уже порозовели почки на березах. Небо было уже по весеннему высоким. Снег тяжелел, оседал на землю, оставляя на полях серовато-коричневые пятна. Ветки деревьев топорщились навстречу теплу. Воздух полнился запахом влажной земли, талой водой и еще невесть чего, что создает тот ни с чем не сравнимый запах, почувствовав который говорят:»Весной пахнет…». Художник прошелся до березок, прислушался к веселому гомону птиц…Прошелся сельской улицей, остановился неподалеку от церкви, посмотрел на возню чумазых ребятишек. Потом торопливым шагом вернулся на окраину села, словно боясь упустить что-то увиденное там. Казалось – что тут привлекательного! Все донельзя обыкновенно, даже буднично: березки, за ними дощатый забор, сельская церковь, равнинные дали. На полотне осталось все, что было намечено в тот мартовский день: кривые березки с грачами, дощатый забор, деревянные постройки, колокольня. Саврасов писал не весну, а ее рождение, борьбу весны с зимой. Теплые тона солнечного света сочетались с холодными тонами неба, воды, снега. Контрасты цвета создают ощущение неустойчивости, передают то скрытое движение, которое царит в природе в эту пору. Между облаками проглянул луч солнца – облупившая штукатурка порозовела, тусклым блеском вспыхнула старая медь колоколов. Вот-вот облака закроют солнце. Они, то прозрачные и тонкие, то более плотные, казалось, непрерывно меняли свою форму, уплывали за горизонт. По новому написан осевший под теплым весенним солнцем снег. Он впервые так рисует небо.

Все части картины объединяет центральный мотив – березы. Контрастными коричневыми пятнами они врезаются в белое снежное поле, но уже белизной стволов выделяются на фоне темных строений. Легкая сетка из коричневых ветвей с темными грачиными гнездами рассыпана по голубизне неба.

Композиция картины выражает непрестанное внутреннее движение. Озабоченно суетятся немного смешные и очень трогательные в своей серьезности грачи. Тянутся, как живые существа, к свету берез. Кажется, на глазах оседает снег, становятся сухими и теплыми деревья, заборы и крыши.

«Грачи прилетели» - вдохновенный рассказ о русской земле, оее природе, о человеке, населяющем ее, о его чувствах. Поэтому центральным поэтическим мотивом стала старинная церковь – произведение народа и выражение его творческого духа. Церковь доминирует над постройками и вносит в общее звучание пейзажа ощущение строгой красоты.

Эта картина была впервые показана в Москве осенью 1871 года на выставке Общества любителей художеств. Тот час были отмечены необычайные достоинства этой, как выразился Салтыков – Щедрин, прелестной картинки. Крамской, говоря о выставке, подчеркнул, что из всех представленных картин душа есть только в «Грачах».Левитан, будучи любимым учеником Саврасова, восклицал: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

В течение первой половины 1870-х годов Саврасов оставался самым крупным мастером пейзажной школы, хотя и появились уже полотна Шишкина, Левитана, Васильева, Поленова.

О весне художник писал очень много картин в разные годы.

Вернувшись из Костромы, художник снова поселился в Ярославле. Весна была уже в разгаре. По Волге шел лед. Тогда и была написана картина «Разлив Волги под Ярославлем»(1871 г.). На ней открывается вид на Волгу во время ледохода. Глядишь на картину и кажется, что льдины действительно движутся, обгоняя одна другую, поднимаясь над водой то зеленоватыми прозрачными глыбами, то коричневыми пятнами потемневшего грязного снега. В этом небольшом по размеру полотне прекрасно передано могучее течение разлившейся реки, затопившей на своем пути и дальний берег, и лес, и окрестные деревни. Между льдинами наперерез движется реки лодка с сидящими в ней людьми – они, преодолевая опасность, спешат на помощь в затонувшее селение, где вспыхнул пожар.

Чем более зрелым становилось творчество Саврасова, тем глубже и шире обострялось его гражданское чувство. Он выражал его по- своему, в эмоциональном строе пейзажных образов. К таким произведениям относятся «Закат над болотом», «Вечер», «Осенняя ночь».Предельная простота и обыденность сюжетов лишь подчеркивает их содержательность.

Вскоре после написания этих картин в семье произошло трагическое событие - умирает новорожденная дочка. Эта потеря усугубила таившееся у художника в душе настроение и натолкнуло его на мысль о создании одной из наиболее романтических и драматических напряженных картин этого периода – «Могила над Волгой» (1874 г.). До этой картины были карандашные наброски «Могила моей дочери», «Старый погост на берегу Волги»(1871-1874 г.) Рисунки печальны по настроению. В картине художник объединяет мотивы обоих предварительных рисунков, но по настроению она гораздо романтичнее. Темный обрыв, силуэт креста на фоне облаков – главные акценты в ней. Они как будто отделены от остального мира. Река, поля, небо – все далеко, а здесь только покосившийся крест и трепещущая на ветру одинокая и жалко искривленная береза. Настроение тоски и душевного смятения. Мрачен темный, острый силуэт летящей птицы на фоне речной зыби. Свинцовая тень от тучи ложится на реку контрастным пятном. И толь светлые дали с едва заметным парусом напоминают о солнце, о жизни. В картине трагическое напряжение сосредоточено на переднем плане у человеческих могил. Луч надежды – там, вдали, в манящих просторах родной земли, в солнечном свете.

Драматическое напряжение ощущается во многих работах 1874 года – «Сжатое поле», »Вечер. Перелет птиц».

В мае 1871 года, вернувшись из пятимесячного отпуска, проведенного на Волге,

Саврасов приступил к выполнению своих обязанностей преподавателя. За его плечами 13 лет педагогической деятельности. Его отношения с учениками были близкими и теплыми. Мастер настойчиво, с увлеченностью направлял внимание учеников на те «мелочи» в жизни природы, которые так часто не замечаются людьми, далекими от нее. Он ведет их в Сокольники слушать и наблюдать весну. Работая с учениками на натуре, он постоянно направлял их внимание на поиски мотивов, которые бы могли войти в будущую картину. Мастерская Саврасова была в равной мере и школой поэтического прозрения, и школой знания, и школой мастерства.

Однако методы обучения, вводившиеся передовыми педагогами, и прежде всего Алексеем Кондратьевичем, вызывали раздражение и противодействие со стороны более консервативных деятелей училища. Началась борьба. И Саврасов попадает в немилость.

Прежде всего это выразилось в нанесении ему весьма чувствительного материального ущерба. Отобрали предоставленную от училища квартиру. Снимать жилье оказалось очень дорого. Погружаясь в переживания, Саврасов все более отдалялся от повседневных мелочных забот, от светской суеты взаимоотношений. Он не был способен расчетливо и настойчиво бороться за блага жизни. Жалованье оставалось небольшим, прожить семье было трудно. Саврасов пишет прошение в Общество любителей художеств о предоставлении ссуды. В залог предлагает картины. Стремясь улучшить свое материальное положение, пытается получить дополнительную нагрузку в училище. Дважды пишет прошение о предоставлении ему места преподавателя акварельной живописи. Ему было отказано. Служебные неприятности, денежные затруднения в какой – то мере ускорили наступление первых признаков психической депрессии, что привело к тяжелому заболеванию. Прогрессирующая болезнь глаз мешала работать. Все глубже затягивал алкоголизм. Надвигался кризис, преодолеть который художник уже не мог. В июне 1882 года он получает короткую бумагу из канцелярии училища, что его уведомляют об увольнении .Так оборвалась деятельность Саврасова – педагога, оставившего неизгладимый след в развитии русского пейзажа. Увольнение из Училища стало тяжелым ударом для художника. Он все более опускался, храня при этом любовь к ученикам, к искусству. В эти страшные годы он все же сохранил в себе сознание художника и, живя в самых ужасных условиях, продолжал работать. Появляются такие произведения как «Зимняя лунная ночь в деревне. Сельское кладбище», «Домик в провинции», »Пейзаж. Село Волынское», «После грозы», «Весна. Огороды» и другие работы. В поздний период много и успешно работал в области книжной графики. Он создает рисунки для журнала «Радуга» - это «Межевая липа», «Лесная сторожка», «Оттепель», «После грозы» и другие. Были работы и рыночного плана, дающие возможность жалкого существования. Иногда помогали старые друзья, в частности П.М.Третьяков.

В 1894 году болезнь окончательно сломила Алексея Кондратьевича, силы иссякли, творческий дух угасал. Художник, открывший для своего народа высокую красоту его родной природы, уходил из жизни. Последние его дни были проведены на больничной койке 2-й городской больницы для бедных в Москве Здесь же 26 сентября (8 октября)1897 года он и скончался.

Картины Алексея Кондратьевича Саврасова уже второе столетие живут активной, полной жизнью. Они не только постоянно привлекают посетителей музеев в России, но и являются желанными гостями на выставках за рубежем.













































Мировому судье судебного участка № 99


по г. Минусинску и Минусинскому р-ну

г.Минусинск, ул.Михайлова,13

О.В.Антоновой

Ответчик: Кислякова Лидия Кузьминична




Дополнение к возражению

На исковое заявление о взыскании задолжности

и пени по оплате за жилищно-коммунальные услуги.



Я, Кислякова Лидия Кузьминична, исковое требование о взыскании задолжности и пени по оплате за жилищно-коммунальные услуги в сумме 2702.57 рублей УК ООО

«Сервис - Лайн» не признаю по следующим основаниям:

1.Как ранее указано в возражении на исковое на исковое заявление 12 июля 2013г. в сводной ведомости начислений жилищно-коммунальных услуг УК за период с 01.05.2012г по 31.08.2012г, на основании приложенных квитанций в сумме 7333.61 рублей. мною было

оплачено 6916.00 рублей в т.ч 1916.00 рулей. непосредственно УК ООО «Сервис - Лайн». Оплата произведена за фактически выполненные работы УК.

2.За указанный период по исковому заявлению работы по текущему и капитальному ремонту

дома не производились и в настоящее время тем более производиться не будут т.к. наш дом

с 01.09.2012г. УК ООО «Сервис - Лайн» не обслуживается. При подготовке дома к работе в зимний период не были поставлены даже заглушки. Неужели на эти цели УК было потрачено 24727.17 рублей (6,36руб.*971,98 кв.м*4мес) из всех средств всего дома.


3.Согласно приложенного УК к исковому заявлению реестра начислений и оплат ЖКУ по лицевому счету 99074409 от 01.05.2012г. по 31.08.2012г. дана неверная информация. В моей квартире с 2004 г. установлены приборы учета холодного и горячего водоснабжения. Показания этих проборов ежемесячно передавались в УК и по этим показаниям предъявлялись квитанции для оплаты.(Копии квитанций приложены к возражению на исковое заявление 12 июля 2013г.)

По непонятным причинам к исковому заявлению УК произвела расчеты по холодному водоснабжению и канализации по установленным нормативам по предоставлению ЖКУ для населения, а не по переданным мною показаниям приборов учета, что отражено в таблице



Период

Холодное водоснабжение

Канализация

Всего

2012 год


Сумма, предъявленная в реестре, руб

Сумма, согласно квитанции,руб

Отклонение

+переплата

- долг

Сумма, предъявленная в реестре, руб

Сумма,согласно квитанции,руб

Отклонение

+ переплата

-долг

Отклонение

+ переплата

- долг

Май


Июнь


Июль


Август

192.87



192.87



212.67



212.67


52.89



52.89



38.88



38.88

+139.98



+139.98



+173.79



+173.79

295.67



205.67



234.99



234.99

75.20



75.20



42.96



64.44

+130.47



+130.47



+192.03



+170.55

+270.45



+270.45



+365.82



+344.34

Всего

811.08

183.54

+627.54

881.32

257.80

+623.52

+1251.06


Из таблицы видно ,что к исковому заявлению предъявленные к оплате суммы не совпадают с суммами, указанные в квитанциях по оплате этих услуг и превышают на 1251,06 рублей. Эта разница явно не будет перечислена ресурсоснабжающей организации.

Требование УК к переплате считаю незаконным.



На основании вышеизложенного прошу в иске УК ООО «Сервис - Лайн» отказать.






Ответчик: Л.К.Кислякова



























Сценарий арт-профи гр.111 2013г.



Мы, учащиеся «Профессионального училища № 61», по специальности тракторист – машинист сельскохозяйственного производства, изучая профессию, то есть, просвещаясь, согласны с изречением русского поэта А.С.Пушкина:


О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг…


Профессий на земле мы знаем сотни.

Гордятся все профессией своей.

Но мы гордимся тем, что тракторист

Особый человек среди людей.


У каждой профессии запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой,

Мимо столярной идешь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей доской.

Куртка строителя пахнет бетоном,

Блуза рабочего маслом моторным,

Пахнет кондитер орехом мускатным,

Доктор в халате лекарством приятным.


Мы же пропахли соляркой и маслом,

И нет для нас запахов этих приятней!

Пахнем мы небом и солнцем лучистым,

Пахнем мы ветром холодным и чистым,


Мятой прохладной и свежей росою,

Медом пчелиным и рыхлой землею.

Вы догадались кто мы такие.

Мы трактористы, трактористы простые.


Зашумят, заколосятся

На родных полях луга

Станут гордостью колхоза

Молодые мастера.



Шум моторов плывет по округе,

Трактора и комбайны идут.

Хозяйские крепкие руки

По родным полям их ведут.


Сдать экзамены в ГАИ

И получить права – задача нелегка.

А для того, чтобы их успешно сдать,

Необходимо правила дорожные знать.


Всему начало – плуг и борозда.

Поскольку борозда под теплым небом

Имеет свойство обернуться хлебом.


Грызя науки знаний мы узнали,

Что древнегреческий ученый –геометр,

Постигший мудрости механики предмет,

Создавший множество затейливых идей,


Понявший смысл круга, а затем

Он изобрел простейший винт

Для нужд людей.


Сей мудрый муж, что звался Архимед,

Родившись в Серакузах,

Две тыщи с лишним лет,

И нам потомкам современных лет

Несет идеи не стареющих завет.


Пред вами винт, а он же шнек

И с ним не разлучится человек.


С винтом мы соберем комбайн,

Ну а шнек поможет нам собрать на поле хлеб.

С винтом построим дом и полетим в полет.

Ведь винт лететь заставит самолет.


И повар без винта не приготовит блюдо,

Ведь в мясорубке винт главнейшая причуда.

И емкость не откроешь без винта,

Ведь штопор нужен, а штопор – это винт,

И не беда, коль мы помянем Архимеда иногда.



Настало время расставаться с вами.

А мы узнать здесь многое успели.

Теперь, друзья, стараемся мы сами,

Идти уверенней к заветной цели.


И на прощание хотим вам пожелать:

Быть стойкими, стараться и стремиться,

Уметь смотреть и многому учиться,

Чтоб настоящим профессионалом стать.


На финише произнесем немало слов…

Благодарим своих мы мастеров,

И педагогов здравия желаем,

Учивших нас, что мир неисчерпаем,

А чтоб его в дальнейшем познавать,

И мы должны участие принять.


( Песня в стиле реп. Поют каждый по одной строчке, последнюю – вместе)


Много есть дел и время не терпит.

Надо решать их, друзья, поверьте.

Плохо с работой, досугом у нас.

Сладкую жизнь никто не припас.

Но сил у нас много, желание есть

Все изменить, улучшить здесь.

Мы – молодежь большой страны,

И нашей стране наши руки нужны!



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Алексей Саврасов. Биография художника. Жизнь и творчество.

Автор: Кугушева Наталья Ивановна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды….» "
    ["seo_title"] => string(48) "blaghoslovliaiu-vas-liesa-doliny-nivy-ghory-vody"
    ["file_id"] => string(6) "195971"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427987640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства