Литературная гостиная по творчеству Сергея Есенина "Любить лишь можно только раз."
Литературная гостиная по творчеству Сергея Есенина "Любить лишь можно только раз."
Сценарий литературно-музыкальной гостиной направлен на повышение интереса к творчеству Сергея Есенина, раскрывает в определённой степени личность поэта. Тема гостиной интересна и понятна широкой аудтории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1 Ведущий: Сергей Есенин… сколько чувства, сколько душевного трепета и тоски в его стихотворениях!
2 Ведущий: Его стихи, проникнутые обжигающими чувствами, сердечной правдой, ударили по струнам человеческих душ и продолжают звенеть вот уже на продолжении восьми десятилетий.
3 Ведущий: Две даты: 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – дата смерти поэта. Тридцать прожитых на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял». 1В: Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».
«Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России и о жизни, которую поэт любил всем сердцем.
2В: Что, собственно, мы знаем о Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его жизни? Поймем ли мы этот дневник, не узнав, что за человек создал его?
3В: Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина – совершенное художественное целое, то жизнь его – раздерганную, странную, противоречивую – художественным целым назвать трудно. Написав несколько скупых автобиографических строк, поэт заканчивает словами: «Остальное – в моих стихах».
1В: О чем писал поэт? Обо всем! Любовь к деревне, любовь к природе, любовь к женщине, любовь к самой поэзии – все слилось в его душе, в его творчестве в одну огромную, великую любовь, которая, собственно, и творит все лучшее, что есть на земле.
2В: Сергей Есенин рано стал признан и известен. Повезло? Был счастлив? Нет! Жизнь Есенина была драматична, путана, скандальна.
Мизансцена: разговор в кафе
Первая дама: «Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в стихах, а в каждом движении, отражающем движение стиха. Гибкий, буйный, как ветер, ветру бы у Есенина призанять удали. Где он, где его стихи и где его буйная удаль – разве можно отделить? Всё это слилось в безудержную стремительность, и захватывают, пожалуй, не так стихи, как эта стихийность».
Вторая дама: Говорят про него, что был он, конечно, одарённым, но слабохарактерным. А я думаю, что это был человек необычайной силы воли, потому что жить с тем, что он носил в душе, это значило терпеть непрерывную мучительную пытку, а он с этим жил, писал прекрасные стихи и любил…
3В: Женщины в творчестве Есенина играли особую роль. Анна Сардановская, Мария Бальзамова, Лидия Кашина, Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Надежда Вольпин, Августа Миклашевская, Софья Толстая, Шаганэ…
1В: «У меня было три тысячи женщин!» - похвастался как-то Есенин приятелю. На недоверчивое: «Вятка, не бреши!» - заулыбался: «Ну, 300. Ну, 30».
2В: Его нельзя было не любить…
ПЕРВАЯ… - Анна Романовна Изряднова.
3В: 1912 год. Семнадцатилетний деревенский мальчик Серёжа Есенин, красивый, как херувим, приехал покорять Москву и вскоре устроился работать помощником корректора в типографию Сытина. Там же работала курсистка Анна Изряднова.
Чтец: Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ берёзка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя,
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вздохнувши глубоко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
Анна Изряднова: Он очень хотел быть «своим» в столице: в коричневом костюме, зелёном галстуке был неотразим. Как я любила его! Несмотря на то, что я была старше его на четыре года, мы стали жить вместе. Я была готова простить ему всё: постоянные отъезды, пьянство, равнодушие. Потом у нас родился сын. Сергей очень гордился им и назвал Георгием, Юрочкой… Но семейная жизнь ему быстро наскучила, и через 3 месяца он уехал в Петербург. И ничто уже не могло удержать его в семье.
3В: …И стал модный поэт в литературных салонах нарасхват. Чаще всего его видели в кафе «Бродячий щенок». Всегда находились желающие выпить с гением. Наверное, тогда тихий отрок, воспевающий золотую Русь, и превратился в кабацкого хулигана…
2В:ЛЮБИМАЯ– Зинаида Николаевна Райх.
ЕС.: Как-то летом семнадцатого года мы с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа». Познакомились с секретаршей – я таких красавиц до этого ещё не видел!
Зинаида Райх: Я мечтала стать актрисой, грезила о столичных театрах. Как он уговорил меня поехать с ним на Север? Через три месяца после знакомства мы обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой.
ЕС.: Мы мечтали, что будем жить долго, счастливо и умрём в один день. Вначале так и было…
Зинаида Райх: Он был безумно ревнив. Постоянно устраивал скандалы. И любил, как говорят, по-русски: сначала бил, а потом валялся в ногах, вымаливая прощение.
ЕС.: У нас родилось двое детей: девочка, которую назвали Татьяной в честь моей матери,…
Зинаида Райх: … и мальчик – Костя – в честь родного Серёжиного села Константиново…
…Я ушла от него сама, не могла вынести его неистового характера. Позже поступила в Высшие театральные мастерские и вышла замуж за режиссёра Всеволода Мейерхольда.
1В: Есенин хранил в душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь-ненависть к женщине, которую так «легко отдал другому».
Чтец 1: Вы помните,
Вы всёконечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили Вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел – катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несёт нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье…
Чтец 2: Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска в глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали, что в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму,
Куда несёт нас рок событий…
Простите мне…
Я знаю: вы не та –
Живёте вы
С серьёзным умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведёт звезда,
Под кущей обновлённой сени.
С приветствием
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
2В: ДОРОГАЯ – Айседора Дункан.
3В: Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в голодном 1921 году в Россию, чтобы основать школу классического танца, пригласили на творческий вечер…
Чтец: Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твоё звенит,
Словно августовская прохлада?
Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.
Потому и себя не сберёг
Для тебя, для неё и для этой.
Невесёлого счастья залог –
Сумасшедшее сердце поэта.
Потому и грущу, осев,
Словно в листья, в глаза косые…
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
3В: Ей было 43 года, а ему – 26. Он сражен красавицей–танцовщицей с первого взгляда. На вечере в студии художника Якулова она все время полулежала на софе. Он стоял около неё на коленях и читал стихи.
1В: Она не понимает по-русски, но это сейчас не важно. Они уехали вместе и колесили по Москве до утра. Так началась их любовь.
Мизансцена в кафе:
Первая дама: Айседора танцует всё то, что другие люди говорят, поют, пишут и рисуют. Красота, простая, как природа. Её тело словно околдовано музыкой. Потом – её выразительные руки. Вы слышали когда-нибудь о перевоплощении посредством рук? Руки Дункан выразительны так же, как и её лицо.
Вторая дама: Она очень несчастна: в 1913 году у неё трагически погибли двое детей – утонули в упавшем в Сене автомобиле. С тех пор она ненавидит брак, всю себя отдаёт работе.
Первая дама: Они оба – бунтари, гордые и независимые – и одинокие. Им обоим было знакомо и поклонение, и демонстративное непонимание. Может быть, именно поэтому эта встреча оставила глубокий смысл в душе и судьбе каждого.
/танец/
Есенин: Ты меня не любишь, не жалеешь.
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным скалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я, они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
И теперь сидишь вот у меня.
1В: Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи – талантливы, эмоциональны, бесшабашны.
Есенин: Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком – нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,-
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
3В: Балерина с мировым именем была богата и готова всё отдать, только чтобы её любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала всё. Но уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы. В пьяном угаре он кричал: «Дунька, пляши!» и она танцевала перед ним и его собутыльниками, без слов показывая и свою любовь, и унижение, и гордость, и негодование.
1В: Чтобы спасти его, Дункан решила увезти поэта за границу. Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви. В России ему было очень тяжело, а без России – невозможно.
2В: Вернувшись в Россию летом 1923 года, они расстались. Поэт так рассказывал о своём отношении к Айседоре: «Была страсть, и большая страсть, целый год это продолжалось, а потом всё прошло и ничего не осталось».
Есенин: Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss»,
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,-
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжет.
3В: Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин». этой другой стала его поклонница Галина Бениславская.
2В: ХОРОШАЯ – Галина Артуровна Бениславская.
Мизансцена в кафе
Первая дама: Так беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ей самым близким другом, но не видел в ней женщину.
Вторая дама: Ну чего ему не хватало? Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал.
Первая дама: Галина оторвала его от Дункан, старалась спасти от пьянства, ждала ночами у двери, как верная собака. Помогала чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. Она считала его своим мужем, а он говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но я вас не люблю…».
Чтец:стихотворение «Выткался на озере…»
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звоном плачут глухари.
Плачет где–то иволга, схоронясь в дупло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты
Унесу я пьяную до утра кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.
3В: Галина всё ждала, когда же он увидит в неё не только друга, но так и не дождалась. В 1923 году он познакомился с Августой Миклашевской.
2В: НЕЗАБЫВАЕМАЯ – Августа Леонидовна Миклашевская
1В: У актрисы Московского камерного театра была репутация строгой женщины и заботливой матери. На её попечении были сестра и маленький сын, которых она возила с собой на гастроли.
3В: С Есениным они встретились в конце лета 1923 года, вскоре после возвращения поэта из-за границы. В том же году состоялась их помолвка, но к брачному контракту она не привела…
2В: Она испытывала двойственное отношение к Есенину: порой ей хотелось «пойти за ним всё равно куда», но она «бессмысленно ломала в себе это» и в итоге подчинила сердце разуму…
1В: Есенин посвятил ей стихотворения цикла «Любовь хулигана».
Чтец: Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я забыл про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому,
Поступь нежная, лёгкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошёл за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
2В: ВООБРАЖЁННАЯ - Шаганэ
1В: Сергей Александрович всю жизнь мечтал побывать в Персии. К сожалению, эта его мечта не сбылась, но в 1924 – 925 годах он несколько раз побывал в Грузии и Азербайджане.
3В: В Батуми он познакомился с преподавательницей литературы Шагандухт Нерсесовной Тальян, ставшей прототипом знаменитой Шаганэ из цикла «Персидские мотивы». После отъезда из Батуми он Есенин никогда больше не встречался с Шаганэ Нерсесовной, но стихи, посвящённые прекрасной Шаге, продолжал писать.
Чтец: Руки милой – пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою,
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою
Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?
У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что – для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
Значит он вовек не из Шираза.
Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей.
2В: МИЛАЯ – Софья Андреевна Толстая.
1В: В начале 1925 года поэт познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи.
3В: В июле 1925 года состоялась их скромная свадьба. Сонечка была готова, как и её знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству. Всё было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.
2В: А Есенин, встретив приятеля, отвечал на вопрос: «Как жизнь?» - «Готовлю собрание сочинений в трёх томах и живу с нелюбимой женщиной». Он продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами.
Чтец: Видно, так заведено навеки –
К тридцати годам перебесясь,
Всё сильней, прожжённые калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.
Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днём.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнём.
Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая –
Знак того, что вместе нам сгореть.
То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.
В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала?
Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного, глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.
Ну и что ж! пройдёт и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай.
1В: Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.
2В: Он как будто предчувствовал: «Я знаю, знаю. Скоро, скоро,
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придётся так же мне».
3В: Всё кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Сергея Есенина нашли повесившимся на верёвке от чемодана. Рядом было письмо, написанное кровью:
Есенин: До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
1В: Все его жёны, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах. Галина Бениславская застрелилась на следующий день на его могиле.
2В: Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, - всё это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это – искусство…».
/песня, исполняется под гитару всеми участниками гостиной/