Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.
Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.
В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.
(Мультимедийные слайды).
Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.
В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.
В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.
В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.
В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).
Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.
2) Подготовка к работе .
Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
2 Перевод рисунка через копировку;
3) Устройство выжигательного аппарата (Слайд)
-Правила выжигания (Слайд)
Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.
Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.
Способы выжигания.
В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).
Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.
Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона.
Штриховое выжигание - наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.
-Инструктаж по охране труда(слайд)
-Тестирование( на закрепление полученных знаний)( Приложение1)
4. Практическая работа
Учитель показывает приёмы выполнения различных линий и фоновых штриховок, технику нанесения теней разными насадками. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, а затем приступают к выполнению своих творческих работ: переводят заранее приготовленный рисунок на изделие, выжигают его и оформляют.
5. Текущий инструктаж
Следить, чтобы учащиеся соблюдали правила безопасной работы, не перегревали приборы, не давили сильно на перо.
6. Заключительная часть
На классной доске прикрепляются законченные лучшие работы. Учащиеся убирают рабочие места и помещение мастерской.
Приложение
Тестирование
1. Выжигание – это:
А – один из видов столярных работ. В – один из видов слесарных работ. С – один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Д – один из видов укрепления поверхности древесины.
2. Наилучший материал для выжигания
А – ДСП В – ДВП С – фанера Д – пластик
3. Перед выжиганием поверхность
А – шлифуют напильником В – шлифуют наждачной бумагой С – обрабатывают рубанком Д – полируют
4. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью
А – кальки В – ксероксных листов С – копировальной бумаги Д – прозрачной бумаги
5. Выжигают рисунок с помощью
А – паяльникаВ – электровыжигателя С – электронагревателя Д – электровыключателя
6. Тонкую линию получают при
А – медленном движении пера В – быстром движении пера С – плавном движении пера Д – движении пера рывками
7. Толстую линию получают при
А – плавном движении пера В – медленном движении пера С – быстром движении пера Д – движении пера рывками
8. Рисунок сначала выжигают
А – по внутренним линиям В – по выпуклым поверхностям С – по внешнему контуру Д – по вогнутым поверхностям
9. Каким должен быть цвет пера при выжигании?
А – красный В – тёмно-красный С – тёмно-коричневый Д – светло-коричневый