Урок технологии в 7-м классе (с использованием ИКТ) по теме "Художественная обработка металла (тиснение по фольге)"
Цели урока: Образовательная – научить детей приемам тиснения по фольге и правильному подбору инструментов. Развивающая – развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творческое мышление, интерес к предмету. Воспитательная – воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу, культуру общения, аккуратность, трудолюбие. Практическая – изготовление художественной открытки. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: иллюстрированный рассказ, демонстрация приемов работы, практическая работа. Оборудование и материалы: образцы тонколистового металла, скотч, шариковая ручка с нерабочим стержнем, рабочие доски, заготовки фольги, ножницы, эскизы рисунков, мерительные инструменты, компьютер с м\м проектором, заранее изготовленные рамки. Ход урока I. Организационная часть Проверка готовности к уроку; Сообщение темы и цели урока: – Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из видов художественной обработки металла – тиснением по фольге. Видов художественной обработки много и некоторые из них вы знаете или слышали о них. Например – чеканка (слайд 1), литье (слайд 2), ковка (слайд 3), мозаика с металлическим контуром, ажурные изделия из проволоки (слайд 4) и другие виды обработки. Сегодня на уроке мы не только познакомимся со свойствами фольги, но и изготовим с вами методом тиснения – художественную открытку. – Кто мне скажет, что такое тиснение? (Один из видов обработки металла.) – Назовите виды художественной обработки? (Чеканка, литье и т.д.) II. Теоретическая часть – Фольга – это тонколистовой металл. Что еще относится к тонколистовому металлу? Правильно – жесть. Жесть (слайд 5) – тонкий листовой металл, толщиной до 0,5 мм. Какая бывает жесть? Бывает белая и черная. Белая отличается от черной тем, что ее покрывают тонким слоем олова. А что изготавливают из жести? (Банки, крышки, трубы и т.д.) – А кто из вас любит шоколад? А ведь шоколад заворачивают в очень тонкий, толщиной до 0,01 мм. металл. Называется он – станиоль. (слайд 6) Из золотой станиоли изготавливают сусальное золото, которым покрывают купола церквей. (слайд 7) – Сегодня же нас интересует фольга – тонки, толщиной до 0,2 мм листовой металл. Применяется в радио и электропромышленности, для упаковки продуктов, изготовления крышек, банок для напитков и т.п. – Фольга (слайд 8) (от латинского – folium – лист) получила широкое распространение в XIX веке, когда ее стали производить в больших количествах на заводах. До этого она была очень дорогой и применялась редко, поскольку металл плющили вручную молотками. Ее использовали для упаковки дорогих продуктов, а так же в технических и декоративных целях. Широкому распространению фольги, в декоративно– прикладном искусстве в конце XIX, начале XX веков, способствовала мода на металлические оклады для икон. (слайд 9) Для окладов использовализолото, серебро, медь, латунь. Ими покрывали иконы почти целиком, оставляя вырезы для рук и ликов. В настоящее время для фольги используют тонкий листовой алюминий, медь латунь и прочие мягкие металлы. Рельефами из фольги украшают фотоальбомы, рамки для фотографий, шкатулки, точеные блюда и многое другое. Рельефное тиснение выполняют специальным инструментом –давильником. Кто мне скажет что такое – жесть? Что изготавливают из жести? Чем отличается белая жесть от черной? Что такое – фольга? Для чего ее применяют? Чем покрывают купола церквей? Как называется инструмент для рельефного тиснения? III. Практическая часть Сегодня на уроке мы с вами будем делать художественную открытку. Заготовками для работы нам послужат банки из– под напитков, с которыми мы обычно, что делаем? Правильно – выбрасываем. Рабочая доска из древесины обтянутой толстой материей или мягкой резиной. Давильником нам послужит старая шариковая ручка с использованной пастой. Все необходимое для работы имеется на ваших столах. Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасности (слайд 10) при работе с ножницами и тонколистовым металлом. Фольга хоть и тонкий, но все же металл и о его края можно порезаться. Категорически запрещено использовать банки от аэрозолей и бытовых отравляющих веществ – дихлофоса, карбофоса, лака для волос и тому подобного. Ни в коем случае их нельзя разбирать и бросать в огонь! Как вы думаете, почему нельзя разбирать банки от аэрозолей и почему их нельзя бросать в огонь? Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – изготовлению открытки. Сейчас я объясню вам последовательность изготовления открытки, а затем вы приступите к самостоятельной работе. Работу начинают с эскиза изделия и проработки рисунка для тиснения. Это значит, что перед началом работы вы должны, четко представлять какое изделие вы хотели бы сделать и какой будет рисунок. На сегодняшнее занятие я приготовил для вас эскиз изделия (приложение 1) и рисунок (приложение 2) с которым вы будете работать. Всю последовательность выполнения операций вы увидите на экране (презентация). Так же у вас на рабочих местах находятся технологические карты (приложение 3) в которых описана последовательность выполняемых операций, суть которых в следующем: – готовый рисунок с помощью скотча закрепляют на заготовке с лицевой стороны; – шариковой ручкой выдавливают контуры рисунка; – с помощью наждачной бумаги проявляют рисунок на внутренней стороне заготовки; – применяя давильники различной толщины, производим тиснение (можно также нанести фон рисунка в виде точек, кругов, черточек и тп); – закрепляем открытку в рамке и лакируем. И так инструменты готовы, заготовки и рисунки под рукой – приступаем к работе. Физкультминутка: – Ребята, вы наверное немного устали? Давайте с вами прервемся и сделаем небольшую разминку. Отложите инструменты и встаньте возле своих рабочих мест. Для глаз: посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на кончик своего носа, повращаем глазами по часовой стрелке и против; Для шеи: наклон головы влево, вправо, вперед, назад, вращение головой в одну сторону и в другую; Для плечевого пояса: руки на плечи – круговые движения плечами; Для кистей рук: круговые движения руками, сгибание – разгибание пальцев в кулак; Для мышц спины: потягивание с наклоном туловища назад и наклон вперед с касанием пальцами рук носков обуви; Для мышц ног: приседание 5–8 раз. IV. Заключительная часть Проверка выполнения практической работы. Подведение итогов.