Севооборот.
Тип урока - комбинированный.Теоретическая часть.
1. Повторение пройденного материала.
Вопросы:
1) Что называется почвой? (Поверхностный слой земли, обладающий плодородием)
2) Как вы понимаете слово «плодородие»? ( Способность почвы обеспечить растение необходимыми элементами питания, водой и другими условиями)
3) Что такое перегной, гумус? (Составная часть почвы, образованная в результате разложения органических веществ)
4) Какие земли относят к плодородным? (Черноземные и серые лесные, менее плодородные: подзолистые и дерново-подзолистые)
III. Изложение нового материала.
С возникновением земледелия, человек наблюдал за тем, как растут посеянные им растения на одном и том же месте несколько лет подряд. С течением времени он убедился, что при таком выращивании культурных растений урожаи снижаются. В результате он покидал эти участки и осваивал новые.
Снижение урожаев многих культурных растений при бессменном выращивании объясняется рядом причин. Разные растения по-разному потребляют элементы питания, так, хлебные злаки усваивают из почвы много азота и фосфора, а бобовые – калия и фосфора. В то же время бобовые культуры способны накапливать в почве азот. Кроме того, не все культуры имеют одинаково развитую корневую систему. У одних растений (капуста, огурец) она развивается в пахотном слое почвы, а у таких как на пример свекла, кукуруза проникает на глубину до 2-3 метров.
Приведенные примеры убедительно доказывают необходимость чередования культур в течение определенного времени.
Ежегодное чередование культур на полях в определенной последовательности получило название «севооборота».
Севооборот – основа системы земледелия.
Суть севооборота заключается в том, что площадь, отведенная под севооборот, разбивают на несколько участков - полей. В определенной последовательности, согласно чередованию, каждую культуру высевают на определенном поле. За время чередования (ротации) она проходит через все поля.
Ротация – период в течение которого, все сельскохозяйственные культуры занимают последовательно ( согласно схеме) каждое поле севооборота.
IV. Закрепление.
Заполнить таблицу ротации культур на полях севооборота
1-подсолнечник, 2- пшеница, 3-горох, 4- овес, 5-пары
Практическая работа учащихся;
Изготовление табличек – маркеров для пришкольного участка.
VI. Уборка рабочих мест.
VII. Подведение итогов урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Познакомить учащихся с сущностью и назначением севооборота.
Воспитывать культуру земледелия.
Развивать агротехнические знания учащихся.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
I. Организационно-подготовительная часть.
1.Приветствие учителя
2.Контроль посещаемости
3.Проверка готовности учащихся к уроку
4.Сообщение темы и цели урока.
II. Теоретическая часть.
1. Повторение пройденного материала.
Вопросы:
1) Что называется почвой? (Поверхностный слой земли, обладающий плодородием)
2) Как вы понимаете слово «плодородие»? ( Способность почвы обеспечить растение необходимыми элементами питания, водой и другими условиями)
3) Что такое перегной, гумус? (Составная часть почвы, образованная в результате разложения органических веществ)
4) Какие земли относят к плодородным? (Черноземные и серые лесные, менее плодородные: подзолистые и дерново-подзолистые)
III. Изложение нового материала.
С возникновением земледелия, человек наблюдал за тем, как растут посеянные им растения на одном и том же месте несколько лет подряд. С течением времени он убедился, что при таком выращивании культурных растений урожаи снижаются. В результате он покидал эти участки и осваивал новые.
Снижение урожаев многих культурных растений при бессменном выращивании объясняется рядом причин. Разные растения по-разному потребляют элементы питания, так, хлебные злаки усваивают из почвы много азота и фосфора, а бобовые – калия и фосфора. В то же время бобовые культуры способны накапливать в почве азот. Кроме того, не все культуры имеют одинаково развитую корневую систему. У одних растений (капуста, огурец) она развивается в пахотном слое почвы, а у таких как на пример свекла, кукуруза проникает на глубину до 2-3 метров.
При чередовании культур, элементы питания из разных слоев почвы используются равномернее.
При бессменной культуре, быстрее размножаются сорняки и распространяются вредители и возбудители болезни.
Приведенные примеры убедительно доказывают необходимость чередования культур в течение определенного времени.
Ежегодное чередование культур на полях в определенной последовательности получило название «севооборота».
Севооборот – основа системы земледелия.
Суть севооборота заключается в том, что площадь, отведенная под севооборот, разбивают на несколько участков - полей. В определенной последовательности, согласно чередованию, каждую культуру высевают на определенном поле. За время чередования (ротации) она проходит через все поля.
Ротация – период в течение которого, все сельскохозяйственные культуры занимают последовательно ( согласно схеме) каждое поле севооборота.
В систему севооборота входит пар. Пар – это участки, где ничего не сеют в течение определенного периода. Его содержат в чистом от сорняков состоянии.
IV. Закрепление.
Заполнить таблицу ротации культур на полях севооборота