Ф.И.О. учителя: Костромин Игорь Борисович
Дата: 22.04.2014г.
Тема урока: Приемы устранения неисправностей: Двигатель не запускается. Низкое давление масла. Двигатель не развивает полной мощности. Увеличенный свободный ход рулевого колеса.
Цели урока: дидактическая (обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция знаний), педагогическая (элементы исследовательской деятельности – проведение эксперимента, работа с источниками информации).
По уровню самостоятельности учащихся – урок «Исследование».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые приемы | Система ожидаемых явлений |
1.Мотивация учащихся | Практическая ситуация на дороге. При управлении автомобилем вне населенного пункта выявляются ниже описанные неисправности, которые необходимо устранить, чтобы доехать до конечного пункта: *Двигатель заглох и не запускается. *Низкое давление масла (прерывисто горит контрольная лампочка). *Двигатель не развивает полной мощности. *Увеличенный свободный ход рулевого колеса. | Решение проблемной задачи. Ученики самостоятельно определяют причины неисправности, способы и порядок их устранения. | Определение темы и цели исследования. Формулирование и отбор полезных гипотез. | Настроить учащихся на практическое решение проблемы с выдвижением гипотез. |
2.Актуализация знаний | Вспомним раздел «Двигатель» и «Рулевое управление» | Учащиеся самостоятельно называют возможные неисправности по разделу «Двигатель» и «Рулевое управление» | Умение выдвигать гипотезы. | Актуализировать знания учащихся по ранее пройденному материалу. |
3.Создание проблемной ситуации | Итак, возникли вышесказанные неисправности и их необходимо выявить и устранить на месте, чтобы не вызывать эвакуатор. | Учащиеся решают на месте поломки найти неисправность и попытаться ее теоретически устранить. | | |
4.Постановка проблемы | Учитель выводит учащихся на площадку для работы с автомобилем. Открыт капот, производится визуальный осмотр и расположение агрегатов автомобиля. | Ученики определяют расположение агрегатов двигателя, рулевого управления, для более быстрого выявления неисправностей. | Умение наблюдать. | Подбор инструментов для исследования и практическое владение ими. |
5.Формулирование темы и цели исследования | Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию целей исследования. | Найти причины неисправности и способы их устранения. Инструмент для ремонта. *Двигатель заглох и не запускается. *Низкое давление масла (прерывисто горит контрольная лампочка). *Двигатель не развивает полной мощности. *Увеличенный свободный ход рулевого колеса. | Определение цели исследования. | Умение самостоятельно устранить неисправность на месте без посторонней помощи. |
6.Выдвижение гипотезы | Помогает учащимся в выдвижении гипотез. | Определяют причины по каждой из неисправностей и способам их устранения, с применением инструмента для ремонта по назначению. | Учащиеся выдвигают собственные гипотезы. Записи в маршрутных листах по предполагаемым неисправностям и их устранению. | Развитие коммуникативных навыков. |
7.Проверка гипотезы | Откроем учебники и дополнительную литературу по эксплуатации и ремонту автомобилей различных моделей и проверим правильность наших вариантов устранения неисправностей. | Учащиеся работают с дополнительной литературой и учебниками. | Анализ планируемых гипотез, выбор правильных. | Умение работать с научным текстом. |
8.Интерпритация полученных данных | Вопросы для учащихся: 1.Двигатель заглох и не пускается. 2.Низкое давление масла (прерывисто горит контрольная лампочка). 3.Двигатель не развивает полной мощности. 4.Увеличенный свободный ход рулевого колеса. | Ответы учащихся: 1.*Отсутствие топлива в системе. *Отказ системы зажигания. 2.*Пониженный уровень масла в картере. *Разжиженное масло в картере. *Засорена сетка маслоприемника масляного насоса. *Износ подшипников коленчатого вала. *Износ шестерни масляного насоса. 3.*Неправильная установка угла опережения зажигания. *Выход из строя деталей регулятора – распределителя. *Неисправность карбюратора. *Недостаточная компрессия. *Нарушение теплового зазора в клапанах. 4.*Ослабление болтов крепления рулевого механизма. *Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг. *Увеличенный зазор в подшипниках ступиц направляющих колес. | | |
9.Вывод | Готовность учащихся устранить различные неисправности автомобиля в дорожных условиях. Какие виды неисправностей можем устранить самостоятельно. | *Двигатель заглох и не запускается. *Низкое давление масла (прерывисто горит контрольная лампочка). *Двигатель не развивает полной мощности. *Увеличенный свободный ход рулевого колеса. | Демонстрация итогов проведенного исследования. | Умение устранять различные неисправности, делать выводы. |
10.Применение новых знаний в учебной деятельности | 10.1. Первичное закрепление Практическая работа: «Двигатель не развивает полной мощности» 10.2. Тренировочное закрепление Используя знания по устранению неисправностей поэтапно рассказать порядок устранения указанной учителем неисправности. Например: «Двигатель не развивает полной мощности». 10.3.Применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях Практическая работа: «Двигатель не развивает полной мощности». 10.4.Диагностика процесса усвоения учебного материала Учитель определяет качество и правильность выполнения работы. 10.5.Дифференцированная работа Учитель определяет по уровню подготовленности учащихся: 1.Полностью справился с заданием. 2. Справился не полностью 3. Не справился. | Учащийся объясняет причины неисправности. Ученики определяют вид неисправности автомобиля. Учащиеся практически выполняют работу по устранению неисправности. Инструктаж по технике безопасности. 1.Регулировка клапанов. 2. Установка зажигания. Работа с дополнительной литературой. 3. Работа с дополнительной литературой. | Умение наблюдать. Умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.. | Умение найти причину неисправности (диагностика) Умение применять теоретические знания. Умение устранить причину неисправности. Двигатель работает на полную мощность. 1.Двигатель работает на полную мощность. 2. Двигатель работает на полную мощность. 3. Определение причины неисправности и способы их устранения. |
11.Подведение итогов | Учитель контролирует, при необходимости корректирует. | Качество и точность выполнения работ. | Обобщение результатов. | |
12.Домашнее задание | В зависимости от выполнения задания: 1.Повторение изученного материала. 2.Повторение изученного материала. Порядок выполнения работ по ремонту автомобиля. 3.Повторение изученного материала. Порядок выполнения работ по ремонту автомобиля. Виды неисправностей. | | | |
13.Рефлексия | Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Запомнилось? Актуальность. | Продолжение исследования по устранению различных видов неисправностей автомобиля. | | Применение самостоятельно полученного знания и умения в практической ситуации. |