Просмотр содержимого документа
«Повышение плодородия почвы»
Интегрированный урок "Повышение плодородия почвы"
2 курс профессия «Тракторист-машинист с\х производства»
УМК: 1.Учебник Основы агрономии:Учеб. Для нач. проф.образования\ Н.Н.Третьяков, Б.А.Ягодин, А.М.Туликов и др.- 2-е изд., стереотип.- М.:ИРПО; Изд.центр «Академия»,2011.-360с.:ил.
2. Учебник Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования.- М.:ИРПО; Изд.центр «Академия»,2010.-414с.:ил.
Тип урока: комбинированный (технология механизированных работ, география, экология, химия) с использованием ИКТ
Форма урока: Урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах.
Цель урока:
Сформировать у обучающихся представление о почве, как особом природном теле.
Задачи урока:
обучающие:
1. Дать определение понятиям: мелиорация, химизация;
2. Изучить виды воздействия на почвы;
3. Выяснить особенности направлений химизации;
развивающие:
1. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности;
воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к почвам;
2. Воспитывать умение договариваться и работать в группе.
коммуникативные УУД: слушают и понимают речь учителя и одноклассников; работают в группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета.
регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Оборудование:
компьютер,
мультимедиапроектор
карты и атласы
Ход урока:
1 Подведение к теме.
Проведем небольшую разминку. Ответьте на вопросы:
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, которая повышает плодородие почвы. (Перегной)
2. Вещество, которое хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)
4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
6. Живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Питательное вещество, которое образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)
8. Что может повысить урожайность почвы? (удобрение, орошение и т. д.)
Думаю, что вы уже догадались о том, какой будет сегодня тема урока.
(Учащиеся формулируют тему урока)
Итак, тема нашего урока "Повышение плодородия почвы"
Каждый год из сельскохозяйственного обращения выходит довольно большая часть почв. Причиной тому могут быть эрозии, неправильная обработка почв, кислотные дожди, выгон скота, токсические отходы. Перед нами стоит задача избежать этого, найти способы восстановления почв. Для этого мы должны знать, какие мелиоративные мероприятия являются самыми продуктивными. Исследования ученых дают представление о вредном воздействии на почву, об этом написано множество книг, статей, посвященных этой проблеме.
Сама проблема загрязнения и деградации почв была актуальна всегда.
Ребята подготовили нам сообщения по данной теме.
Сообщения учащихся
Негативные для всего человечества последствия, к которым приводит загрязнение почвенного слоя Земли
Источники загрязнения
Обратимся к карте почв России, определим, какие виды почв распространены на территории нашей страны, какие районы имеют наиболее загрязненные почвы и какая почва наиболее характерна для нашего района.
Работа в группах (работа с картой почв и атласами)
Одно из важнейших свойств почвы – плодородие, именно оно обеспечивает урожай сельскохозяйственных культур. Что же может повысить плодородие земель? Давайте обратимся к понятию «мелиорация». Запишем в тетрадь определение: «Мелиорация сельскохозяйственных земель – это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия». Существует несколько видов мелиорации земель.
Презентация, работа с тетрадями
Водная – орошение засушливых, осушение переувлажненных земель и др.
Рекультивация – восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека ( очистка от камней, пней и т.д.)
Химическая – внесение в почву различных удобрений, химических веществ (гипса, извести и т.п.)
Организация севооборота. При правильном севообороте на прежнее место однолетние и двухлетние культуры необходимо высаживать примерно через 5 лет. Рекомендуется каждый год менять место высевки культур.
Посев лечебных растений. Лечебными эффектами обладают следующие растения: крапива, бархатцы, чеснок, полынь, пастушья сумка и т.д.
Использование калифорнийских червей. Это не очень распространенный способ, но он с каждым годом становится все популярнее, так как почва, богатая червями, дает хороший результат. Черви помогут восстановить почву, выполняя свои полезные функции. Их достоинства – высокая плодовитость и переваримость различной органики.
Термическая обработка почвы. При такой обработки происходит уничтожение сорняков и всевозможных вредителей. Главный ее минус – невозможность ее применения на больших площадях.
Смешанная посадка культур. Рядом с основными растениями рекомендуется высаживать растения-спутники. При таком соседстве значительно лучше становится общее состояние растений, а также наблюдается уменьшение заболеваемости культур и повышение вкусовых качеств плодов. Он дает возможность избежать истощение почвы. Это такие растения, как ромашка, базилик, розмарин и др.
Отдых для грунта. Нужно дать отдых для грунта и не засевать в течение одного года (оставить под «пары»).ч
Посев сидератов. Посев растений, в которых зафиксировано повышенное содержание белка, азота, крахмала. К таким растениям относятся овес, рожь, подсолнечник, горчица. Их сеют после сбора основного урожая, выращивают до начала цветения, скашивают и оставляют на зиму на самой почве.
Теперь давайте подробно остановимся на химической разновидности мелиорации. Вообще химизация в с\х – это применение химических веществ, процессов и методов в отрасли. В с\х существует несколько направлений химизации.
Во-первых, это внесение извести, гипса и других веществ для улучшения структуры почвы. Во-вторых, применение химических средств защиты растений: гербицидов, инсектицидов и др. В-третьих, использование стимуляторов роста и плодоношения растений. В любом из этих случаев химизация способствует повышению эффективности земледелия.
Способы же воздействия на почву, растения, микрофлору разделяют на физические, химические и биологические.
Физические:
1. Затеняющий эффект растительности приводит к уменьшению нагревания почвы солнцем и сокращению испарения почвенной воды.
2. Разрыхляющее и сжимающее влияние корневой системы на структуру почвы.
Химические:
1.В результате корневого дыхания в почву выделяется углекислый газ, который растворяясь в почвенной влаге, образует угольную кислоту, диссоциирующую. Эти ионы активны и вытесняют из гумуса и минералов, разрушая их, в почвенный раствор катионы и анионы.
2.Меняется химический состав в результате поглощения корнями зольных элементов из более глубоких слоев.
3. Корни выделяют в почву органические вещества- кислоты, углеводы, аминокислоты и т.д.
Биологические:
1.Корневыми выделениями питаются микроорганизмы, которым принадлежит важная роль в мобилизации питательных веществ для растений.
2. Микрофлора, кроме пользы, может приносить и вред: она содержит паразитов и возбудителей грибных и бактериальных заболеваний.
Таким образом, мы с вами познакомились с различными способами по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.
На следующем уроке мы продолжим разговор о том, как повысить плодородие почв и познакомимся с различными видами удобрений т способами их применения.
Закрепление нового материала
Для закрепления нового материала предлагаю вам составить опорные схемы: «Способы воздействия на почвы, повышающие ее плодородие».
Домашнее задание:
Подготовьте сообщение об одном из видов воздействия на почвы, который способствует повышению ее плодородия.
Рефлексия.
А теперь попрошу вас поделиться впечатлением об уроке. Закончите одно из предложенных предложений: