Просмотр содержимого документа
««Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины».»
«Художественная обработка древесины».
«Пирография (выжигание по дереву)
в художественном оформлении
изделий из древесины».
Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.
Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.
Количество часов: 1 урок(45 мин.)
Цель урока: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.
Задачи:
Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
Ознакомить с историей выжигания по дереву.
Развивать у учащихся:
Внимание;
Аккуратность;
Исполнительность;
Осмысленное выполнение поставленной задачи;
Усидчивость;
Творческие способности;
Самостоятельность.
Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.
План урока:
Организационная часть – 3 мин.
Повторение пройденного материала – 5 мин.
Объяснение нового материала – 7 мин.
Практическая работа:
Ознакомление с ходом работы – 2 мин.
Текущий инструктаж и правила охраны труда - 3 мин.
Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин.
Контроль, взаимоконтроль выполнения работы - 2 мин.
Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин.
Уборка класса, окончание урока – 3 мин.
Проветривание.
Оборудование, материалы, инструменты:
Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).
Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.
Выжигательные аппараты.
Выставка работ учащихся.
Ход урока:
Организационная часть.
проверка готовности;
обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.
Повторение пройденного материала.
Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?
Из древесины, из фанеры.
Что такое древесина?
Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.
Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.
Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.
В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.
(Мультимедийные слайды).
Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.
В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.
В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.
В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.
В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).
Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.
Практическая работа.
Ход работы (мультимедийная презентация);
Устройство выжигательного аппарата;
Последовательность работы:
На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:
Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.
Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.
Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.
Способы выжигания.
В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).
Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.
Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона.
Штриховое выжигание - наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.
Перевод рисунка на изделие с кальки (выполнили ранее).
Выжигание по контуру.
Инструктаж по охране труда (мультимедийный слайд)
Приступаем к практическому выполнению задания.
Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры. Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.
После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии.
Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.
Оценивание качества. Подведение итогов.
Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.
Уборка мастерской.
Проветривание.
Мультомедийная выставка работ.
Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом.
На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, уроках технологии, физики, ИЗО.
Список литературы:
А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва. «Просвещение».
В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г.
В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г.
Оборудование.
Оборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты.