ПЛАН УРОКА
Дисциплина Техническое черчение
Тема Зубчатые передачи
Вид занятий урок_с применением технологии компьютерных демонстраций
Тип урока комбинированный
Цели урока: 1) образовательная – систематизировать знания, полученные при изучении других дисциплин, о зубчатых передачах. Научиться условно, изображать зубчатые колёса, цилиндрическую зубчатую передачу на рабочих чертежах.
2) воспитательная – воспитывать познавательные мотивы поведения путем вовлечения в частично-поисковую деятельность;
3) развивающая – развитие логического мышления, технического кругозора, умения применять полученные знания в практической деятельности.
Междисциплинарные связи Сведения о механизмах «Зубчатые передачи»; Материаловедение «Конструкционные материалы»; Основы резания «Зубообрабатывающие станки».
Обеспечение занятия___Ноутбук, экран, мультимедийная установка, тестовые задания, мультимедийная презентация в программе Мicrosoft Power Point, электронные плакаты,плакат «Зубчатое колесо»,образцы шестеренок, штангенциркуль
ЛИТЕРАТУРА: Основная. И.С.Вышнепольский.,Черчение, Вереина Л.И.. Техническая механика: учебник для среднего профессионального образования / Л. И. Вереина, М. М. Краснов. – 5-е изд., стер . – М. : Академия, 2012. -352 с.
Дополнительная. Хруничева Т.В. Детали машин: учебное пособие. /Т.В. Хруничева. – М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2007. – 224 с.: (Профессионально образование)
СТРУКТУРА УРОКА
№ п-п эле- мента урока, занятия | Подструктурные элементы, учебные вопросы | Метод обучения (общий) | Пример- ное к-во учебного времени |
метод пре- подавания | метод учения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Органи- зационный момент | Проверка готовности студентов к уроку 1.2. Выявление отсутствующих | диалогический | 2-3/ |
побужда-ющий | исполнит. | |
2. Актуали- зация опорных знаний | Проверка уровня знаний студентов | | 13-15/ |
2.1. Тестовый контроль с самопроверкой | Программированный |
стимули- рующий | частично-поиск. | |
2.2. Фронтальный опрос использованием средств мультимедиа | диалогический | |
побуждаю- щий | частично поиск. |
3. Форми- рование новых знаний, способов действий | 3.1. Сообщение темы урока Мотивация. | монологический | 3' |
информ. сообщ. | исполнит. | |
3.2. Изложение нового материала в форме презентации Microsoft PowerPoint и с использованием электронных плакатов | Показательный и диалогический | 18-20' |
демонстра-ционно-объ-яснительный | част.поиск. |
3.2.1. Характеристика, класси-фикация и область применения; 3.2.2 Порядок выполнения чертежа; 3.2.3. Формулы для расчётов и основные определения | | | |
4.Разминка | Решение задач вращающиеся шестерни №1 вращающиеся шестерни №2 | Диалогический | 5-6' |
стимули- рующий | частично поиск. |
5. Примене ние новых знаний | 4.1. Решение задач с использованием ИКТ 4.2. Выполнение эскиза шестерни 4.3.Разработка чертежа шестеренок по образцам 4.4.Вопросы для самоконтроля | алгоритмический | 35-37' |
стимули- рующий | частично поиск. | |
6. Заключи тельная часть | 6.1. Подведение итогов Рефлексия деятельности 6.2. Комментирование оценок 6.3. Инструктаж о домашнем задании | монологический | 3' |
информ. сообщ. | исполнит. | 5' 2' |
алгоритмический |
стимули- рующий | исполнит. |
Актюбинский колледж промышленных технологий и управления
«Согласовано»
Зам директора по УПР
Турганова К.А._____________
«______»___________2015г.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
на тему «Зубчатые передачи»
Предмет «Техническое черчение»
Специальность «Слесарь КИПиА»
гр 32 курс 2
«Рассмотрено» разработала:
На заседаний М О Елеуова Л.А.
спец. дисциплин
Руководитель__________
Елеуова Л.А.
«_____»_______2015г.
г. Актобе-2015г.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Перед началом урока должны быть приготовлены средства обучения. Дежурные проверяют санитарное состояние аудитории, проветривают помещение. Студенты должны привести в порядок свой внешний вид и приобрести внутреннюю готовность.
Организационный момент
Преподаватель ещё раз проверяет готовность аудитории и студентов к уроку, отмечает присутствующих, их настроение.
Актуализация опорных знаний
Так как при изучении новой темы, будет встречаться много понятий, с которыми студенты познакомились при изучении других тем дисциплины и по другим дисциплинам, целесообразно установить уровень этих знаний, восстановить в памяти студентов эти понятия до такого уровня, чтобы они служили опорой в приобретении новых знаний. Студенты делятся на две группы. Им предлагается тестовые задания (Приложение 1), после проводится опрос фронтальным методом с использованием средств мультимедиа интерактивной игры «Вопрос-ответ» (Приложение 2). Перед студентами на экране номера вопросов, выбирая номер вопроса, высвечивается его формулировка. Давая возможность дополнить или поправить своих одногруппников. Оценка ответов студентов должна быть краткой: «хорошо», «правильно», «молодцы». Также для первой группы по окончании времени предоставляется возможность самим проверить правильность ответов на тестовые задания (ответы и критерии оценивания высвечиваются на экране).
ФОРМУЛИРОВКА ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация.
От актуализации опорных знаний студентам необходимо сделать переход к новой теме. Например, так: «Как вы думаете, какие самые распространенные механические передачи?» Можно с уверенностью сказать, что поднимется «лес рук». Студенты назовут – зубчатые передачи. Далее нужно задать вопрос: «А где применяются зубчатые передачи»? И на этот вопрос студентам нетрудно найти ответ. После этого преподаватель называет и проецирует на экран тему урока. Студенты записывают тему в тетрадях. Прежде чем поставить цель урока перед студентами, преподаватель предлагает им проследить связь данной темы с другими темами и дисциплинами, обращая внимание студентов на то, что процесс познания истины идет непрерывно, все больше развиваясь и совершенствуясь, что после изучения данной темы студенты должны приобрести не только новые знания, но и умения производить необходимые расчеты для вычерчивания. После чего преподаватель демонстрирует алгоритм изучения общих сведений о зубчатых передачах и объясняет (ставит) цель урока: сегодня на уроке мы должны знать:
классификацию зубчатых передач;
область применения зубчатых передач;
основы расчета параметров зубчатого зацепления;
порядок вычерчивания зубчатых передач.
После этого преподаватель переходит к объяснению нового материала.
Изложение нового материала
Изучение нового материала – основной этап данного урока и на данном
этапе реализуется несколько целей урока, следовательно применяются разные приемы и методы.
Изложение нового материала проводится форме презентации Microsoft PowerPoint и с использованием электронных плакатов (Приложение 3), а также с использованием образцов детали.
Использование в наше время технических средств обучения как раз способствует активизации познавательного интереса, повышает наглядность обучения, развивает мышление и самостоятельность студентов, способствует формированию ключевых и профессиональных компетенций.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
На данном этапе углубляются и закрепляются знания об общих сведениях о зубчатых передачах. Проводится опрос фронтальным методом с использованием средств мультимедиа (Приложение 4 ). Также на данном этапе закрепляются: умение студентов определять основные геометрические параметры зубчатых колес, и умение выполнять эскизы и рабочие чертежи зубчатых колес.
При решении задач студентам разрешается (рекомендуется) пользоваться мини-лекцией. Преподаватель постоянно наблюдает за работой студентов, помогая им советом или одобрением. Алгоритм задач и их решение демонстрируется на экране (Приложение 5).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подведение итогов урока.
Подведение итогов урока –это анализ познавательной деятельности студентов и оценка её результатов. Отмечается активность всей группы, так и отдельных студентов. Всем студентам выставляются положительные отметки. К анализу результатов работы привлекаются студенты, это вызывает у них положительные эмоции и способствует стимулированию познавательной деятельности.
Задание на дом
Преподаватель объясняет задание на дом, проецируя его на экран
Приложение 1
1.Сколько существуют методов нарезания зубчатых колес?.
a) три
б) один
в) два
г) пять
2.Какие станки предназначены для нарезания и отделки зубьев колес различных передач?
А) зубообрабатывающие
б) сверлильные
в) токарные станки
г) шлифовальные
3. Самая распространенная передача во всех механизмах ?
а) зубчатая передача
б) ременная передача
в) цепная передача
г) винт- гайка
4.Зубчатое колесо и рейка служат для преобразования какого движения?
а) Вращательного движения во вращательное
б) Вращательного во поступательно-возвратное
в) Вращательного в кривое
г) нет верного ответа
5)Шевронная шестерня состоит из …… шестерен с косыми зубьями соединёнными в месте
А) 1
б) 3
в) 2
д) 4
6)Из какого материала изготавливаются шестерни и зубчатые колёса
А) из стали и чугуна
б) алюминия
в) из цветных металлов
г) из дерева
7)Зубчатые колёса выходят из строя по причинам;
А) по износу зубьев и поломок
Б) по износу ступицы
В) не когда не выходят из строя
Г) все выше перечисленные
8) 5М32- это какой станок?
А) Токарный станок
Б) Сверлильный станок
В) Шлифовальный станок
Г) Зубофрезерный станок
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ответ | в | а | а | б | в | а | а | г |
Критерий оценивания
7-8 правильных ответов- 3 балла
5-6 правильных ответов- 2 балла
3-4 правильных ответа-1 балл
Приложение 2
1.Как называется передача, кинематическая схема которой показана на рисунке? (слайд 3)
2. Как называется передача, кинематическая схема которой показана на рисунке? (слайд 4)
3. Как называется передача, кинематическая схема которой показана на рисунке? (слайд 5)
4. Какая передача как правило имеет больший уровень шума при работе?
5. Передача изображенная на рисунке? (слайд 7)
6. Большее зубчатое колесо принято называть?
7. Чем отличается эскиз от чертежа?
8. Какая передача может использоваться для передачи вращения между валами, оси которых пересекаются?
9. Какая передача может использоваться для передачи вращения между валами, оси которых параллельны?
10. Какая передача может использоваться для передачи вращения между валами, оси которых перекрещиваются (но не пересекаются)?
11. Назовите достоинства зубчатых передач.
12. Как называется передача, шестерня и колесо которой показаны на фотографии? (слайд 14)
13. Укажите направление линии зуба? (слайд 15)
14. Укажите направление линии зуба? (слайд 16)
15. Меньшее зубчатое колесо принято называть…?
16. Укажите тип передачи, ведущее звено которой представлено на фотографии. ? (слайд 18)
17. Реечная передача (на рис) является частным случаем …?(слайд 19)
18. Макет какой передачи показан на фотографии?(слайд 20)
19. Назовите недостатки зубчатых передач.
Приложение 3
Приложение 4
Вопросы для самоконтроля.
1. Модуль – число, показывающее сколько мм диаметра делительной окружности приходится … зубчатого колеса.
на один зуб
на три зуба
С. на два зуба
2. для вычерчивания зубчатого колеса необходимо знать ….
размеры: t, m, Di
размеры: h=h1+h2
C. размеры: d, de, df
3. Сколько деталей на сборочном чертеже?
4. Техник сразу скажет, что изображено на представленных здесь разрезах .
Для тех же, кто плохо знаком с техническими конструкциями, разрезы составят загадку.
А для вас?
Назовите номер чертежа, где изображено зубчатое колесо или шестерня