Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по технологии в 6 классе по теме: « Технология обработки древесины на токарном станке»»
Открытый урок по технологии в 6 классе по теме: «Технология обработки древесины на токарном станке».
Учитель технологии
Залыгин В.М.
2016 год
Тема урока: Технология обработки древесины на токарном станке.
Цели урока:
Закрепить знания по устройству токарного станка для обработки древесины СТД-120 М.
Познакомить с видами и назначением стамесок для обработки древесины.
Закрепить знания по использованию приспособлений для закрепления заготовок.
Создать условия для развития обще-учебных и специальных умений и навыков. 5.Формировать у школьников политехнические, общеобразовательные, производственные умения и навыки. 6. Воспитывать уважительное отношение к труду.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Объект труда:
1. Токарный станок для обработки древесины СТД-120М. 2. Стамески для обработки древесины. 3. Приспособления для закрепления заготовок.
Оснащение: станок СТД-120М, модель токарного станка, стамески, учебник «Технология» -7 класс, детали, выполненные на станках, карточки-тесты, мульти-медийный проектор, экран. Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись в тетрадях темы урока).
2. Мотивация.
Беседа на повторение теоретических сведений:
Какие инструменты мы использовали при обработке древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер). Какие приспособления используются при обработке древесины на токарном станке по дереву? (патрон, трезубец, планшайба).
3. Актуализация знаний Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов по дереву, выполняемые ими виды работ, научиться правильно применять приспособления для закрепления заготовок. Точение простых деталей на токарном станке по дереву.
1. Назначение станка СТД-120М? 2. Назвать основные части СТД-120М станка на экране и для чего они служат?
3.Какое движение в станке называют главным? 4.Как называют вспомогательное движение? 5. Какое назначение имеют передняя и задняя бабки токарного станка?
6. Древесину каких пород лучше использовать для точения?
6. Объяснение нового материала.
Приемы работы и подготовка заготовки.
Научиться работать на токарном станке сможет любой желающий, знающий устройство станка и правила безопасной работы, так как этот процесс не имеет сложных операций и заключается в том, что с обрабатываемой заготовки снимается поверхностный слой в виде стружки. При этом обрабатываемая заготовка вращается, а стамеску перемещают относительно заготовки, опирая на подручник. Большое значение имеет подготовка заготовки для точения. Если торец заготовки имеет форму квадрата, то для нахождения центра на торцах проводят диагонали. Затем с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника. На одном торце заготовки делается запил глубиной 2-3 мм для трезубца. После этого заготовку закрепляют на станке, при этом учитывая, что расстояние между заготовкой и подручником должен быть минимальным (2-3 мм)
Виды и назначение стамесок Точение заготовки производят с помощью специальных стамесок. Полукруглые стамески (а, в) применяют для черновой профильной обработки древесины, а стамески с косыми (угловыми) режущими кромками (б) - для чистовой обработки поверхностей, а также для вытачивания конусов и подрезания торцов. Стамески должны быть остро заточенными и с неповрежденными ручками. Заточку стамесок выполняет только учитель!
На экране демонстрируем виды стамесок.
Технологическая карта. Прежде чем начинать точение, изучают технологическую карту обработки изделия. Технологическая карта может быть выполнена в виде таблицы и содержит последовательность выполнения работ, изображения в виде чертежа или рисунка, а также могут указываться виды оборудования и инструментов.
8. Правила работы на станке (желательно возле станка с практической демонстрацией процесса) Работа на токарном станке выполняется в защитных очках. После включения станка берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и сверху левой рукой прижимают к подручнику. Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. При этом медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и плавными перемещениями стамески влево и вправо снимают стружку. Чистовое точение выполняется косой стамеской. При этом стамеску опирают ребром на подручник со стороны тупого угла. Нельзя допускать врезания острого угла стамески в заготовку- это может привести к выбросу стамески и нанести травму! Контроль размеров заготовки осуществляется после отключения станка и полной остановки шпинделя. При необходимости деталь обрабатывают с помощью шлифовальной колодки. После остановки станка заготовку снимают, пилой отрезают лишние торцы и зачищают их шлифовальной шкуркой, либо напильником.
9. Правила безопасности.
1. Не включать станок без разрешения учителя. 2. Проверить заготовку, она должна быть без сучков и трещин. 3. Надежно крепить заготовку. 4.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. 5.Проверить рабочий инструмент. Ручки стамесок должны быть без трещин и прочно насажены. 6. Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет. 7.Перед пуском станка надеть защитные очки. 8. Следить за расстоянием между подручником и заготовкой. При его увеличении передвинуть подручник, остановив работу станка. 9. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка. 10. Все настроечные операции проводить только при отключенном станке. 11. Не останавливать вращение заготовки руками. 12. При обнаружении неисправностей, немедленно отключить станок и сообщить учителю.
10. Практическая деятельность
Под наблюдением учителя, учащиеся выполняют тренировочные работы.
11. Повторение и обобщение материала.
Решение заданий карточек-тестов
Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
12. Задание на дом.
Выбрать объект для точения на станке и выполнить технологическую карту его изготовления. Повторить правила безопасной работы на станке.
13. Итог урока.
Теперь подведем итоги урока.
Какие навыки были закреплены на уроке?
Знания по каким предметам вам понадобились на уроке? Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?