Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии "Резьба по дереву. Виды орнаментов"»
Коммунальное государственное учреждение
«Отдел образования акимата города Тараз средняя школа №11»
Открытыйурок
7 «В» класс
На тему:Резьба по дереву.
Виды орнаментов.
Учитель технологии: Ескараев А.А.
г. Тараз 2015г.
Тема урока: Резьба по дереву. Виды орнаментов.
Цель урока: формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. Ознакомить учащихся с различными видами резьбы.
Задачи урока:
Учить составлять узоры. Учить резать узоры из двугранных выемок и треугольников. Ознакомить с правилами техники безопасности.
Развивать эстетические чувства и художественную инициативу.
Воспитывать творчество, трудолюбие и самостоятельность, умение видеть красоту и воплощать ее в своем изделии.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Вид урока: Практический урок
Методы работы: опрос учащихся, объяснение, работа над чертежами.
Планируемые результаты: ученик владеющий знаний, умений и навыков
по данной теме
Наглядности: плакаты, чертежи.
Оборудование: стамески, ножи, лобзики, линейки, карандаши и т.д.
План урока:Ι. Организационный момент (1 мин.)
ΙΙ. Опрос домашнего задания (2 мин.)
Правила техники безопасности труда.
Что называется пороками древесины?
Какие виды дерева вы знаете?
ΙΙΙ. Новая тема (12 мин.)
Правила техники безопасности труда.
Ознакомить учащихся с инструментами необходимыми при работе по данной теме.
Провести инструктаж по выполнении геометрической резьбы.
Усвоение учащихся правильное положение ножа.
Ознакомить учащихся с видами резьбы по дереву.
ΙV. Практическая работа.(25 мин.)
Выводы.
V. Закрепление нового урока (3мин.)
1. Какие виды резьбы вы знаете?
2. Какие знаете породы деревьев?
VΙ.Заключительный этап урока.
VII. Домашнее задание (1мин.)
VIII. Выставление оценок (1 мин.)
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Опрос домашнего задания.
Правила техники безопасности труда.
Что называется пороками древесины?
Какие виды дерева вы знаете?
ΙΙΙ. Новая тема
Г еометрическая резьба является самым простым и наиболее древним видом резьбы, при выполнении такой резьбы вам понадобится всего один нож-косяк. Традиционно такой вид резьбы применяли для украшения разделочных досок, рубелей, прялок домашней утвари т.е. тех предметов которые имели плоскую поверхность. Неглубокие выемки такой резьбы являются одним из ее достоинств и позволяют использовать такой тип довольно широко, геометрическим этот тип назван из-за того что, здесь используются только геометрические фигуры (треугольник, ромб, квадрат и т.д.). Сам узор возникает из различных сочетаний фигур
Г еометрический орнамент в древности носил не только декоративный характер но и символический. Наиболее простым элементом геометрической резьбы является двугранная выемка. Такие выемки могут быть различными по форме и по размерам, могут быть прямыми и скошенными.
Трехгранные выемки или просто треугольники, также являются широко используемым элементом в геометрической резьбе. Различают основные т.е. углубление находится у основания треугольника, вершинные и центральные, также треугольники различают по своей форме.
Резьба выемок вдоль волокон древесины
Н ож берут в кулак так чтобы мизинец касался шейки ножа а большой палец упирался в рукоятку. Положение большого пальца обеспечивает равномерный ход ножа при резьбе. Косяк ставят на начало первой линии и наклоняют его на 45-60º в право проводят рез так чтобы в погруженном состоянии расстояние между пяткой ножа и дощечкой не превышало 3 мм
Рез делают слегка нажимая на нож, медленно и равномерно ведут нож по линии, в конце реза замедляя движение. Второй рез делают с наклоном в другую сторону. Затем подрезают верхнюю и нижнюю часть (демонстрация резьбы двугранных выемок).
Резьба выемок поперек волокон древесины
Резьба выемок поперек отличается только тем, что резать поперек гораздо сложнее. При резьбе таких выемок используются такие же приемы резьбы как и при резке вдоль волокон.
Резьба трехгранных выемок
Предварительно на заготовку наносят окантовку, и разбивают на квадраты, а квадраты на треугольники. Треугольники режутся от вершины к основанию наклоняя нож так, чтобы мысок ножа смотрел в центр треугольника, угол наклона ножа 45-60º.(Демонстрация резьбы треугольников).
ΙV. Практическая работа.
Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.
Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.
В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.
V. Закрепление
1. Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?
2. Что такое резьба по дереву? 3. Назовите виды резьбы?