Рассказ о назначении и видах конструкторской и технологической документации; задачах, решаемых конструкторами и технологами при разработке КД и ТД.
Изделия из древесины с коническими и фасонными поверхностями находят широкое применение. К ним относятся и ручки столярных и слесарных инструментов, и шахматные фигуры, и ножки тумбочек, табуреток, журнальных столиков и т.д. Сегодня вы будете учиться изготавливать одно из таких изделий – скалку.
Скалка (сообщение ученика).
Скалка- это одна из наиболее популярных предметов кухонной утвари, которая отличается своей цилиндрической формой. Скалка предназначена для работы с тестом. Скалку изготовляют из дерева. Встречаются металлические, даже каменные разновидности скалок. Скалку оборудуют двумя ручками по бокам, которая значительно облегчает процесс скатывания теста при помощи кулинарного приспособления.
Чтобы приступить к изготовлению детали необходимо иметь соответствующую конструкторско-технологическую документацию.
Конструкторские документы – чертежи изделия, схемы, расчеты, пояснительные записки - на производстве разрабатывают конструкторы, а технологические документы – технологические и маршрутные карты – технологи.
От конструктора зависит выбор лучшего варианта конструкции, геометрической формы изделия, материала. Конструкция должна быть такой, чтобы изделие наиболее полно соответствовало своей основной роли. Например, скалка должна быть прочной, не слишком длинной и не короткой, удобной для удержания ее в руке, простой в изготовлении. Исходя из этого и выбирают лучший вариант конструкции (показать по таблице различные варианты конструкций).
От технолога во многом зависит снижение расхода материалов, уменьшение времени изготовления изделия.
3.2. Технология изготовления фасонных деталей.
Скалка, которую мы будем сегодня изготавливать, относится к фасонным деталям. Фасонные детали представляют собой сочетание различных поверхностей:цилиндрической, конической, сферической, криволинейной. Характерным элементом фасонных деталей являются галтели (записать слово на доске).
Записать в тетрадь:
Поверхности фасонных деталей:
а) цилиндрическая;
б) коническая;
в) сферическая;
г) криволинейная.
Д) Галтель (рисунок фасонных деталей)
Точение конических и фасонных деталей на токарном станке во многом сходно с точением цилиндрических деталей. При точении таких деталей заготовке с помощью полукруглой стамески придают сначала цилиндрическую форму. Затем размечают места перехода одной поверхности в другую, по линиям разметки косой стамеской делают неглубокие надрезы и начинают обработку отдельных участков.
При точении конических поверхностей резец перемещают от основания к вершине конуса.
При точении выпуклых поверхностей резец перемещают от середины выпуклости к краям.
При точении вогнутых поверхностей резец перемещают от края вогнутости к ее середине.
Правильность конической поверхности контролируют с помощью линейки и кронциркуля (или штангенциркуля), фасонной – с помощью шаблона.
При необходимости получения большого числа одинаковых деталей с фасонной поверхностью (например, шахматных фигур)используют фасонные резцы, режущая кромка которых в точности повторяет контур детали.
Шлифуют детали шлифовальной шкуркой при наибольшей частоте вращения шпинделя.
3.3. Правила безопасной работы при точении фасонных деталей.
Правила безопасной работы при точении фасонных деталей аналогичны правилам безопасной работы при точении цилиндрических деталей. Дополнительно требуется только большая внимательность при точении криволинейных поверхностей (из-за увеличенного расстояния от подручника до заготовки) и при шлифовании (из-за необходимости использования шлифовальной шкурки, не закрепленной на колодке).
Правила техники безопасности при работе на токарном станке:
1.работать нужно в халате, берете, защитных очках;
2. пользоваться исправным инструментом;
3. заготовка должна быть без трещин и сучков;
4. заготовку нужно правильно устанавливать и надежно закреплять на станке;
5. нельзя измерять обрабатываемую деталь при включенном станке;
6. нельзя перемещать подручник, чистить станок при включенном станке;
7.подачу стамески осуществлять плавно, без сильного нажима;
8. в процессе работы стамеску необходимо удерживать обеими руками, опираясь на подручник;
9. во избежание заклинивания стамеску устанавливают между подручником и обрабатываемой деталью так, чтобы ее режущая часть не была ниже оси детали.
4. Вводный инструктаж (10 мин)
Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте технологии изготовления.
Показ трудовых приемов по точению различных поверхностей фасонных деталей (на примере изготовления формы скалки) с комментарием к соблюдаемым правилам техники безопасности и с осуществлением самоконтроля.
Доведение до учащихся графика работы на станках.
Объяснить учащимся причину выбора заготовок с разными габаритными размерами
5. Самостоятельная работа учащихся (20 мин)
Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.
6. Закрепление нового материала.
Вопросы к группе:
а) В какой последовательности изготавливают фасонные детали?
б) В каком направлении перемещают резец при точении конических поверхностей?
в) В каком направлении перемещают резец при точении выпуклых поверхностей?
г) В каком направлении перемещают резец при точении вогнутых поверхностей?
7. Заключительный инструктаж (5 мин)
Подведение итогов работы по определению возможности экономии материала.