1 шаг: В настоящее время понятие «витраж» стало актуальным, пластилинография- новый вид декоративно-прикладного искусства представляет собой создание лепных картин, является увлекательным занятием ,дающим радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества.
2 шаг: Приёмы рисования пластилином.
1 способ.
Пластилиновая живопись даёт огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового калорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо. Сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать её гладкой и блестящей.Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде.
Можно сделать поверхность картины шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.
2 способ.
Работа на стекле. Подготовим стекло: протрём его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведём рисунок. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую поверхность рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть изменённым оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Практика показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем- фон. Выполненную работу оформляем- фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!
3 способ.
На картон наносится слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.
4 способ.
Рисовать пластилином можно и другими приёмами: «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок, Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок, Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая кисичка, основа контура рисунка.
5 способ.
На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешанный пластилин для большей цветовой гаммы.Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.
3 шаг. Используя 2 способ основных приёмов работы
Практическая работа.
Пошаговая инструкция выполнения обратной аппликации.
1. Выбираем картинку под размер стекла.
2. Кладём стекло так, как оно будет лежать в готовом виде, и с лицевой стороны прислоняем к ней картинку, закрепляя края скотчем.
3. Переворачиваем стекло и подложив эскиз под стекло аккуратно, как можно точнее, переведём рисунок маркером. Подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга.
4. После того как нарисовали контур, отщипываем маленькие кусочки пластилина и размазываем их по стеклу, стараясь не заходить за контур. Если случайно смазали, поправить можно с помощью стека или тряпочки.
5. Если отогнуть рисунок, наша работа принимает такой вид.(демонстрирую)
6. В итоге получается работа.
4 шаг: Моделирование.
Самостоятельная работа учащихся по разработке собственной модели
5шаг: Выставка работ и обсуждение с учащимися. Учитель анализирует вместе с детьми учебное задание, указывает на положительные стороны, обсуждает недочеты. Рассказывает, как можно их избежать или исправить.
Используемая литература:
1. Т.Н. Яковлева Пластилиновая живопись.2007 г.
2. Е.В. Чернова Пластилиновые картины 2006 г.
3. Е. Румянцева Пластилиновые фантазии 2007г.
4. Кард В., Петров С. Пластилин. Игрушки из пластилина