На данном уроке учащиеся знакомятся с видами пиломатериалов, различными способами их производства, а также где они применяются.На уроке демонстрируется фильм о работе лесопильной рамы. Используются формы и методы: устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации, практическая работа.Практическая часть посвящена изготовлению парусника,используя маршрутный лист. В конце урока проводится выставка работ учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы и формы обучения: устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации и видеофильма, практическая работа.
Ход урока
Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока. (Слайд 1-2)
Повторение пройденного материала.
- Что же такое пиломатериалы? Учащимся предлагается составить определение из набора слов, представленных на слайде №3.
Пиломатериалы - материалы, получаемые путем продольной распиловки бревен (Слайд №4).
Для активизации знаний учащихся по теме «Виды пиломатериалов» им предлагается заполнить кластер «Виды пиломатериалов» (Слайд №5), (Приложение №1).
Дальнейшую активизацию знаний можно провести в виде фронтального опроса с опорой на презентацию (Слайды 6-8)
Вопросыучащимся:
Что такое доска?
Назовите виды досок.
Назовите элементы пиломатериалов.
Что такое брус?
Назовите виды бруса.
Что такое горбыль?
Материалы для беседы-опроса:
Доска – пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины (Слайд №6).
Обрезная доска
Необрезная доска
У пиломатериалов выделяют следующие элементы:1- пласть (широкая плоскость),2- кромка (узкая пласть), 3-торец (поперечная торцовая плоскость), 4-ребро (линия пересечения пласти и кромки).
Брус – пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Если брус опилен с двух сторон, его называют двухкантным, если с четырех, то – четырехкантным (Слайд №7).
Горбыль (обапол) – выпиленная боковая часть бревна (Слайд №8).
3. Изложение нового материала.
- Существуют различные способы продольного раскроя бревна на пиломатериалы. Из бревна могут выпиливать только необрезные доски (распиловка бревна в развал), брус и необрезные доски (с брусовкой), а также комбинация этих способов.
На примере слайда №9 учащимся предлагается самостоятельно составить схему раскроя бревна на пиломатериалы (Приложение №2).
Применение пиломатериалов (Слайд №10).
- Пиломатериалы получили широкое распространение в промышленности. Подумайте и назовите те отрасли промышленности, где применяются пиломатериалы (Устный опрос).
Пиломатериалы используются:
при строительстве зданий и сооружений (Слайд №11);
для внутренней отделки помещений (Слайд №12);
изготовлении наличников (Слайд №13);
для производства оконных и дверных блоков (Слайд №14);
для производства мебели (Слайд №15);
в автомобильной промышленности (Слайд №16);
в авиационной промышленности (Слайд №17).
Производство пиломатериалов (Слайд №18).
- Для производства пиломатериалов используется специальное лесопильное оборудование:
лесопильные рамы;
круглопильные станки;
ленточнопильные станки.
- В России большинство лесопильных предприятий раскраивает бревна на пиломатериалы на лесопильных рамах (Слайд№19).
- Схема лесопильной рамы представлена на слайде №20.(Приложение 3)
- Лесопильная рама состоит из пильной рамки, на которую устанавливаются пилы, направляющей пильной рамки и вращающихся вальцов.
- Бревно подается в лесопильную раму, пильная рамка совершает возвратно-поступательные движения вверх вниз, распиливая бревно.
Для более наглядного представления о работе лесопильной рамы на предприятии, учащимся предлагается посмотреть видеофильм. (На слайде 21 имеется ссылка на видеоролик, если в кабинете есть доступ к сети Интернет, или нет, то его можно скачать по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=uy3UjDnJ710)
Физминутка (учащиеся выполняют упражнения под музыку)
4. Практическая часть.
- Пиломатериалы получили широкое распространение в различных сферах промышленности. Во времена Петра I, пиломатериалы использовались при строительстве парусных кораблей. Петр I не только построил город на Неве, но и является основателем первого регулярного военно-морского флота России (Слайд № 23).
- Сегодня мы, с вами построим свой парусный флот, изготовим модели парусных кораблей (Слайд №24).
- Основные элементы корабля представлены на слайде № 25.
Учащимся предлагается изготовить модель парусника, используя маршрутный лист (Приложение 4), объединившись в группы по 2-3 человека.
Учащиеся слушают и вспоминают правила техники безопасности при ручной обработке древесины (Инструкция №33), получают необходимый материал и инструмент, приступают к работе.
5. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось и не понравилось во время работы? С каким настроением вы уходите с урока? Пожалуйста, отметьте смайликом у себя в тетради и на доске.
6. Подведение итогов урока.
Выставка работ учащихся, разбор допущенных ошибок.