Конспект урока технологии (мальчики, 6 класс) "Устройство токарного станка по обработке древесины"
Конспект урока технологии (мальчики, 6 класс) "Устройство токарного станка по обработке древесины"
Урок включает в себя проверку имеющихся знаний, разбор нового материала: устройство станака, инструменты, необходимые для работы, алгоритм работы, ТБ, задания для практической части
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии (мальчики, 6 класс) "Устройство токарного станка по обработке древесины"»
Тема урока: Устройство токарного станка по обработке древесины
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся о первоначальных умениях и навыках в подготовке токарного станка к работе, при выполнении приемов работы на токарном станке.
Образовательная цель: расширение понятийной базы об устройстве токарного станка по обработке древесины.
Формирование УУД:
Личностные: самоопределение включения в учебный процесс.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.
Познавательные: общеучебные – извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию; постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в парах), постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции.
Ход урока
1.Организационно-подготовительная часть 3 мин.
Приветствие , контроль посещаемости, назначение дежурных, проверка готовности учащихся к уроку.
2.Теоретическая часть 2 мин.
(Повторение пройденного материала)
Вопросы ученикам:
1.Что относится к графической документации?
2.Что называется масштабом, для чего он служит?
3.Какие размеры рамки для чертежа?
4.Какие элементы цилиндрической детали вы знаете?
5.По каким признакам на чертеже можно отличить деталь цилиндрической форми ?
6.Для чего предназначен сборочный чертеж?
7.Чем отличается сборочный чертеж от чертежа однодетального изделия?
Итоги повторения.
3.Сообщение темы, цели и задачи урока 1 мин.
4. Изложение программного материала - 23 мин.
План рассказа:
1) – Предназначение токарного станка по дереву и какие изделия выполняют.
2) – Основные части токарного станка СТД-120М.
3) – Назначение узлов токарного станка.
4) – Инструменты и приспособления для станка.
5) – Последовательность изготовления изделия на токарном станке.
6) – Правила безопасной работы на станке.
7) – Работа с учебником.
Учебный токарный станок по дереву СТД-120М предназначен для выполнения легких токарных работ по дереву и в центрах, на планшайбе или в патроне, а также для выполнения несложных сверлильных работ:
точение цилиндрических и профильных тел вращения
торцевание, закругление и отрезание заготовок под различными углами
внутреннее точение по заданному профилю и сверление
профильную и декоративную обработку плоских поверхностей большого диаметра на планшайбе (типа тарелки, чашки)
На предыдущих уроках мы убедились, что изготовить деталь или изделие цилиндрической формы вручную - довольно сложная задача.
Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.
В школьных мастерских обычно применяются токарные станки моделей СТД-120 и СТД-120М.
Рассказываю об основных узлах станка СТД-120
Основание (1) - это стол на котором расположена станина и служит для общего крепления станка.
Электродвигатель (2) - для обеспечения вращательного движения;
Станина (3) - для крепления основных узлов и агрегатов станка;
Ограждение ременной передачи (4) - для защиты при работе;
Магнитный пускатель(выключатель (5)- для пуска-остановки станка;
Светильник (6 )- для подсветки рабочей зоны;
Передняя бабка (7 )- служит для поддержания заготовки и приведения ее во вращательное движение;
Шпиндель (8)- для передачи вращательного движения на заготовку;
Подручник (9)- для поддержания резца и удобства при работе;
Задняя бабка (10)- для поддержания длинных заготовок при помощи центра;
Защитный экран (11)- для защиты глаз от пыли и стружки;
Приспособления для станка СТД_120М.
а - патрон; б - планшайба; в- трезубец .
Показываю образцы крепления.
Правила крепления.
Учащимся демонстрирую резцы для работы на токарном станке.
Различают черновое и чистовое точение. Основной режущий инструмент
-полукруглая стамеска (рейер) и косая стамеска (майзель). Полукруглая стамеска снимает верхний, толстый слой материала – грубая обработка, а косяком изделия обрабатывают начисто.
Последовательность изготовления изделия на токарном станке.
1.Подбор материала (береза, липа, осина, бук, вяз, орех).
2.Подбор заготовки с припуском.
3.Разметка центров заготовки.
4.Закрепление заготовки в центрах передней и задней бабки.
5.Черновая обработка.
6.Разметка заготовки.
7.Чистовая обработка.
8.Шлифовка изделия.
9.Обрезка заготовки или снятие заготовки с центров.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ:
Работать на станке надо в спецодежде, плотно прилегающей к телу и не имеющей свисающих концов.
Нельзя включать станок без разрешения учителя.
Перед включением необходимо проверить исправность станка.
Закреплять заготовку надо прочно, точно по центрам.
Надежно крепить заднюю бабку станка.
Перед установкой проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.
Пользоваться только острым и исправным инструментом.
Работать на токарном станке надо в защитных очках.
Нельзя измерять вращающуюся деталь, отходить от станка во время работы.
Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм.
Косяк должен резать, а не скоблить.
Не отвлекаться при работе.
Не останавливать заготовку руками.
О всех неисправностях сообщать учителю.
5. Практическая работа – 50 мин.
Выполнение заданий:
1.Выписать из учебника устройство токарного станка СТД-120М и правила безопасной работы на станке.
2. Ознакомьтесь с устройством станка.
3. Убедившись, что станок отключен:
а) переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;
4) замерьте:
а) расстояние между центрами;
б) расстояние от линии центров до станины; в) величина вылета пиноли.
5. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).
6.Выбрать заготовку для точения;
7.Изучить чертёж и технологическую карту детали;
8.Подготовить и установить заготовку на станок;
9.Подобрать необходимые режущие и измерительные инструменты;
10.Выточить деталь на станке согласно технологической карте изделия.
Постоянно осуществляю текущий контроль и оказывает необходимую помощь учащимся.
5. Текущий инструктаж: Постоянное напоминание о технике безопасности при работе на токарном станке по дереву.
6.Закрепление пройденного материала 5-3мин.
1. К каким машинам относится СТД-120?
2. Какими инструментами выполняется точение?
З. Каково назначение рабочего органа? двигателя? передаточного механизма?
4. Назовите основные части токарного станка по обработке древесины.
5. Какие приспособления применяются для закрепления заготовки? Чем определяется их выбор?
6. Как крепят на станке длинные и короткие заготовки?
7. Почему ременную передачу надо закрывать кожухом?
7.Домашнее задание-1 мин.
- изучить содержание учебника §18 стр.88; - ответить на вопросы учебника.
8.Подведение итогов урока 5-7 мин..
1.Анализ урока (обратить внимание на активность учащихся).
2.Разобрать ошибки, допущенные учащимися при выполнении работы.
3.Оценить работу учащихся и сообщить оценки, комментируя их.