Методы обучения: репродуктивный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята и присутствующие, я очень рад видеть вас сегодня на уроке!
- Начиная наш урок, я хотел бы, чтобы плохое настроение и неуверенность в себе, а также посторонние мысли не отвлекали нас от работы. Итак, начинаем наш урок (урок начинается с поверки класса, назначения дежурных, организация внимания).
II. Повторение пройденного материала.
1.Ответы учащихся на вопросы:
1.Чем отличается соединение деревянных деталей при помощи саморезов от соединения гвоздями?
2.Можно ли саморезы забивать молотком и вытаскивать клещами?
3.Что такое шлиц и какой формы он бывает?
4.Почему шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь?
5.Почему нельзя закручивать саморезы без предварительного выполнения отверстий в детали?
6.В каком случае отверстие под саморез надо сверлить двумя свёрлами?
7.С какой целью выполняется операция зенкование?
8.Какие правила безопасной работы нужно выполнять при соединении деталей саморезами?
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, теперь Вы знаете технологию соединения (скрепления) деревянных деталей между собой при помощи гвоздей и саморезов. А каким ещё способом можно соединить детали между собой? (склеить). Правильно! И тема нашего урока звучит следующим образом: «Склеивание деревянных деталей».
III. Изложение нового материала.
1. Общие сведения о склеивании древесины. Виды клеев, их свойства и приготовление.
Склеивание деревянных деталей - это вид сборки неподвижных неразъемных соединений, при котором между поверхностями деталей сборочного узла вводится слой специального вещества, способного неподвижно скреплять их,– клея. Склеивание – один из простых, но и надёжных способов соединения деталей между собой. Очень важно, что при склеивании соединяемые поверхности деталей не повреждаются.
Для склеивания древесины существует много клеев: столярный клей, казеиновый, синтетические клеи и другие.
Столярный клей – животного происхождения, быстро и прочно склеивает древесину. Он бывает двух сортов: мездровый и костный.
Мездровый клей – делается из отходов кожевенных заводов (мездра – подкожный слой у животных).
Костный клей – делают из костей, хрящей и рогов скота.
Столярный клей выпускают в виде сухих прозрачных или полупрозрачных плиток светло-жёлтого и тёмно-коричневого цвета. Плитки дробят на мелкие кусочки, заливают кипячёной водой комнатной температуры и через 12 часов сухой клей превращается в студень. Далее клей перекладывают в клееварку и кипятят в течение трёх-пяти минут. Во время склеивания клей должен быть горячим, для лучшего проникновения в поры древесины. Клей быстро застывает и высыхает в помещении.
Столярный клей имеет ряд недостатков: вбирает в себя влагу, боится холода и сильного нагрева, может поражаться грибками, сваренный клей портится от жары.
Казеиновый клей – делают из обезжиренного творога. Казеиновый клей не боится сырости, холода и жары; его просто приготовить, им легко работать, так как он не сразу «схватывает». Готовить его нужно только перед самой работой, так как через 4-5 часов он не будет годен к работе.
Казеиновый клей не варят. В посуду с водой понемногу засыпают порошок клея и непрерывно размешивают, чтобы не было никаких комков. Клей будет готов когда по густоте он будет похож на сметану. Пользоваться клеем можно через 20-30 минут.
Синтетические клеи – состоят из разных искусственных смол. В настоящее время в столярном производстве их широко применяют во всех видах работ. Ценность синтетических клеев заключается в том, что они отличаются большой прочностью склеивания, совершенно не боятся воды, не поддаются гниению, стойкие к различным перепадам температуры. При склеивании клеевой шов малозаметен. Синтетические клеи выпускаются уже готовыми к применению. Из синтетических клеев в школьных мастерских широко применяют клей ПВА. Преимущество синтетических клеев состоит в том, что ими можно склеивать не только деревянные детали.
Клей ПВА — вязкая жидкость белого цвета. Наносится на склеиваемые поверхности кистью или тампоном.
Каждый клей имеет свои преимущества и недостатки, поэтому перед склеиванием деталей мы должны учитывать их свойства.
Брак можно исправить только вторичным склеиванием, тщательно удалив следы первой склейки. Однако переклеенное заново соединение всегда слабее, чем хорошо склеенное первоначально.
2.Этапы склеивания деревянных деталей.
1.Подобрать клей, кисточку;
2.Верстак закрыть картоном или фанерой;
3.Очистить склеиваемые места от грязи и пыли;
4.Поверхности склеивания сделать шероховатыми для лучшего сцепления деталей;
5.Тонким слоем нанести клей на склеиваемые поверхности;
6.После того, как первый слой впитался, повторить операцию;
7.Сжатие склеиваемых деталей при помощи струбцин или зажимов (для максимального приближения поверхностей друг к другу, выдавливание воздуха и лишнего клея). Чтобы не деформировать детали используем прокладочный материал;
8.Удаляем излишки клея ветошью;
9.Выдерживаем в сжатом состоянии сутки;
10.Убираем рабочее место, моем кисточку.
3. Техника безопасности во время склеивания древесины.
1. Склеивать детали необходимо только с использованием подкладного материала.
2.Не дотрагиваться до горячей клееварки.
3.При работе избегать попадания клея на руки и в глаза.
4.После работы тщательно вымыть руки с мылом.
5.Если клей попал на одежду, удаляем его мокрой тряпкой.
6.Запрещено применение открытого огня. Помещение должно быть оборудовано приточной и вытяжной вентиляцией.
7.При нанесении клея на поверхность, использовать кисти, деревянные и металлические шпатели.
IV. Закрепление нового материала.
Итак, мы сегодня изучили этапы склеивания древесины, познакомились с разновидностями клеев, повторили пройденный материал. Рассмотрели технику безопасности во время склеивания древесины.
Вопросы учителя для закрепления нового материала:
1.Какие клеи применяют в школьных мастерских?
2.Как подготавливают поверхности деталей из древесины перед склеиванием?
6.Как вы думаете, почему намазанные клеем детали нужно перед склеиванием выдержать на воздухе?
7.Почему необходимо плотно сжимать склеиваемые поверхности?
V. Практическая работа.
Выполнение заданий по овладению технологических приемов склеивания:
Учащиеся одевают спецодежду. После личной демонстрации учителя приступают к склеиванию деревянных деталей вертолёта. Контроль учителем соблюдения учащимися безопасных приёмов труда.
VI. Заключительный инструктаж.
- Анализ выполнения самостоятельных работ учащихся (самоанализ).
- Разбор типичных ошибок.
- Выявление причин допущенных ошибок.
- Организация уборки рабочих мест.
VII. Итог урока.
Подведение итогов работы. Сообщаю о достижении цели урока. Объективно оцениваю труд учащихся на уроке.