1.Организационный момент. | 1.1 Приветствие присутствующих, проверка явки учащихся. 1.2 Проверка готовности учащихся к уроку. 1.3 Ознакомление с целью и задачами урока. - На предыдущем уроке нами были рассмотрены виды профильных поверхностей, применяемых при изготовлении столярно-мебельных изделий. Дана сравнительная характеристика видов поверхностей, и приведены примеры их практического применения. Знания, полученные на прошлом уроке, необходимы вам для изучения темы данного урока: «Инструменты для строгания профильных поверхностей», целью которого является знакомство с инструментами, применяемых для строгания профильных поверхностей. | Построение перед мастерской Подготавливаются к уроку. Слушают сообщение учителя. Записывают тему урока в тетради. |
2. Повторение. | 2.1 Устный групповой опрос учащихся по теме «Виды поверхностей». - Какие поверхности могут иметь столярные детали? - Какие профильные поверхности вы знаете? 2.2 Индивидуальные задания: (дифференцированные с учётом психофизических особенностей детей). Соотнесение графического изображения профильных поверхностей с их названиями Соотнесение графического изображения профильных поверхностей с моделями деталей. Соотнесение моделей деталей с профильными поверхностями с их названиями. | - Столярные детали могут иметь плоскую, криволинейные и профильные поверхности. - К профильным поверхностям относятся: калёвка, галтель, фальц, четверть, шпунт, фаска, смягчение. Выполняют индивидуальную работу по карточкам. Самооценка результатов выполнения задания. |
3. Изучение нового материала. | 3.1 История возникновения инструментов, предназначенных для профильного строгания. В ходе исторического развития человека и его общества возрастали и людские потребности. Для удовлетворения своих потребностей, стараясь улучшить условия жизни, мастера со временем создавали всё более удобную и красивую мебель, сложные сооружения и конструкции из древесных материалов (дома, мосты, корабли и т.д.). Столярные изделия отличались разнообразием форм и профилей, а соединения деталей делались прочными и незаметными. Для удобства обработки деталей с декоративными (профильными) поверхностями, и были созданы специальные строгальные инструменты – струги. 3.2 Виды, назначение стругов. Обработка фигурных и профильных деталей производится различным по конструкции инструментами. Применяются деревянные и металлические струги. Фальцгобель - применяют для отборки на кромках деталей продольных выемок одного определенного размера в виде входящих прямых углов — фальцев. Зензубель применяют для зачистки фальцев, обработки четверти. Штабгобель — инструмент, которым придают преимущественно закругленную форму лицевым кромкам деталей. Галтель - применяют для выстругивания желобков различной ширины и глубины с различным радиусом закругления. Калевки - служат для фигурной обработки лицевых кромок деталей. Подошва колодки и режущая кромка ножа имеют форму, обратную профилю обработанной детали. Фигарей - служит для отборки широкой фаски. Шпунтубель - предназначен для выстругивания на кромке или на пласти детали, на заданном расстоянии от края, прямоугольного паза — шпунта. Названия струг в отпечатанном виде помещаются на доске | Слушают сообщение учителя. В тетрадях записывают названия инструментов для профильного строгания: зензубель, фальцгобель, шпунтубель, галтель, фигарей, штабгобель, калевка. С учащимися проводится словарная работа: ученики вслух читают названия инструментов, правильно проговаривают слова. |
5.Работа с пословицей | На доске написана пословица: «Умение везде найдёт применение». Учитель, после всех высказываний детей, объясняет смысл пословицы. | Читают пословицу просебя. Один из учащихся читает вслух. Несколько учеников поочерёдно объясняет смысл пословицы. |
6. Первичная проверка усвоения знаний. | Индивидуальная работа с целью закрепления изученной темы. 1. Соотнесение карточек с изображением строгальных инструментов с их названием. 2. Соотнесение карточек с изображением строгальных инструментов с карточками, на которых изображены профильные поверхности. 3. Соотнесение карточек с изображением строгальных инструментов с названиями инструментов и с карточками, на которых изображены профильные поверхности. 4. Соотнесение всех карточек ИНСТРУМЕНТ-НАЗВАНИЕ-ПОВЕРХНОСТЬ-НАЗВАНИЕ. | Выполняют задания по карточкам. После выполнения всех заданий, проводят взаимопроверку. О результатах докладывают учителю, анализируют ошибки. |
7. Контроль и самопроверка знаний | 7.1 Самостоятельная работа с целью проверки знаний учащихся по изученной теме. Учащимся предлагается тест «Инструменты для профильного строгания». 7.2 Анализ результатов. После выполнения теста учитель проверяет работы, сообщает и анализирует результаты. | Учащиеся самостоятельно выполняют тест. Участвуют в обсуждении и анализе работ. |
8. Подведение итогов урока. | 8.1 Сообщение о достижении цели поставленной на урок. 8.2 Объективное оценивание результатов работы учащихся на уроке. 8.3 Подготовка учеников к перемене. | Слушают сообщение учителя. Подают дневники для выставления оценок. Уборка рабочих мест. |