kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ежесменное обслуживание тракторов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В РАБОТЕ ОБРАЩАЕТСЯ ВНИМАНИЕ НА ВАЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИОННЫХ КАРТ ПРИ ЕЖЕСМЕННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ТРАКТОРОВ  КАК РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ,

в РАБОТЕ ДАНЫ ШЕСТЬ ИНСТРУКЦИОННЫХ КАРТ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТТЕМУ. ЦЕЛЬ, КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ , ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАХОТНЫХ АГРЕГАТОВ К РАБОТЕ, КУЛЬТИВАТОРОВ,ЗЕРНОВЫХ СЕЯЛОК, МАШИН, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ПОСАДКЕ КАРТОФЕЛЯ. рАБОТА ИНТЕРЕСНА ПЕДАГОГАМ. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ежесменное обслуживание тракторов »

Тема: Применение инструкционных карт при ежесменном обслуживании тракторов

Цели: Инструкционные карты предназначены для описания наиболее рациональной последовательности, правил – рекомендаций и указаний о выполнении изучаемых приемов и способов выполнения трудовых операций.

Письменное инструктирование в процессе производственного обучения связано с использованием различных инструктивных учебных документов, являющихся основными источниками информации. В производственном обучении наибольшее применение инструкционные карты.

Инструкционные карты применяются при изучении операций и раскрывают технологическую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.

Применение инструкционных карт облегчает педагогу руководство учебно-производственным процессом, особенно на начальных стадиях обучения. Не имея опыта в работе, при выполнении задания особенно часто в указаниях мастера. При средней численности учебной группы 25-30 человек мастер может уделить каждому студенту для индивидуального объяснения не более 10-12 минут в течение занятия.

В этих условиях инструкционная карта помогает студентам выполнять свою работу в известной мере самостоятельно.

Примерная форма и содержание инструкционной карты может быть следующей: тема, цель, количество часов, организационные указания, последовательность выполнения задания, технические условия и указания к выполнению задания, литература, правила техники безопасности при подготовке сельскохозяйственных агрегатов к работе.

Как видно из содержания карты, можно сделать вывод, что она помогает мастеру более эффективно использовать учебное время, приучить их к самостоятельности.

У мастера высвобождается время, которое он использует для усиления наблюдения за работой студентов и оказания им соответствующей помощи.



Инструкционно – технологическая карта № 1

Тема: Подготовка трактора к работе.

Цель: Научить студентов приемам проведения ежесменного технического ухода за колесными и гусеничными тракторами.

Количество часов: 6 часов.

Организационные указания: Мастер, проводя занятия по ежесменному техобслуживанию, особое внимание должен уделить следующим вопросам: подготовке машин и места к занятиям, планирующей и инструкционной документации, организации работы и инструктажу на различных этапах занятия, технике безопасности.







Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания

Проверить и при необходимости долить профильтрованное топливо в баки основного и пускового двигателей


Проверить уровень масла и при необходимости долить:

в картер основного двигателя






в корпус топливного насоса, в корпус регулятора частоты вращения коленчатого вала основного двигателя


Проверить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения

( в радиаторе ) и при необходимости долить


Проверить техническое состояние наружных креплений и отсутствие подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости, а также электролита


Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня вентилятора


Завести двигатель, проверить работу контрольных приборов, ослушать двигатель и проверить работу систем сигнализации и освещения. Пустить трактор в движение

и убедиться в отсутствии посторонних стуков и шумов в трансмиссии и ходовой части


Проверить работу гидравлической системы


Очистить трактор от пыли и грязи в конце занятия

Заполнить баки двигателей топливом









во время работы нужно следить за давлением масла и периодически проверять его уровень в картере двигателя. Уровень должен быть между нижней и верхней метками на маслоизмерительном стержне – щупе


в корпус топливного насоса и регулятор доливать масло до появления его из контрольного отверстия




В систему охлаждения нужно заливать мягкую и чистую воду через воронку с сеткой до уровня горловины радиатора. Понижение уровня от верхней кромки заливной горловины на 8 см и более не допускается


Ослабленные крепления нужно затянуть, течь устранить






При нажатии большим пальцем руки с усилием 30 -50 Н ( 3 -5 кгс ) ремень должен прогибаться на 10 -15 мм



Эти операции проводить в присутствии и под руководством мастера производственного обучения










Выполнить при работе с навесными машинами или гидрокрюком


Очистить с помощью чистиков, щеток и обтирочного материала





Инструкционно – технологическая карта №2



Тема: Подготовка плуга к работе.

Цель: Научить студентов подготавливать пахотные агрегаты к работе.

Количество часов: 6 часов.

Организационные указания: Мастер, проводя занятия по подготовке к работе агрегата, особое внимание должен уделить следующим вопросам: подготовке машин и места к занятиям, планирующей и инструкционной документации, организации работы и инструктажу на различных этапах занятия, технике безопасности.

Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания

Провести ежесменный технический уход за плугом




Подготовка плуга к работе:

проверить техническое состояние плуга и подтянуть крепления корпусов, отвалов, лемехов и т.д.





































проверить положение лемехов корпусов плуга



установить предплужники и дисковый нож








Установить плуг на заданную глубину пахоты


Пустить двигатель трактора.



Навесить плуг на трактор






Установить левые колеса трактора на подкладки





Установить раму плуга в горизонтальное положение









Отрегулировать длину ограничительных стяжек при транспортном положении плуга


Вывести агрегат на маршрут для проверки его в работе


Очистить трактор и плуг от пыли и грязи в конце занятия

Проверить и подтянуть крепления опорного колеса, навесного устройства, рабочих органов;

смазать подшипники дискового ножа и опорного колеса



Лемех должен иметь определенную форму и размеры, которые контролируют шаблоном, изготовленным по новому лемеху. Допускаются отклонения, не более, мм: по длине лезвия – 15, по длине спинки – 5 и по ширине – 10. толщина лезвий лемехов должна быть не более 1мм, угол заточки 40 градусов. Затачивать лемех с лицевой стороны. У долотообразных лемехов носки должны быть опущены ниже лезвия на 8-10мм. Укрепленный на стойке корпуса лемех не должен выступать над отвалом более 1мм. Выступание поверхности отвала над рабочей поверхностью лемеха не допускается. Головки болтов, крепящие лемех к стойке, отвал и полевую доску, должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Допускается утопание головок, но не более 1мм. Со стороны полевого обреза корпуса отвал должен не выступать за пределы лемеха более чем на 5мм. Стойка корпуса должна не выступать в сторону поля за полевой обрез отвала и лемеха. Между лемехом и стойкой допускается зазор не более 3мм, в стыке лемеха с отвалом для корпусов захватом 30-35см – не более 1мм, для корпусов захватом 40см – не более 1,5мм. Зазор между отвалом и стойкой должен не превышать: у плугов с захватом корпуса: 30-35см на уровне верхних отверстий 6мм; у плугов с захватом 40см – соответственно 8 и 5мм. Зазоры между полевой доской и стенками гнезда в стойке допускаются не более 2мм в горизонтальном и 4мм в вертикальном стыках. Нижний обрез полевой доски должен быть параллелен поверхности площадки, на которой стоит плуг (параллелен раме плуга). Допускается возвышение заднего конца доски у плугов с захватом 30-35см – не более 10мм, у плугов с захватом корпуса – 40см не более 12мм. Задний конец полевой доски должен находиться в одной плоскости с полевым обрезом лемеха. Отклонение допускается в сторону поля и не более 5мм. Диск ножа должен вращаться свободно. Угол заточки диска 20 градусов, толщина лезвия диска не должна превышать 0,4мм.


все носки лемехов должны лежать на одной линии, концы полевых досок и пятки лемехов иметь зазор до 10 мм


полевой обрез предплужника должен совпадать с полевым обрезом корпуса или выступать на 10-20 мм в поле; вылет носка предплужника относительно носка лемеха основного корпуса 25-30 см; по высоте предплужник должен быть установлен на 10-12 см меньше глубины пахоты; ось дискового ножа должна быть над носком предплужника; лезвие диска – на 1-3 см от полевого обреза предплужника в сторону поля


Расстояние от опорного колеса до площадки должно быть на 2-3 см меньше заданной глубины пахоты


Пуск двигателя и движение трактора начинать только после разрешения мастера


Подвести трактор задним ходом к плугу, чтобы шаровые втулки нижних тяг были напротив цапф оси подвески плуга. Надеть шаровые втулки на цапфы и застопорить их штырями. Соединить центральную тягу с вилкой раскоса навески плуга


Поднять плуг в транспортное положение, заехать левыми колесами трактора на подкладки и медленно опустить плуг до соприкосновения лезвий лемехов с поверхностью площадки. Подкладки толщиной, равной глубине пахоты, минус 2-4 см


При горизонтальном положении рамы носки лемехов всех корпусов лежат на площадке, а пятки имеют зазор до 10 мм. Если передний конец рамы выше заднего, укоротить центральную тягу, если ниже – удлинить. При наклоне рамы вправо – укоротить правый раскос, влево – удлинить. Левый по ходу трактора раскос обычно не регулируется, и размер между его нижним и верхним пальцем должен быть равен 500 мм.


Поднять плуг в транспортное положение и отрегулировать длину ограничительных стяжек



Эти операции проводить в присутствии и под руководством мастера производственного обучения


Очистить с помощью чистиков, щеток и обтирочного материала
























Инструкционно – технологическая карта №3



Тема: Подготовка культиватора к работе.

Цель: Научить студентов подготовке к работе машин, применяемых для междурядной обработки сельскохозяйственных культур.

Количество часов: 6 часов.

Организационные указания: Мастер, проводя занятия по подготовке к работе агрегата, особое внимание должен уделить следующим вопросам: подготовке машин и места к занятиям, планирующей и инструкционной документации, организации работы и инструктажу на различных этапах занятия, технике безопасности.

Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания

Провести ежесменный технический уход за культиватором



Подготовка культиватора к работе:

расставить рабочие органы культиватора на заданную схему культивации













Установить культиватор на заданную глубину обработки








Установка туковысевающих аппаратов на заданную норму высева удобрений 























Пустить двигатель трактора


Навесить культиватор на трактор






Вывести агрегат на маршрут для проверки его в работе


Очистить трактор и культиватор от пыли и грязи в конце занятия


Проверить и подтянуть крепления опорных колес, навесного устройства, рабочих органов и туковысевающих аппаратов; смазать подшипники опорных колес




для правильной установки рабочих органов использовать разметочную плиту или площадку, на которой нанесены линии рядков растений, защитных зон и средние линии междурядий. Культиватор установить на расчерченной площадке так, чтобы его ось симметрии расположилась на средней линии размеченной площадки. А ось рамы-бруса была перпендикулярна проведенным линиям. При установке на культиваторе подкормочных ножей расстояние их от оси рядка растений должно составлять 150мм. Опорно-приводные колеса культиватора должны быть расположены по средним линиям междурядий


Подложить колеса рамы бруса и опорные колеса секций подкладки, высота которых должна быть равна требуемой глубине обработке, уменьшенной на 2-3 см (с учетом погружения колес в почву). Вращением стяжной гайки верхнего звена паралелограмного механизма выровнять по уровню грядили секций, закрепить в держателях культиваторные лапы


Норма высева удобрений устанавливается перемещением рычага регулятора по сектору и заменой звездочки на колесе культиватора. При постановке на это колесо звездочки с числом зубьев z = 7 и перестановке рычага по делениям шкалы регулятора от 0 до 35 с интервалами в пять делений (0; 5; 10 и т. д.) каждый аппарат выбросит (при ширине междурядий 70 см) ориентировочно гранулированного суперфосфата соответственно 10; 12,5; 17,5; 25; 32,5; 41; 51; 62,5 кг/га. При постановке на опорном колесе звездочки с г — 14 количество удобрений, высеваемых каждым аппаратом, будет в 2 раза больше. Общее примерное количество высеянных удобрений на 1 га при разной установке рычага регулятора равно произведению указанных чисел на количество обрабатываемых рядков. При прокручивании опорного колеса культиватора 25 раз все аппараты высевают 0,01 нормы. В поле фактический высев может отклоняться от установленного, поэтому на первых проходах надо уточнить фактический высев и провести дополнительную настройку аппаратов


Пуск двигателя и движение трактора начинать только после разрешения мастера


Соединяют трактор с машиной следующим образом. Механизмом навески автосцепку опускают вниз. Трактор подают назад, вводя автосцепку в замок машины. При подъеме механизма навески автосцепка автоматически сцепляется с замком


Эти операции проводить в присутствии и под руководством мастера производственного обучения


Очистить с помощью чистиков, щеток и обтирочного материала















































Инструкционно – технологическая карта № 4



Тема: Подготовка зерновой сеялки к работе

Цель: Научить студентов подготовке к работе машин, применяемых для высева зерновых.

Количество часов: 6 часов.

Организационные указания: Мастер, проводя занятия по подготовке к работе агрегата, особое внимание должен уделить следующим вопросам: подготовке машин и места к занятиям, планирующей и инструкционной документации, организации работы и инструктажу на различных этапах занятия, технике безопасности.



Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания

Проверить подготовку трактора к работе






Навесить сеялку на трактор и проверить правильность ее навески.

Проверить и подготовить сеялку к работе:




Проверить расстановку сошников










Проверить положение катушек высевающих аппаратов



Подготовить передаточные механизмы







Установить норму высева:

проверить и отрегулировать норму высева











Подсчитать и установить вылет маркера









Проверить готовность агрегатов








Поставить агрегат на место стоянки.

Провести внешний осмотр, проверить наличие воды, топлива и масла в картере двигателя, топливном насосе и регуляторе, трансмиссии, гидроусилителя руля и навесной системе.

Установить колеса трактора на колею 1400 мм.

Рама сеялки должна быть параллельна оси задних колес трактора (отклонение на концах рамы 20 мм)

Перед началом работы проверить техническое состояние высевающих аппаратов, сошников, семяпроводов, семенных и туковых ящиков, передач и механизмов подъема.

Установить сеялку на выровненной площадке, придать раме горизонтальное положение. Между колесами положить разметочную доску, середину ее совместить с продольной осью сеялки.

Проверить совпадение сошников с разметочными знаками доски. Расстояние между сошниками выдерживается одинаковым. При нарушении указанного условия переставить поводки сошников на переднем брусе.

Поставить рычаг регулятора высева на нулевое деление шкалы. Катушки при этом должны полностью выйти из семенной коробки, а торцы их стать заподлицо с внутренней плоскостью розетки.

Установить передаточный механизм на нижний высев, для вала зернового высевающего аппарата подобрать передаточное число (0,425), для туковысевающих – согласно заданной норме.

Установить звездочки и шестерни и отрегулировать зубчато – цепной передаточный механизм.

Подставить под раму сеялки подставку так, чтобы освободить одно колесо.

Установить рычаг нормы высева, а для туков подобрать живое сечение выходного окна и положение донышек .Сделать 15 оборотов колеса с частотой вращения, соответствующей скорости движения посевного аппарата в поле.

Высыпавшиеся зерна собрать и взвесить с точностью до 1 г.Полученную массу семян подставить в формулу H=g 100, где Н-норма высева семян на 1 га; g-масса семян, высеянных за 15 оборотов. Полученный результат сравнивать с заданной нормой

Для облегчения вождения агрегата и точного соблюдения размера стыкового междурядья определить вылет маркеров (правого Мпр и левого Млев) по формулам:Мпр=(Б-А) /2+С, Млев=(Б+А) /2+С, Где Б- расстояние между крайними сошниками; А-расстояние между серединами передних колес трактора, м; С-ширина стыкового междурядья, м; проверить техническое состояние маркеров, установить их вылет.

На ровном участке, опустив по очереди маркеры и включив сошники в работу, проехать 50-100 мм вперед и назад. Проверить прямолинейность рядков, отсутствие перекосов в движении сеялки, вылет маркера, ширину стыкового междурядья (допускается отклонение 25 мм), видимость следа маркера, вращение дисков сошников, работу автоматов и передаточных механизмов.

Завести двигатель. Установить сеялку в транспортное положение и отвести агрегат на указанное мастером место стоянки.















































Инструкционно – технологическая карта № 5



Тема: Подготовка картофелесажалки к работе

Цель: Научить студентов подготовке к работе машин, применяемых для посадки картофеля.

Количество часов: 6 часов.

Организационные указания: Мастер, проводя занятия по подготовке к работе агрегата, особое внимание должен уделить следующим вопросам: подготовке машин и места к занятиям, планирующей и инструкционной документации, организации работы и инструктажу на различных этапах занятия, технике безопасности.



Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания

Установить сажалку на ровную площадку.
Присоединить к редуктору сажалки карданную передачу


Навесить сажалку







Присоединить карданную передачу к ВОМ трактора



Проверить и при необходимости отрегулировать:

осевое перемещение вала вычерчивающих аппаратов






зазор между ложечками и днищем ковша-питателя





положение боковины









перемещение концов рычагов зажимов







осевое перемещение зажимов




зазор в креплениях ложечек






зазор между высевающими дисками и нижней кромкой пояса









глубину зацепления конических шестерен









угол вхождения сошников в почву









расстояние между поднятым в верхнее крайнее положение сошником и днищем питательного ковша положение болта, ограничивающего опускание сошников










глубину хода сошников














зазор между чистиком и ободом опорного колеса




Отрегулировать вылет штанг маркеров









Подобрать звездочки привода посадочных аппаратов





Настроить привод посадочных аппаратов на выбранный режим работы








Установить рычаги регуляторов туковысевающих аппаратов на заданную норму высева удобрений

Рама сажалки должна быть горизонтальна.
Уложить переднюю часть карданной передачи на ограничитель опускания, привернутый к диагональным тягам средних сошников



Опустить гидравликой автосцепку вниз, сдать трактор назад, ввести сцепку в плоскость замка и поднять ее до фиксации замковым устройством. Регулировкой верхней тяги добиться горизонтального положения рамы в рабочем положении сажалки.


Присоединить вилку шарнира карданной передачи к ВОМ трактора и закрепить ее стопорным болтом с гайкой и шплинтом





Осевое перемещение вала проверить индикатором с применением приспособления КИ-1871.02. Оно не должно превышать 1 мм. Чрезмерное перемещение устранить постановкой дополнительных шайб между втулкой фланца диска аппарата и торцом подшипника вала


ложечки не должны задевать за днище и фартук ковша-питателя, боковины, козырьки, отражательные щитки.
Зазор должен быть 2... 7 мм. Регулировать зазор в сажалке растяжками


Зазор между боковой стенкой ковша-питателя и ложечками зависит от массы клубней: масса клубней, г 30…50, 50…80, 81…100 зазор, мм 3…5, 10…12, до 16.
При несоблюдении этого требования отодвинуть или приблизить боковины к диску, для чего предварительно ослабить затяжку болтов


при вращении посадочных аппаратов концы рычагов зажимов должны находить на шины-копиры и отводить зажимы на 5... 10 мм от диска; при сходе с шин-копиров зажимы должны четко возвращаться к ложечкам. Задевание зажимов не допускается. При необходимости отрихтовать их


при осевом перемещении зажима более 2 мм или нечетком возвращении его в исходное положение подогнуть или разогнуть опоры зажима (ушки диска)


зазор в креплениях ложечек к дискам и дисков к валкам не допускается. При необходимости подтянуть крепления ложечки. При зазоре между диском и ступицей более 1,5 мм забить и затянуть клинья, крепящие ступицы дисков


зазор должен быть в пределах 0,5... 1 мм. Для установки требуемого зазора отвинтить гайку, снять стопорную шайбу и ключом проворачивать штырь за хвостик. После установки зазора провернуть механизм аппарата и, убедившись, что нет заеданий между диском и поясом, установить стопорную шайбу и туго затянуть гайку.
При работе с влажными туками установить зазор 1,5...2 мм


зазор между зубьями должен быть 0,5... 1,5 мм. Регулировку зазора осуществлять перестановкой шайб на приводном валу, а также перестановкой шайб на оси. Если зацепление мелкое, переставить шайбу с места А в место Б, или с места В в место Г, пли одновременно переставить шайбу на валу и на оси. При глубоком зацеплении шайбы переставить в обратном порядке


отпустить сажалку на ровной площадке в рабочее положение. При горизонтальном положении ее рамы и соприкосновении носка сошника с площадкой задний край нижнего обреза должен быть приподнят относительно носка корпуса сошника на 35...45 мм в сажалке. Угол вхождения сошника в почву регулировать изменением длины верхней тяги его подвески


расстояние должно быть около 20 мм.
Регулировать зазор гайками на диагональных тягах подвески сошников
Поднять сажалку в транспортное положение, убедившись, что болт-ограничитель упирается в упор тяги, замерить расстояние А между рамой и передним шарниром и расстояние Б между рамой и задним шарниром нижней тяги подвески каждого сошника. Разность промеров должна быть 200±10 мм. При несоответствии фактического размера указанному, отпустив контргайку, вращать болт-ограничитель в нужном направлении. По окончании регулировки затянуть контргайку


глубину хода регулировать перестановкой копирующих колес по сектору. Причем расстояние Н от поверхности, на которую должен опираться носок сошника, до нижней точки обода колеса должно быть на 10... 15 мм меньше глубины посадки. После установки копирующих колес проверить положение параллелограмма подвески сошников: задний конец нижней тяги должен находиться на 100... 110 мм ниже переднего. Правильное положение регулировать за счет подъема или опускания опорных колес , которые должны размещаться на 15.,,20мм ниже копирующих


зазор должен быть не более 3 мм. При необходимости отпустить болты и подать чистик в нужную сторону, затем завернуть гайки до отказа


Вылет штанг рассчитать по методике, указанной для агрегата, выполняющего посев зерновых.Для изменения вылета маркера отвернуть гайки, вынуть болты, соединяющие трубы штанг, отвернуть гайки хомутов растяжек. Сдвинуть или раздвинуть штанги и растяжки на необходимый размер и закрепить их. Хомуты установить на расстоянии 30...50 мм от краев соединяемых деталей


Звездочка контрпривода при синхронном приводе ВОМ должна иметь 2 = 22, при независимом— z = 40. На выходной вал редуктора при синхронном приводе ВОМ звездочку подобрать по таблице, а при независимом приводе — по номограмме

Для замены звездочки на валу редуктора ослабить крепление редуктора и, подав его вперед, разъединить цепь между редуктором и контрприводом. Установить на вал редуктора звездочку. На установленную звездочку и звездочку контрпривода надеть цепь (при синхронном приводе ВОМ цепь предварительно укоротить на десять звеньев) и натянуть ее, переместив редуктор назад.


Положение рычагов регуляторов на шкале определить следующим образом. Заданную норму высева удобрений разделить на число а, значение которого предварительно рассчитать по формуле a=8,7z/Bv при независимом приводе ВОМ или по формуле a = 3,7z/v при синхронном приводе ВОМ. В формулах приняты обозначения: z — число зубьев сменной звездочки на валу редуктора; v — скорость агрегата, км/ч; В — ширина захвата сажалки, м. Полученное при делении число k сравнить с коэффициентами, стоящими перед а в таблице 17, и найти близкое значение. Произведение найденного по таблице коэффициента на число, а должно примерно совпадать с заданной нормой высева удобрений, которой соответствует определенное деление шкалы регулятора.

































Инструкционно – технологическая карта № 6



Тема: ТО-2 колесных и гусеничных тракторов.

Цель: Научить студентов приемам проведения технического ухода за колесными и гусеничными тракторами.

Количество часов: 6 часов.

Организационные указания: Мастер, проводя занятия по ежесменному техобслуживанию, особое внимание должен уделить следующим вопросам: подготовке машин и места к занятиям, планирующей и инструкционной документации, организации работы и инструктажу на различных этапах занятия, технике безопасности.



Последовательность выполнения задания

Технические условия и указания к выполнению задания

Осмотреть и обмыть трактор




Заменить масло в системе смазки двигателя и корпусе топливного насоса






Провести обслуживание центробежного масляного фильтра







Слить отстой:

из фильтра тонкой очистки топлива


из топливных баков



Провести обслуживание аккумуляторной батареи













Очистить центральную трубу воздухоочистителя и промыть корпус с фильтрующими элементами.


Проверить и при необходимости отрегулировать:

зазор между клапанами и коромыслами


















свободный ход педали муфты сцепления.













ход тормозных педалей













сходимость передних колес



















давление воздуха в шинах





свободный ход рулевого колеса.












осевой зазор подшипников передних колес

















Проверить уровень масла:

в корпусе трансмиссии.




в корпусе гидроусилителя рулевого управления.



в баке раздельно-агрегатной гидросистемы.



в корпусе редуктора пускового двигателя.



Смазать:

втулки поворотных цапф



ступицу педали сцепления



Промыть фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя




Проверить крепления деталей и узлов трактора


Обратить внимание на чистоту промывки ребер и межреберного пространства цилиндров и головок двигателя


Масло из картера сливают, когда дизель прогрет. Чистое масло заливают, предварительно очистив ротор центробежного фильтра. Масло из корпуса топливного насоса сливается через сливное отверстие, залить свежее до появления его из контрольного отверстия


Отвернуть гайку крепления колпака фильтра и снять его. Между крышкой ротора и чашкой корпуса фильтра вставить отвертку, застопорить ротор и, вращая вручную специальную гайку стакана ротора, осторожно снять стакан. Удалить деревянным скребком слой отложений с внутренней стенки стакана ротора



слить топливо из фильтра, заменить фильтрующий элемент


отстой сливается через краник топливного бака


Батарею осматривают, очищают от пыли и грязи. Пролитый на поверхность батареи электролит удаляют чистой ветошью. Проверяют исправность банок, плотность крепления и контактов. Очищают от окислов клеммы и штыри, прочищают вентиляционные отверстия в пробках. Проверяют уровень электролита (10-15 мм) (при необходимости долить дистилированую воду).проверить плотность электролита (1,25-1,17 г/см3). Смазать неконтактные части клемм и наконечников проводов техническим вазелином.


Заменить масло в поддоне, промыть фильтрующий элемент, очистить проходы воздуха, тщательно уплотнить все соединения






обеспечить доступ к крышке головки.

Проверить затяжку гаек крепления валика коромысел. Установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу такта сжатия. Отпустив контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и, ввертывая винт, установить при помощи щупа требуемый зазор между бойком коромысла и торцом клапана. Надежно затянуть контргайку и снова проверить щупом зазор. Зазоры рекомендуется регулировать в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндра дизеля(1-3-4-2).

По окончании регулировки клапанов первого цилиндра повернуть коленчатый вал в направлении часовой стрелки на половину оборота и приступить к установке зазора в следующих цилиндрах


Отсоединить тягу тормозка от рычага.

Освободить педаль от воздействия пружины, для чего завернуть упорный болт в кронштейне и отпустить болты, крепящие его к корпусу коробки передач, для возможности перемещения кронштейна. Изменяя длину тяги, установить свободный ход подушки педали в пределах 40-45мм. Повернуть кронштейн против часовой стрелки вокруг оси до упора в болт и снова закрепить кронштейн к корпусу коробки передач. Выворачивая упорный болт из кронштейна, вернуть педаль в исходное положение


полный ход должен быть одинаков у каждой педали и равнятся 70-90 мм. В процессе эксплуатации из-за износа накладок допускается увеличение хода педалей до 110 мм. Ход педалей менее 70 мм приводит к усиленному износу накладок и перегреву тормозов. Ход педалей регулируют в таком порядке: отворачивают контргайки болтов и разворачивают болты в регулировочные вилки настолько, чтобы ход педалей соответствовал рекомендуемым нормам. Затем затягивают контргайки


трактор устанавливают на ровной площадке в положение,соответствующее прямолинейному движению, и штангой с мерной линейкой замеряют расстояние между задними внутренними закраинами ободов колес на высоте центров. Штанга устанавливается горизонтально, а точки ее касания к ободам отмечаются мелом. Затем трактор перекатывают вперед до проворачивания колес на 180 градусов (примерно 1,5м), чтобы отмеченные точки на ободах оказались спереди на той же высоте, и замер повторяют. Расстояние между отмеченными точками на ободах сзади (L1) должно быть больше, чем спереди (L2), на 4мм. Если сходимость окажется большей, то рулевые тяги необходимо укоротить, а если меньше - удлинить одинаково с каждой стороны.


давление воздуха в шинах направляющих колес тракторов составляет 0,10…0,27 МПа, ведущих 0,08…0,20 МПа. Подкачать шину с пониженным давлением.


свободный ход рулевого колеса при повороте направляющих колес стоящего на твердом грунте трактора с работающим дизелем должен быть не более 30 градусов. В случае превышения указанного значения следует проверить и при необходимости отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг, подтянуть до отказа гайки сошников и поворотных рычагов.Если этого недостаточно, нужно отрегулировать зазор в сцеплении, сектор- червяк затяжку гайки червяка.


поддомкратив колесо, снять колпак, расшплинтовать и отпустить на одну прорезь гайку.Толкнув колесо, рукой проверить на сколько свободно оно вращается. В случае тугого вращения, нужно выявить и устранить неисправности (заедание манжет, поломки подшипников). Затянуть гайку так, колесо проворачивалось с трудом. При затягивании гайки нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой гайки следует проворачивать колесо. Отвернуть гайку так, ближайшая прорезь на ней совпадала с отверстием под шплинт в полуоси.Повернуть колесо сильным толчком руки – оно должно свободно вращаться. Если колесо проворачивается туго, отпустить гайку еще на одну прорезь



Проверить уровень масла и при необходимости долить до появления его из контрольного отверстия


Проверить уровень масла и при необходимости долить до верней метки масломера

Проверить уровень масла по маслоизмерительному стержню и при необходимости долить


Проверить уровень масла и при необходимости долить до уровня контрольного отверстия



очистить от пыли и грязи масленки и сделать шприцем 10-12 нагнетаний


очистить от пыли и грязи масленку и сделать шприцем 3-4 нагнетания


Снимают колпак воздухоочистителя и ограничитель, снимают и промывают в дизельном топливе фильтрующий элемент, смачивают его маслом. Затем собирают и устанавливают воздухоочиститель.


Проверяют крепление ступиц задних колес, лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, корпуса коробки передач двигателя. При необходимости подтягивают.























Литература.

1. Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Группа инженеров Головного специализированного конструкторского бюро по гусеничным пахотным тракторам Волгоградского тракторного завода и Головного специализированного конструкторского бюро по двигателям средней мощности г. Харькова, 1985. – 276с.

2. Гулейчик А.И., Калошин А.И. Методика проведения занятий по подготовке машинно-тракторных агрегатов к работе: Метод. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.; Агропромиздат, 1986. – 184 с.

3.Ксеневич И.П., Кустанович С.Л., Степанюк П.Н. и др. Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82: - 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Колос, 1983. – 254с.

4. Комаристов В.Е., Одинцов Л.А. Практикум по сельскохозяйственным машинам. М., Колос, 1978. – 271с.

4. Осипов А.Н. и др. Обучение учащихся сельских профессионально-технических училищ техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка: Метод. пособие. М.,Высшая школа. 1971. -208
















ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ АГРЕГАТОВ К РАБОТЕ

При выполнении практических занятий необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и противопожарные мероприятия. Перед началом занятий мастер производственного обучения должен провести соответствующий инструктаж. К работе допускаются лишь студенты, хорошо усвоившие правила техники безопасности.

При разборке, сборке и регулировке машины она должна быть надежно закреплена на месте путем подкладки под колеса брусков или установки под раму дополнительных опор. При использовании домкрата под раму машины следует дополнительно подставлять козлы или бруски для удержания ее в том случае, если соскочит домкрат.

Рабочие органы навесных машин можно опускать в рабочее положение только с сиденья тракториста, а прицепных – с сиденья машин. Особую осторожность необходимо соблюдать при соединении машин с навесной системой трактора или с прицепом, а также при снятии с машин или установке на них тяжелых узлов и агрегатов. Прокручивать машины следует осторожно и убедившись что это безопасно.

Заводить двигатель и пускать машину можно только разрешения мастера и в его присутствии. Перед пуском необходимо убедиться в отсутствии людей, инструмента или других посторонних предметов на узлах и транспортирующих устройствах машины, и при необходимости дать предупредительный сигнал. Устранять неполадки в машинах и орудиях, проводить подтяжку соединений, натяжение ремней и цепей можно только при заглушенном двигателе. Во время работы нужно пользоваться только исправным инструментом.

Нельзя работать на машинах без защитных кожухов и находиться в широкой развивающейся одежде возле вращающихся частей машины.

МЕРЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, которые необходимо соблюдать:

- Запрещается курить возле машины

- Не применять открытый огонь для подогрева двигателя и других агрегатов

- Своевременно устранять течи топлива

- Постоянно следить за состоянием изоляции на проводах и надежностью крепления клемм проводов, особенно составляющих цепь стартера

- Вблизи рабочих мест должен находиться необходимый противопожарный инвентарь (огнетушители, ящик с песком, лопаты и др.).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
ежесменное обслуживание тракторов

Автор: Чернов Алексей Валерьевич

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Применение инструкционных карт при ежесменном обслуживании тракторов "
    ["seo_title"] => string(78) "primienieniie-instruktsionnykh-kart-pri-iezhiesmiennom-obsluzhivanii-traktorov"
    ["file_id"] => string(6) "163773"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422538640"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "реализация принципа наглядности при ежесменном обслуживании тракторов "
    ["seo_title"] => string(82) "riealizatsiia-printsipa-naghliadnosti-pri-iezhiesmiennom-obsluzhivanii-traktorov-1"
    ["file_id"] => string(6) "163824"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422543926"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Разработка урока предмета профессионального цикла «Трактор». Техническое обслуживание тракторов (теория)"
    ["seo_title"] => string(103) "razrabotkaurokapriedmietaprofiessionalnoghotsiklatraktortiekhnichieskoieobsluzhivaniietraktorovtieoriia"
    ["file_id"] => string(6) "286009"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454263947"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока предмета профессионального цикла "Трактор". Подготовка  машинно-тракторного агрегата для посева зерновых."
    ["seo_title"] => string(119) "razrabotkaurokapriedmietaprofiessionalnoghotsiklatraktorpodghotovkamashinnotraktornoghoaghrieghatadliaposievaziernovykh"
    ["file_id"] => string(6) "286007"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454263585"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства