2. Линиями чертежа (основные, размерные, выносные, штрихпунктирные и др.), понятием масштаба; научить школьников читать несложные чертежи, выполнять эскиз или технический рисунок простой детали; развивать графическую грамотность, аккуратность; кратко ознакомить с профессией инженер-конструктор.
№ п./п. | Этапы урока | Цель этапа | Время мин. | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Приемы УУД |
1. | Организационный момент. | Активизация деятельности учащихся | 2 | Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия | Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию. | Личностные: мобилизация внимания и уважение к окружающим Регулятивные: планирование занятия Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 3 | Информировать учащихся В начале урока и показать обучающимся плакат с чертежами деталей из древесины, назвать все линии, имеющиеся на чертежах. Чтобы обучающимся было легче усвоить понятия видов на чертеже, учителю целесообразно изготовить из плотного картона макет плоскостей 1, 2, 3 (см. рис. 11 из учебника) для демонстрации разворота плоскостей 2 и 3 до совмещения их с плоскостью 1 (см. рис. 12 из учебника). Можно сообщить обучающимся, что иногда на чертежах изображают и другие виды (всего существует шесть видов): вид справа, снизу, сзади. Количество видов на чертеже зависит только от сложности детали. При демонстрации чертежей деталей, выполненных в различных масштабах, следует акцентировать внимание школьников на том, что независимо от выбранного масштаба на чертеже проставляют действительные размеры детали. После этого следует остановиться на понятии «чтение чертежа» и в качестве примера прочитать несколько чертежей. Затем можно раздать каждому ученику подготовленные заранее чертежи несл ожных деталей для их прочтения в рамках выполнения п. 1 задания 2 из рабочей тетради. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их, дополнят. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий по изучению материала занятия. | Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое Регулятивные: целеполагание и планирование деятельности Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации. |
3. | Актуализация знаний. | Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала. | 15 | Проанализировать полученные знания и умения по теме основное внимание на уроке следует уделить выполнению обучающимися эскизов или технических рисунков; после этого следует остановиться на понятии «чтение чертежа» и в качестве примера прочитать несколько чертежей | Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: анализ объектов труда с целью выбора идеи проекта. Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся. |
4. | Первичное усвоение новых знаний. | Организовывать осмысленное восприятие новой информации. | 25 | Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать значение самого понятия «техническая документация», её виды ; Обсуждает правила оформления документации согласно ГОСТ; Способствует формированию уверенности обучающихся в своих силах, при выполнении чертежей , эскизов, технических рисунков, а так же чтении чертежей | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи у доски и в рабочей тетради. | Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли. |
5. | Первичная проверка знаний. | Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме. | 10 | Задает вопросы: - объясните, как вы считаете для чего нужна техническая документация; - как оформляется техническая документация; - что такое чертеж детали, эскиз, технический рисунок; - каковы этапы выполнения чтения чертежа детали; | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию. При помощи чертежных инструментов выполняют соответствующие задания из рабочей тетради. | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта. |
6. | Первичное закрепление. | Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия | 10 | Предлагает задание на усвоение «новых знаний». фронтальная форма Что такое эскиз и технический рисунок, чертёж? Для чего служит масштаб? Назови виды изображений детали на чертеже? Какие типы линий чертежа ты знаешь? индивидуальная форма - прочитать чертеж детали по выбору; | Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают классом, в группах, индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи решения возникших вопросов. | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе. |
7. | Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования. | 7 | Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. | Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок. | Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного матеиала; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы; Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8. | Информация о домашнем задании. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 3 | Три уровня домашнего задания: (репродуктивный уровень) Ответить на вопросы, приведённые в конце §4 учебника. | Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним. | Личностные: осознание важности обучения предмету и систематического выполнения д/з; |
9. | Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 3 | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Что нового узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания в практической деятельности? Для чего необходимо знать данный материал? Какие затруднения у Вас возникли? Дайте анализ своей деятельности на уроке. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы. | Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: планирование дальнейшей деятельности; Познавательные: умение структурировать знания; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог; |
10. | Рефлексия деятельности. | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии. | 2 | Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС- сообщения, законченное предложения; | Высказывают мнение о прошедшем занятии, в форме конструктивного диалога | Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета; Регулятивные: самооценка деятельности на уроке; Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог; |