Разработка урока по технологии
Тема : Геометрическая резьба
6 класс
Цель урока:
Образовательная :
Ознакомить учащихся с разновидностями художественной обработки изделий из древесины.
Ознакомить учащихся с назначением и конструкцией стамесок для выполнения геометрической резьбы, правилами безопасной работы и приемами работы «ножом-косяком», с основными приемами составления рисунков для геометрической резьбы на ПК.
Развивающая: развивать навыки работы на ПК, самоорганизации практической деятельности;
Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, технологическую дисциплину, трудолюбие, бережливость, ответственность за результат своей деятельности.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, , применение практических умений и навыков работы на ПК по составлению геометрической резьбы)
Методы обучения: устный опрос, рассказ, приёмы работы на ПК по составлению геометрической резьбы, практическая работа.
Инструменты и оборудование: Нож-резак, стамеска плоская, полукруглая, заготовки осины размерами 150х20х90 мм., линейка, карандаш, циркуль, ластик, ноутбуки.
Ход занятия.
Организационный момент
Повторение пройденного материала
3. Объяснение нового материала.
Ознакомление учащихся с целью и задачами урока;
Сообщение о содержании практической части занятия (нанесение рисунка и овладение приемами геометрической резьбы, составление рисунка геометрической резьбы с помощью компьютера);
Обсуждение вопросов: Какие виды художественной обработки древесины вам известны? Где они применяются?
Ознакомление учащихся с разновидностями художественной обработки древесины:
Издавна человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества — вырезание из древесины. В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище резными деревянными изделиями: крышу — коньком, окна — наличниками, двери — резьбой, изготовлял игрушки, сувениры, деревянную посуду и т. д. Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали из окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали в крестьянской избе ощущение праздничности и нарядности. Россыпью геометрической резьбы украшались также солонки, совки для сбора ягод и другие изделия крестьянского обихода.
Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом. Одно из этих ремесел — знаменитая хохломская роспись, которая сохранилась до наших дней. Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке современной мебели также занимают различные виды резьбы.
Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.
Геометрическая резьба представляет собой вырезанные элементы из треугольников, квадратов, окружностей.
(привести примеры геометрической резьбы)
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется она в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов.
Прорезная или пропильная резьба является наиболее простой. Выполняют ее в основном лобзиком, например, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например, в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках. У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда используют яркую ткань.
Все элементы геометрической резьбы представляют собой сочетание треугольников, вырезанных в определенной последовательности.
Во время объяснения аналогичный рисунок учащиеся выполняют задание на ноутбуках:
В Paint выбрать команду «линия» и провести прямую линию примерно на 100 – 150 мм;
немного ниже начертить произвольный равносторонний треугольник;
выбрать окно «выделение»;
выделить начерченный треугольник для копирования;
На ранее проведенной линии с помощью команды «вставить» выполнить копии треугольников один за другим;
В такой последовательности построить необходимую длину цепочки из треугольников;
Построенную цепочку с помощью команд «выделить» -«копировать»-«вставить» скопировать 3 раза;
Один ряд треугольников повернуть на 90 градусов по часовой стрелке и присоединить с другим рядом, как показано на рисунке;
В такой же последовательности присоединить оставшиеся два ряда треугольников до получения квадрата;
В центре полученного квадрата построить окружность;
С помощью прямых линий разбить окружность на 16 частей.
Полученный рисунок можно копировать необходимое количество раз и в дальнейшем применять для разметки заготовок под резьбу.
Стамески различают по профилю и ширине полотна. Они могут быть прямыми и полукруглыми различных сечений радиусов. Передняя часть прямой стамески должна быть правильной плоской формы без царапин и вмятин. Стамески бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглой стамески определяют радиусом изгиба полотна, а размер – шириной полотна.
Прямые стамески применяются для прорубки контура орнамента, зачистки фона и других работ.
Стамески – косяки применяются в основном для геометрической резьбы.
Полукруглые стамески – основной инструмент при выполнении всех видов резьбы. Ими обрабатывают выпуклые и вогнутые поверхности.
Уголки служат для прорезания линий и жилок.
4.Практическая часть занятия:
разметка заготовок для выполнения резьбы «сколышки» (5-10 элементов);
самостоятельная практическая работа учащихся.
5.Работа резцом – косяком.
а). Объяснение правил безопасного труда;
Как правильно передавать инструменты друг – другу?
В какой части верстака необходимо класть инструменты?
Не работай резцом на себя, а только от себя.
Можно ли держать деталь рукой перед стамеской?
Не торопи товарища во время работы и не отвлекай его посторонними разговорами.
б). Показ приемов работы резцом;
в). Самостоятельная работа резцом;
6. Заключительная часть занятия:
1. Почему надо класть резец обязательно в лоток?
2.Почему нельзя держать заготовку рукой перед резцом?
3.Почему надо надежно закреплять заготовку при обработке ее резцами?
4. Как и чем размечают заготовки для резьбы?
5. В какой последовательности вырезают треугольные выемки.
V. Итог урока.
Оценка выполненной работы.
Разбор допущенных в ходе выполнения работы ошибок.
Демонстрация лучших работ учащихся
Рефлексия : какую новую информацию получили на уроке?чем вам запомнился урок?
Домашнее задание : подготовить заготовку из осины
Размером 150 х20 х 90 , резцы , нож-резак.
Используемая литература: 1) Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Устемирова К.У.,изд., Алматы «Атамура» , 2012 г, ст.100-105
2).Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191с.;