kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Геометрическая резьба 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Геометрическая резьба»  для учащихся 6 класса .Это третий   урок  из раздела «обработка древесины».Основная цель урока : научить учащихся   выполнять  геометрическую резьбу, ознакомить учащихся с  разновидностями    художественной      обработки   изделий из древесины, ознакомить учащихся с назначением и конструкцией   стамесок для выполнения геометрической резьбы, правилами безопасной работы и приемами работы  «ножом-косяком», с основными приемами составления рисунков для геометрической резьбы на ПК. Урок рассчитан  на два часа, большая часть урока -  практическая работа. Перед  началом практической работы  по выполнению геометрической резьбы  необходимо провести  инструктаж по технике безопасности при работе. В конце урока  организовать выставку лучших работ учащихся, указать  на   допущенные в ходе выполнения работы ошибки.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«6 кл геом резьба 2014г»



Разработка урока по технологии


Тема : Геометрическая резьба


6 класс



Цель урока:

Образовательная :

Ознакомить учащихся с разновидностями художественной обработки изделий из древесины.

Ознакомить учащихся с назначением и конструкцией стамесок для выполнения геометрической резьбы, правилами безопасной работы и приемами работы «ножом-косяком», с основными приемами составления рисунков для геометрической резьбы на ПК.

Развивающая: развивать навыки работы на ПК, самоорганизации практической деятельности;

Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, технологическую дисциплину, трудолюбие, бережливость, ответственность за результат своей деятельности.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, , применение практических умений и навыков работы на ПК по составлению геометрической резьбы)

Методы обучения: устный опрос, рассказ, приёмы работы на ПК по составлению геометрической резьбы, практическая работа.


Инструменты и оборудование: Нож-резак, стамеска плоская, полукруглая, заготовки осины размерами 150х20х90 мм., линейка, карандаш, циркуль, ластик, ноутбуки.


Ход занятия.


  1. Организационный момент

  • Учащиеся надевают спецодежду, рассаживаются по местам.

  • Назначаются дежурные.

  • Сообщение новой темы и цели и задачи занятия.

  1. Повторение пройденного материала

  • Какие виды художественной обработки древесины вам известны?

  • Где применяется резьба по дереву?

3. Объяснение нового материала.

  • Ознакомление учащихся с целью и задачами урока;

  • Сообщение о содержании практической части занятия (нанесение рисунка и овладение приемами геометрической резьбы, составление рисунка геометрической резьбы с помощью компьютера);

  • Обсуждение вопросов: Какие виды художественной обработки древесины вам известны? Где они применяются?

Ознакомление учащихся с разновидностями художественной обработки древесины:

Издавна человек, «справив» избу и закончив полевые ра­боты, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества — вырезание из древесины. В деревянном зодче­стве человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище резными деревянными изделиями: крышу — коньком, ок­на — наличниками, двери — резьбой, изготовлял игрушки, сувениры, деревянную посуду и т. д. Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали из окружающей жизни. Украшен­ные резьбой бытовые предметы создавали в крестьянской из­бе ощущение праздничности и нарядности. Россыпью геомет­рической резьбы украшались также солонки, совки для сбора ягод и другие изделия крестьянского обихо­да.

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, рас­писывали масляными красками, отделывали серебром и зо­лотом. Одно из этих ремесел — знаменитая хохломская рос­пись, которая сохранилась до наших дней. Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным ла­ком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в ху­дожественной обработке современной мебели также занима­ют различные виды резьбы.


Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.

Геометрическая резьба представляет собой вырезанные элементы из треугольников, квадратов, окружностей.

(привести примеры геометрической резьбы)

Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется она в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов.

Прорезная или пропильная резьба является наиболее про­стой. Выполняют ее в основном лобзиком, например, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через проре­зи должно что-то просматриваться, например, в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках. У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда используют яркую ткань.

  • Демонстрация образцов трехгранно-выемчатой резьбы (фотографии изделий, взятые из Интернета, учащиеся рассматривают в ноутбуках).

Все элементы геометрической резьбы представляют собой сочетание треугольников, вырезанных в определенной последовательности.

  • Объяснение порядка выполнения геометрической резьбы


Во время объяснения аналогичный рисунок учащиеся выполняют задание на ноутбуках:

    1. В Paint выбрать команду «линия» и провести прямую линию примерно на 100 – 150 мм;

    2. немного ниже начертить произвольный равносторонний треугольник;

    3. выбрать окно «выделение»;

    4. выделить начерченный треугольник для копирования;

    5. На ранее проведенной линии с помощью команды «вставить» выполнить копии треугольников один за другим;

    6. В такой последовательности построить необходимую длину цепочки из треугольников;

    7. Построенную цепочку с помощью команд «выделить» -«копировать»-«вставить» скопировать 3 раза;

    8. Один ряд треугольников повернуть на 90 градусов по часовой стрелке и присоединить с другим рядом, как показано на рисунке;

    9. В такой же последовательности присоединить оставшиеся два ряда треугольников до получения квадрата;

    10. В центре полученного квадрата построить окружность;

    11. С помощью прямых линий разбить окружность на 16 частей.

Полученный рисунок можно копировать необходимое количество раз и в дальнейшем применять для разметки заготовок под резьбу.

  • Сообщение о назначении и конструкции различных стамесок.

Стамески различают по профилю и ширине полотна. Они могут быть прямыми и полукруглыми различных сечений радиусов. Передняя часть прямой стамески должна быть правильной плоской формы без царапин и вмятин. Стамески бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглой стамески определяют радиусом изгиба полотна, а размер – шириной полотна.

Прямые стамески применяются для прорубки контура орнамента, зачистки фона и других работ.

Стамески – косяки применяются в основном для геометрической резьбы.

Полукруглые стамески – основной инструмент при выполнении всех видов резьбы. Ими обрабатывают выпуклые и вогнутые поверхности.

Уголки служат для прорезания линий и жилок.

4.Практическая часть занятия:

    1. разметка заготовок для выполнения резьбы «сколышки» (5-10 элементов);

    2. самостоятельная практическая работа учащихся.

5.Работа резцом – косяком.

а). Объяснение правил безопасного труда;

  • Как правильно передавать инструменты друг – другу?

  • В какой части верстака необходимо класть инструменты?

  • Не работай резцом на себя, а только от себя.

  • Можно ли держать деталь рукой перед стамеской?

  • Не торопи товарища во время работы и не отвлекай его посторонними разговорами.

б). Показ приемов работы резцом;

в). Самостоятельная работа резцом;



6. Заключительная часть занятия:

  • Закрепление материала по вопросам:


1. Почему надо класть резец обязательно в лоток?

2.Почему нельзя держать заготовку рукой перед резцом?

3.Почему надо надежно закреплять заготовку при обработке ее резцами?

4. Как и чем размечают заготовки для резьбы?

5. В какой последовательности вырезают треугольные выемки.


V. Итог урока.

  1. Оценка выполненной работы.

  2. Разбор допущенных в ходе выполнения работы ошибок.

  3. Демонстрация лучших работ учащихся

  4. Рефлексия : какую новую информацию получили на уроке?чем вам запомнился урок?

Домашнее задание : подготовить заготовку из осины

Размером 150 х20 х 90 , резцы , нож-резак.

Используемая литература: 1) Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Устемирова К.У.,изд., Алматы «Атамура» , 2012 г, ст.100-105

2).Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191с.;







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Геометрическая резьба 6 класс

Автор: Качесов Василий Семенович

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока 7класс"Геометрическая резьба по дереву""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturoka7klassgieomietrichieskaiariezbapodierievu"
    ["file_id"] => string(6) "318655"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460631257"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Мастер-класс "Обучение геометрической резьбе" "
    ["seo_title"] => string(54) "mastier-klass-obuchieniie-ghieomietrichieskoi-riez-bie"
    ["file_id"] => string(6) "167527"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423113441"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Презентация к занятию в системе ДО. Резьба по дереву как ремесло. Изготовление оберёга в технике геометрической резьбы "
    ["seo_title"] => string(144) "priezientatsiia-k-zaniatiiu-v-sistiemie-do-riez-ba-po-dierievu-kak-riemieslo-izghotovlieniie-obieriogha-v-tiekhnikie-ghieomietrichieskoi-riez-by"
    ["file_id"] => string(6) "189375"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426873754"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Мастер-класс "Геометрическая резьба по дереву""
    ["seo_title"] => string(53) "mastier-klass-gieomietrichieskaia-riez-ba-po-dierievu"
    ["file_id"] => string(6) "297133"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456148329"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Конспект урока по профильному труду в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Геометрическая резьба по дереву""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_profilnomu_trudu_v_9_klasse_korrektsionnoi_shkoly_viii_vida_po"
    ["file_id"] => string(6) "646257"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1708763591"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства