Конспект урока по профильному труду в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Геометрическая резьба по дереву"
Конспект урока по профильному труду в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Геометрическая резьба по дереву"
Образовательная цель урока: закрепить знания обучающихся о технике выполнения геометрической резьбы; повторить основные приёмы составления рисунков на компьютере для геометрической резьбы; повторить правила безопасной работы с ножом-косяком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по профильному труду в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Геометрическая резьба по дереву"»
Конспект урока по предмету «Профильный труд: столярное дело» в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Геометрическая резьба по дереву (дизайн рисунка с использованием ИКТ)»
Образовательная цель урока: закрепить знания обучающихся о технике выполнения геометрической резьбы; повторить основные приёмы составления рисунков на компьютере для геометрической резьбы; повторить правила безопасной работы с ножом-косяком.
Воспитательная цель урока: совершенствовать эстетическое и экономическое воспитание учащихся, сформировать творческое начало у учащихся, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Развивающая цель урока: развивать навыки владения компьютером, резцами, совершенствовать умение выполнять резьбу, развивать у школьников умения применять имеющиеся знания на практике, самостоятельно; содействовать развитию эстетических и художественных способностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: виды древесины, пороки древесины; виды орнамента; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы; приёмы выполнения резьбы; правила безопасной работы.
уметь: уметь находить необходимую информацию в Интернете и сохранять её, работать в браузере в поисковой системе, размечать рисунок резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу
Регулятивные: планируют этапы предстоящей работы, определяют последовательность предстоящих на уроке действий; получат возможность проявлять самооценку выполненных действий, поведенческих мотивов, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют истинность утверждений; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя), доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные: понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни.
Оборудование: Образец изготавливаемого изделия, резцы , измерительные линейки, карандаши, циркули, медиапроектор, нетбуки, экран для просмотра презентации, электронная презентация, шкатулки с разными видами резьбы .для демонстрации; принтер, бумага для печати, бумага для копирования.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Обучающиеся входят в столярную мастерскую, рассаживаются по местам. Учитель приветствует детей.)
-Здравствуйте! Садитесь! Я рад вас видеть. Начнём урок профильного труда, на котором мы изучаем столярное дело.
2. Постановка темы и цели урока.
Вводная беседа
(Учитель демонстрирует шкатулку.)
- Как называется предмет, который я держу в руках? (шкатулка)
- Как человек использует шкатулку? (Хранит разные ценные вещи)
-Давайте познакомимся со значением данного слова по толковому словарю Ожегова.
ШКАТУЛКА: небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей (слайд 2)
- А теперь посмотрите на шкатулки, представленные здесь. В какой технике художественной резьбы они выполнены?
(учитель демонстрирует ряд шкатулок, выполненных учащимися школы в разной технике)
- Какая резьба наиболее простая и популярная? (геометрическая и прорезная)
- Тема нашего урока: «Геометрическая резьба по дереву (дизайн рисунка с использованием ИКТ)»
- Задачи на урок: закрепим знания о технике выполнения геометрической резьбы, которые вы получили ранее; повторим основные приёмы составления рисунков на компьютере для геометрической резьбы; вспомним правила безопасной работы с резцом.
3. Работа над темой.
- В первой четверти мы изготовили кухонные наборы с геометрической резьбой. А сейчас мы будем продолжать совершенствовать ваши навыки резьбы при изготовлении шкатулки.
- Но сначала давайте освежим ваши знания о резьбе. И поможем нам в этом компьютерная презентация.
-Геометрическая резьба — самый древний способ украшения изделий из древесины.
(слайд 5)
-Закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера крестьянин принимался за художества — вырезание из древесины. В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище резными деревянными изделиями.
(слайд 6)
- Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали из окружающей жизни. Украшенные геометрической резьбой бытовые предметы создавали в крестьянской избе ощущение праздничности и нарядности. (слайд 7)
-Все элементы геометрической резьбы представляют собой сочетание треугольников, вырезанных в определенной последовательности. Основу геометрической резьбы составляют двух-трехгранные выемки. (слайд 8)
-Существуют разные виды выемок.
- Определите виды.
Т рехгранники с прямыми сторонами (рис.1.) (слайд 9)
Рис.1. Трёхгранники с прямыми сторонами
Трёхгранники с одной изогнутой стороной (рис.2.) (слайд 10)
Рис.2. Трёхгранники с одной изогнутой стороной
Т рехгранники с двумя изогнутыми сторонами (рис. 3) (слайд 11)
Рис.3. Трёхгранники с двумя изогнутыми сторонами
- Различные комбинации из трехгранных выемок , вырезанных на основе треугольников, позволяют создавать цепочки, ромбы, змейки, розетки, звездочки, крестики.
- С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей. (слайд 12)
-Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:
- розетка с лучами или просто круг — символ солнца, жизни;
- капля — вода, зерно, символ жизни;
- клетка — поле, какое-либо пространство;
- ромб — мощь, сила, удача;
- крест — человек, душа;
- точка — начало всего;
- вертикальная линия — возвышенность;
- горизонтальная линия — покой, спокойствие.
4. Практическая работа.
1) Вводный инструктаж.
- А сейчас я хочу вас ознакомить с планом практической работы (слайд 13).
1. Просмотреть Интернет-материалы по теме «Геометрическая резьба»,.
2. Выбрать рисунок, который вам больше всего понравился.
3.Сохранить рисунки или фотоматериалы в вашу папку.
4. Сбросить на карту памяти и отпечатать на принтере.
5.Выбранный образец скопировать на заготовку или внести свои изменения, используя чертёжные инструменты.