Изоляторы – вещества, не пропускающие электрический ток.
Устройства в которых происходит преобразование электрической энергии в другие виды энергии – свет, тепло, механическую и химическую энергию, - называются приемниками или потребителями электрической энергии, а в электротехнике – нагрузкой.
–Посмотрите вокруг и скажите, что работает на электричестве?
- Перечислите электрические приборы, которые работают у вас дома? (уч-ся
перечисляют)
-От каких источников электрической энергии эти приборы работают? (батарея
гальванических элементов, аккумуляторы, генераторы на электростанции)
-Какие ты знаешь электростанции?(ГЭС,ТЭЦ,АЭС и т.д)
-С помощью чего передается электрический ток на большое расстояние? (проводов)
-Внимательно рассмотрите провод и скажите как он сделан.(Внутри провода – металл,
снаружи – пластмасса)
-Почему металлические провода нужно изолировать? (электроток имеет высокое
напряжение, которое опасно для жизни)
-Почему электромонтер во время работы пользуется резиновыми перчатками и
инструментами, ручки которых изолированы пластмассой?
-Почему мокрыми руками нельзя включать электроприборы?
-Почему не в коем случае нельзя браться за оголенные провода?
Во всех этих случаях может «ударить» током. Удар электротока опасен для жизни
человека
Зачитываем технику безопасности. Учащиеся расписываются в журнале по «Технике
безопасности»
Продолжаем наше путешествие
3. Изложение нового материала
2 – страница нашего журнала « Мудр тот, кто обладает знанием»
-Что нужно сделать, чтобы электрическая лампочка включилась?
(Включить электровыключатель)
Источник тока и потребитель электроэнергии соединены между собой проводниками,
образуют электроцепь. Следовательно, чтобы провести ток нужно электроцепь соединить,
а чтобы прекратить подачу тока, цепь нужно разъединить.
Запись в тетрадь
Соединение и разъединение цепи осуществляется с помощью выключателя.
Самая простая электроцепь состоит из 4 элементов.
Источник тока.
Выключатель.
Потребителя.
Проводника.
Показ рисунка простого соединения.
Электроцепи, которые используются в быту намного сложнее изображенной на рисунке.
Выполнить рисунки таких цепей сложно. Вот почему в электротехнике принято
изображать с помощью условных обозначений. С помощью условных знаков изображение
электроцепи, называется электросхемой
Игра с условными обозначениями. Показываю рисунок-схему, батарейка, выключатель,
проводник, потребитель.
Учащиеся находят у себя схему (см. Приложение № 1)
4. Лабораторно – практическая работа схема и рисунки см. Приложение №2)
Задание №1 Чем отличаются друг от друга рисунки?
Рисунки
1. Простого соединения
2. Последовательного соединения
3. Параллельного соединения (ответы детей)
Задание №2 Найдите соответствие рисунка и схемы
1. Простого соединения
2. Последовательного соединения
3. Параллельного соединения
Схемы
а) Последовательного
б) Простого
в). Параллельного
Зарисуйте и подпишите схемы
Задание №3 Подумай и реши
Работа с инструкционной картой
1 Рассмотрите схему электроцепи и определите элементы, из которых она состоит.(
2 Включите электроцепь поочередно
А) последовательное соединение
Б) параллельное соединение
3. Вывернуть одну лампочку:
А) последовательного (вывод)
Б) параллельного (вывод)
4. Запись в тетрадь.
Соединение электроцепи Один потребитель вышел
последовательное Электроцепь разрывается и
параллельное Электроцепь не
5. Практическая работа.
3 –я страница нашего журнала « Чем больше науки, тем умнее руки»
1.Вводной инструктаж:
Повторить правила ТБ
2.Изготовление изделия с простой электрической цепью – «электровикторины»
(инструкционная карта см.Приложение№ 3)
6. Закрепление знаний и умений
- Из каких элементов состоит электрическая цепь?
- Что представляет собой электрические схемы и зачем они нужны?
- Назовите соединения электроцепи.
7. Подведение итогов.
- Сегодня мы узнали много нового об электросхемах, научились читать условные
обозначения элементов электрической цепи и изготовили электровикторину. Я думаю, с
целью сегодняшнего урока мы справились.
8. Оценка знаний.
9. Домашнее задание.
Что у вас дома является потребителем электрической энергии?