Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для 8 класса»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Приказ №32 от 05.06.2020 г.
Протокол № 1 ________ Честных И.Н. Директор МОУ «СОШ №6»
от 03.06.2020 г. ________ Подрядчикова Н.А
руководитель МО
________ Малев Р.Е.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
8 А класс
на 2020-2021 учебный год
(34 часа в год, 1 час в неделю)
СОСТАВИЛ
Григорьев А.В.
учитель технологии
Г.о. Подольск
2020 г.
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (требования к планируемым результатам), и авторской программы под редакцией В. Д. Симоненко:
Технология : программа. 5–8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 144 с.
Авторская программа ориентирована на использование учебника:
Технология. Индустриальные технологии. Технологии ведения дома.: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 208 с. : ил.
Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» соответствует ФГОС ООО. Выбор авторской программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывает региональные особенности, материально-техническое обеспечение МОУ СОШ № 6 Г.о. Подольск, интересы и потребности обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 8 А классе
Личностные:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и народов мира, творческой деятельности эстетического характера, формирование индивидуально- личностных позиций учащихся.
Метапредметные:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию технико- технологического и организационного решения, отражение в устной или в письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного тру да; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а так же соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного тру да, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложив шейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно- прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письмен ной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Обучающийся научится:
использовать алгоритм реализация своих материальных и духовных потребностей;
рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей.
находить и анализировать информацию о товарах: торговые символы, этикетки и штрихкоды;
ориентироваться на рынке товаров и услуг;
анализировать потребительские качества товара; правильно выбирать способ совершения покупки;
проектировать изделие или услугу; рассчитывать примерные затраты и возможную прибыль в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения;
различать инженерные коммуникации и системы современного жилища; выполнять оценку их эффективности;
оценивать состояние систем водоснабжения и канализации в доме; выполнять мелкий ремонт сантехники (смесителя, водопроводного крана).
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уровень благосостояние семьи, анализируя бюджет;
уметь планировать доходную и расходную часть бюджета семьи;
оценивать стабилизирующую, регулирующую и экономическую роль семьи в обществе;
применять на практике знания о правах потребителя и их защите;
выбирать возможный объект или услугу для предпринимательской деятельности на основе анализа рынка и потребностей местного населения в товарах и услугах;
выбирать пути продвижения продукта труда на рынок;
самостоятельно использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при проведении ремонтно-строительных работ в жилых помещениях;
самостоятельно производить замену или мелкий ремонт арматуры сливного бачка.
Раздел «Электротехника»
Обучающийся научится:
организовывать рабочее место; использовать инструменты и приспособления для выполнения электромонтажных работ с соблюдением правил электробезопасности;
применять индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ;
различать виды источников и потребителей электрической энергии, электротехнических материалов и изделий в приборах и устройствах;
применять условные графические обозначения элементов электрических цепей для чтения и составления электрических схем;
собирать модели электроосветительных приборов и проверять их работу с использованием электроизмерительных приборов;
подключать типовые аппараты защиты электрических цепей и бытовых потребителей электроэнергии;
подбирать бытовые приборы по их мощности;
собирать модели простых электронных устройств из промышленных деталей и деталей конструктора по схеме; проверять их функционирование.
Обучающийся получит возможность научиться:
изготавливать электромагнит; оценивать его эффективность; использовать его для сборки различных электротехнических устройств;
подключать к источнику тока коллекторный электродвигатель и управлять скоростью его вращения;
определять расход и стоимость потребляемой энергии, пути экономии электроэнергии;
проектировать модели электротехнических и электронных устройств;
оценивать влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
самостоятельно использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при проведении электротехнических работ в жилых помещениях.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
Обучающийся научится:
различать сферы современного производства; основные составляющие производства; разделение труда на производстве;
распознавать приоритетные направления развития техники и технологий;
различать понятия специальность и квалификация работника;
определять пути получения профессионального образования;
различать виды учреждений профессионального образования;
оценивать свои личные качества при выборе профессии;
осуществлять поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать влияние техники и технологий на виды и содержание труда;
оценивать факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
оценивать региональный рынок труда и образовательных услуг;
самостоятельно использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при выборе будущей профессии.
Раздел «Технологии исследовательской, и проектной деятельности»
Обучающийся научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Обучающийся получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Содержание учебного предмета
Эстетика и экология жилища
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища
Бюджет семьи
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Приёмы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ
Электромонтажные и сборочные технологии
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ
Электротехнические устройства с элементами автоматики
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок
Бытовые электроприборы
Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами
Сферы производства и разделения труда
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника
Профессиональное образование и профессиональная карьера
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии
Исследовательская и созидательная деятельность
Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание)
Тематическое планирование
Разделы и темы программы
Количество часов
Технологии домашнего хозяйства
Эстетика и экология жилища
Бюджет семьи
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
10
2
4
4
Электротехника
Электромонтажные и сборочные технологии
Электротехнические устройства с элементами автоматики
Бытовые электроприборы
12
4
4
4
Современное производство и профессиональное самоопределение
Сферы производства и разделение труда
Профессиональное образование и профессиональная карьера
4
2
2
Технологии исследовательской и опытнической деятельности
Исследовательская и созидательная деятельность
8
8
Всего
34
Календарно-тематическое планирование по технологии для 8 А класса 2019-2020 уч. год.
№ урока
Тема урока
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
Дата проведения
по плану
фактически
Исследовательская и созидательная деятельность (вводная часть)(2 ч)
1-2
Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта
Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выбирать вид изделия
Эстетика и экология жилища (2ч)
3-4
Инженерные коммуникации дома
Знакомиться с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Знакомиться с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде)
Бюджет семьи (4 ч)
5-6
Реализация потребностей семьи.
Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи. Анализировать потребности членов семьи. Планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учётом её состава. Анализировать качество и потребительские свойства товаров. Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность
7-8
Экономика бюджета семьи
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации (4 ч)
9-10
Водоснабжение и канализация жилого помещения
Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Знакомиться с конструкцией типового смывного бачка (на учебном стенде). Изготовлять приспособление для чистки канализационных труб. Разбирать и собирать запорные устройства системы водоснабжения со сменными буксами (на лабораторном стенде)
11-12
Запорные устройства системы водоснабжения со сменными буксами
Электромонтажные и сборочные технологии (4 ч)
13-14
ПБР при электротехнических работах. Электрические провода. Соединение проводов
Читать простые электрические схемы. Собирать электрическую цепь из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследовать работу цепи при различных вариантах её сборки. Знакомиться с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнять упражнения по несложному электромонтажу. Использовать пробник для поиска обрыва в простых электрических цепях. Учиться изготовлять удлинитель. Выполнять правила безопасности и электробезопасности
15-16
Электроэнергия и электрические цепи. Монтаж цепи. Паяние.
Электротехнические устройства с элементами автоматики (4 ч)
17-18
Источники и потребители электроэнергии.
Собирать модель квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Испытывать созданную модель автоматической сигнализации (из деталей электроконструктора)
19-20
Электроизмерительные приборы.
Бытовые электроприборы (4 ч)
21-22
Электроосветительные приборы. Цифровые приборы.
Оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемых к одной розетке, и в квартирной (домовой) сети. Исследовать характеристики источников света. Подбирать оборудование с учётом гигиенических и функциональных требований. Соблюдать правила безопасной эксплуатации электроустановок
23-24
Бытовые электронагревательные приборы
Сферы производства и разделение труда (2 ч)
25-26
Выбор профессии.
Исследовать деятельность производственного предприятия или предприятия сервиса. Анализировать структуру предприятия и профессиональное разделение труда. Разбираться в понятиях «профессия», «специальность, «квалификация»
Профессиональное образование и профессиональное самоопределение (2 ч)
Знакомиться по Единому тарифноквалификационному справочнику с массовыми профессиями. Анализировать предложения работодателей на региональном рынке труда. Искать информацию в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Проводить диагностику склонностей и качеств личности. Строить планы профессионального образования и трудоустройства
Исследовательская и созидательная деятельность (6 ч)
29-30
Изготовление изделия творческого проекта.
Искать необходимую информацию с использованием сети Интернет. Разрабатывать чертежи деталей и технологические карты для проектного изделия с использованием ПК. Изготовлять детали изделия, осуществлять сборку изделия и его отделку. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта