kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по технологии на тему "Нитяная графика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект может использоваться в работе привыполнении творческих проектов по технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии на тему "Нитяная графика"»

Технология ниточной графики

11 класс











Технология

ниточной графики


ПРОЕКТ



11 класс







Составила:

учитель технологий

кош №24 I-III ступеней

Галбур Е.А.






2011-2012 уч. год


Цели проекта:


  1. Образовательные цели:

  • способствовать формированию представления об истории нитяной графики;

  • способствовать формированию и развитию умений и навыков в выполнении узоров в технике нитяной графики;

  • расширить представления о новых видах декоративно-прикладного искусства.

  1. Развивающие цели:

  • способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (глазомер, точность);

  • способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, соразмерность движений);

  • способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;

  • изучить особенности техники «изонить»;

  • научиться приемам техники «изонить».

  1. Воспитательные цели:

  • способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

  1. Профориентационные цели:

  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях.


Задача проекта:

  • изготовить работу в технике «изонить» в соответствии с правилами техники.

Методическое оснащение урока:


  1. Материально-техническая база:

  • мастерская обслуживающего труда;

  • компьютер с мультимедиа;

  • инструменты, приспособления для выполнения закладки: картон, игла, нитки;

  1. Дидактическое обеспечение:

  • учебник;

  • ИКТ;

  • схемы вышивок в технике нитяной графики;

  • материалы для контроля знаний учащихся;

  • карточки-задания.


Методы обучения: рассказ, демонстрация, использование компьютера при изучении нового материала.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, создание проблемной ситуации, сравнение, практическая работа, самостоятельная работа.


Основные термины и понятия: нитяная графика, изонить, ниточный дизайн.




ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИИ НИТОЧНОЙ ГРАФИКИ


    1. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии ниточной графики. Использование ниточной графики для декорирования различных материалов.

Нитяная графика, изонить, ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании.

Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Есть версия, что эти работы были своего рода эскизами для узора на ткани). В последствии работу перевели на плотную бархатную ткань. С развитием промышленности дорогую ткань заменили более дешевым материалом – картоном.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности приходится на конец XIX века. Сейчас этим искусством с удовольствием занимаются во многих странах мира (Англии, США, Дании, Австралии и т.д.).

Изонить – очень интересная техника. Привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов:

  • в основании сегодня используют бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу (картон);

  • материалом служат нитки швейные, шерстяные, мулине, шелковые и др.


Стилевые особенности техники «изонить»

На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Уверена, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. В немецкоязычных странах - термин «pickpoints». Термины даю, чтобы лучше было искать в сети, используя и иностранные ресурс.

Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани).

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.


    1. Материалы для ниточной графики, их свойства. Инструменты и приспособления, необходимые для работы. Правила безопасной работы и организация рабочего места.


Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).

Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. Существует ещё несколько других названий нитяной графики. В качестве основания еще можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. В технике изонити можно делать закладки и обложки для книг, открытки, подарочные коробки, настенные панно, сувениры. По существу это вышивание, которым совместно могут заниматься взрослые и дети разного возраста.

Прежде чем приступать к практическим работам, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:

  • работу выполнять только исправным инструментом;

  • ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего;

  • передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия;

  • хранить иглы в игольнице или подушечке;

  • сломанную иглу не бросать, а сдать учителю;

  • шить с напёрстком.

Требования к готовым изделиям разрабатываются вместе с учащимися и фиксируются в тетради:

Изделия должны быть:

  • красивыми;

  • простыми в изготовлении;

  • недорогими;

  • приёмы работы должны быть доступными;

  • наличие необходимых инструментов и материалов;

  • готовые изделия – экологически чистые.


Для работы потребуются:

  • картон, бархатная бумага, наждачная бумага;

  • цветные нитки: ирис, мулине, швейные;

  • игольницы с иголками;

  • линейка;

  • простой карандаш;

  • шило (мы пользуемся кнопками с иголочкой длиной несколько миллиметров);

  • лекала для вычерчивания дуг, овалов, завитков.






  1. Технология ниточной графики. Основные элементы техники и их соединения. 


Техника выполнения изонити проста и доступна детям млад­шего школьного возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема - заполнение нитью угла и заполне­ние нитью ок­ружности.


Заполнение нитью угла.

1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.

2. На каждой стороне угла отметить точки через 5 мм.

3. Пронумеровать полученные точки, на одной стороне угла – начиная от вершины, а на другой – к вершине. Количе­ство точек должно быть одинаковое.

4. Сделать шилом проколы во всех точках, кроме вершины угла.

5. Вдеть нитку в иголку, узелок в конце нити не завязывать.

6. Войти иглой в точке 1 с изнанки на лицо. Конец нити примерно 1 см придержать на изнанке пальцем. Войти иглой в точку 1 на другой стороне угла с лица на изнанку. Сте­жок хо­рошо н атянуть  (рис. 4).

7. На изнанке стежок сделать по той же стороне угла в со­сед­нее отверстие: 1-2, 2-3, 3-4 и так далее.

8. По лицевой стороне соединить отверстия с одинаковыми номерами длинными, хорошо натянутыми стежками, переходя от одной стороны угла к другой.

Из углов можно составить паутинки, звездочки, волны.


Заполнение нитью окружности.

1 . С помощью циркуля начертить окружность желаемого размера.

2. Разделить окружность на равные части.

3. Сделать шилом проколы во всех полученных точках.

4. Вдеть нить определенного цвета в иглу.

5. Иголку с ниткой ввести с изнанки на лицо, кончик нитки придержать.

6. По лицевой сто­роне проложить стежки-хорды, двига­ясь по кругу, считая коли­чество пропус­каемых проколов.

7. По изнанке вве­сти иглу в соседнее отверстие в обратном направлении – шаг за шагом. Чем длиннее стежок-хорда, тем меньше получится цен­тральное отверстие (середина цветка).

Чтобы не сделать ошибок при заполнении ок­ружности, можно пронумеровать точки с внешней стороны круга, а затем внутри его (на изнаночной стороне).

Внутреннюю нумерацию начи­нают с той точки, в которую нужно ввести иглу в первый раз (чем ближе точка, тем больше узор при­мыкает к окружности). Затем, как при заполнении угла, соединяют точки, имеющие один и тот же но­мер.

Этот способ заполнения окружности позволяет легко выпол­нять овалы и спирали.








ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ изделия с использованием техники ниточной графики


Условные обозначения


Встречаются следующие условные обозначения:








Арабские цифры указывают последовательность иголки в дырочки:

Прошивание начинать в точке 1, сделать стежок, вкалывая иголку в точку 2, затем в точку 3, затем — в точку 4 и так далее.

Если фигуры прошиваются несколько раз стежками разной длины, то линии, определяющие длину снежка, обозначаются римскими цифрами, которые определяют порядок прошивания.

Стрелки указывают направление перемещения при прошива­нии по окружности, дуге, замкнутому контуру или вдоль сторон угла.

Тонкая линия внутри окружности, дуги или замкнутого контура определяет длину стежка, которым прошивается соответствующая фигура.

Подготовка к работе

Для усвоения техники достаточно знать несколько основных приемов, главными из которых являются заполнение окружности.

Научиться прошивать углы изонитью легче, чем окружности, поэтому начинать следует именно с углов.

Для этого нужно освоить нанесение разметки на основу будущего изделия. При помощи линейки и карандаша на листе цветного картона с изнаночной стороны нужно нарисовать угол. На его стороны штрихами нанести метки в местах предполагаемых проколов. При разметке стороны угла разделить на ровное количество частей. Если его стороны не равны, то деление нужно начинать с меньшей. Минимальное расстояние между дырочками 2 мм.

Делить стороны можно, конечно, по линейке, но лучше сразу стараться делать это на глазок. Первое время может получаться не очень ровно. Но это занятие занятие развивает глазомер, и со временем точность будет повышаться.

Сначала разделите одну сторону угла пополам, затем каждую из двух частей разделите еще раз пополам, затем каждую из четырех частей – еще раз пополам. В той же последовательности разделите вторую сторону угла.


Деление сторон угла


Теперь попробуйте также на глаз разметить окружность. Нарисуйте окружность с помощью циркуля и разделите её на четное число частей тем же способом, что и угол: сначала пополам, затем каждую половину еще раз пополам и так далее (например, на 16 частей).











Деление окружности


Е сли изображение, которое вы собираетесь прошить, сложное, то сначала необходимо его фрагментировать и определить, к какой фигуре - углу либо окружности – отнести тот или иной фрагмент композиции. Каждый элемент разметить по вышеуказанным правилам.

Для сложных фигур удобнее сделать трафарет, который можно использовать несколько раз. Для этого на листе обычного картона нарисовать эскиз. На эскизе можно нарисовать карандашами или фломастерами все детали, внести изменения. После окончательной проработки рисунка разметить его. Размеры трафарета должны совпадать с размерами будущего изделия.

После разметки трафарет положить на резину или пенопласт и проколоть дырочки, которые на лицевой стороне повторяют рисунок с изнанки.


Обратить внимание! На лицевой стороне получиться зеркальное изображение того, что нарисовано на изнаночной.

Прошивание угла

  • Начертите на изнаночной стороне картона любой угол;

  • разделите его стороны на равное количество отрезков;


  • н а изнаночной стороне карандашом обозначьте каждую точку, присвоив ей номер: вершина угла - точка 1, первая точка от точки 1 нга нижней стороне угла – точка 2, затем 3,4 и так далее до 9. На верхней стороне угла крайняя точка – точка 1, потом 2, 3 и так далее до 8.




  • проколите дырочкн в картоне в местах пересечения линии стороны угла и отметчины деления:

вденьте нить в иглу о сделайте узелок;

  • на изнаночной стороне своей работы найдите точку 1 на верхней стороне угла (крайняя верхняя). Введите иглу в дырочку, соответствующую точке 1, с изнаночной стороны и протяните нитку до упора. Определите дырочку на нижней стороне угла, соответствующую точку 1(вершина), вколите иголку в эту дырочку с лицевой стороны и сделайте стежок между точками 1 и 1 на лицевой стороне. По изнаночной стороне сделайте короткий стежок между точками 1 и 2 на нижней стороне угла. Вышли на лицевую сторону. По лицевой стороне сделайте большой стежок между точками 2 и 2 на разных сторонах угла. вышли на изнаночную сторону. Сделайте короткий стежок на изнаночной стороне между точками 2 и 3 на той стороне угла, где вы сейчас находитесь, и так далее до стежка, между точками 8 и 8 на лицевой стороне угла, затем в точку 1 (вершина) и по лицевой стороне – стежок между точками 1 и 9.


Обратите внимание! На изнаночной стороне располагаются короткие стежки между соседними точками вдоль сторон угла, а на лицевой стороне – длинные стежки между точками с одинаковыми номерами на разных сторонах угла. Если это так, то работа выполнена правильно.









Лицевая сторона Изнаночная сторона


Нумерация каждой точки на сторонах угла удобна на первом этапе работы, так как позволяет быстрее освоить прошивание углов. Но она очень громоздка, поэтому далее на схемах прошивания используется упрощенная система: цифры указывают последовательность вкалывания иголки в дырочки.

К прошиванию окружностей в технике изонити лучше приступать, когда у детей вырабатываются прочные навыки прошивания углов. Для их закрепления рекомендуем прошивать прямой угол, каждый – в двух вариантах: со сторонами одинаковой длины и со сторонами различной длины.





















Прошивание различных углов

После прошивания острых и тупых углов можно составлять композиции из углов, имеющих общую сторону, или выполнить четырехконечную и восьмиконечную звезды.




Прошивание углов, имеющих общую сторону











Прошивание четырехконечной звезды



















Прошивание восьмиконечной звезды



















Прошивание всех углов квадрата



.













Прошивание всех углов треугольника














Освоив прошивание углов, уже можно делать интересные работы, например «рыбы», «бабочка», «паутина».










Прошивание окружностей

  • На изнаночной стороне картона циркулем начертить окружность;

  • Разделить её на 16 равных частей (четыре раза пополам);

  • Положив картон на пенопласт, шилом проколоть отверстия по разметке;

  • Стрелкой указать направление прошивания и пронумеровать отверстия;

  • Вдеть нитку в иголку и сделать узелок;

  • Ввести иглу с ниткой в точку 1 и заполнить окружность по предлагаемой схеме: стежок между точками 1 и 5 по лицевой стороне, по изнаночной стороне стежок между точками 5 и 6, большой стежок между точками 6 и 2 по лицевой стороне большой стежок между точками 2 и 3, затем по лицевой стороне большой стежок между точками 7 и 8, по лицевой стороне большой стежок между точками 8 и 4 и так далее.









При правильно выполненном задании на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, а на изнаночной стороне – повторяет линию окружности.

Одну и ту же окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.








Прошивание окружности Прошивание окружности

стежками разной длины стежком, равным диаметру



Окружности, так же как и углы, можно прошивать нитками одного цвета, а можно его менять, или добавлять нитку одинаковой цветовой гаммы.

Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работе.

Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам, что и окружности.


Прошивание овала Прошивание спирали


Для изделий со сложной структурой можно использовать фигуры, образующие при неполном прошивании окружностей и овалов (например, лепестки цветка).










Неполное прошивание овала

Для прошивания нарисовать дугу на изнаночной стороне картона, разделить её на равные отрезки. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Дуги используются для изображения сугробов, облаков, волн, перьев.








Прошивание дуги


Ещё один вариант прошивания дуги – назовем его «прошивание треугольниками» - используется для изображения одуванчиков и лепестков других цветов.







Прошивание дуги треугольниками

При прошивании сложных композиций не обойтись и без прямых линий. Прямая линия прошивается одним большим стежком, если в дальнейшем работа будет закрыта стеклом или заламинирована. На стеблях цветов прямую линию нужно разбивать на небольшие отрезки и прошивать их короткими стежками, так как длинный стежок оборвется. В вышивке этот шов называется «шов вперед иголкой». Прошив в одном направлении, вы получите прерывистую линию; прошив в обратном направлении – заполните промежутки. Таким же способом прошиваются растения, усики животных, края.





Можно использовать правила прошивания угла для прошивания окружности. Поделить окружность на секторы. Каждый сектор прошить как угол с вершиной в центре окружности.









Секторы окружности можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности, при этом в каждом секторе прошиваются два угла.








Прошивание первых Прошивание вторых

углов в каждом секторе углов в каждом секторе

После прошивания первых углов в каждом секторе получается фигура, которая может быть использована в композициях на космические темы, в изображениях салюта, фейерверка.

Еще одну окружность разделить на три равных сектора. Каждый сектор прошейте как замкнутый контур, то есть как самостоятельную окружность. Длина стежка обозначена на схеме прошивания линиями внутри каждого сектора.


Прошивание секторов окружности









И зготовление панно












Д ля работы потребуется: наждачная бумага, нитки мулине, линейка; простой карандаш; шило, циркуль, эскиз рисунка (Приложение 1).





Эскиз рисунка Приложение 2.



Эскиз рисунка. Приложение 3.
























Эскиз рисунка. Приложение 4.


Себестоимость и экологичность изделия

После окончания работы я подсчитала стоимость готового изделия. Стоимость материалов (См) рассчитала по формуле: См = М зат (норма расхода материала) X Цм (цена единицы материала, в грн). Нитки «мулине» были приобретены 10 мотков различного цвета по 2,5 грн за моток. Катушечные нитки – разного цвета 5 катушек по 4 грн. Наждачная бумага была дома, поэтому она ничего не стоит. Материальные затраты на изготовление 7 панно составили _____ грн.

Также я провела тщательную экологическую оценку своего изделия. Что касается экологичности используемых материалов, из которых выполнены панно, то они обладают только положительными свойствами. Наждачная бумага не имеет никаких запахов, Нитки «Мулине» не красятся, при работе не вызывают никаких аллергических реакций. Поэтому панно можно использовать как украшение интерьера на длительные сроки.



Заключение


В заключении мне хотелось бы отметить, что изонить имеет громадное преимущество перед другими видами рукоделия - во все времена оно будет модно. Узнав и изучив технику изонити, я поняла, что это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити еще и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. В технике изонити можно выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, поздравительные адреса, а также декоративные панно, которые могут украсить современный жилой или общественный интерьер.

Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, можно назвать живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны (именно сделаны) из переплетенных яркими цветными нитками. При внимательном рассматривании таких картин в разное время дня при различном освещении и с разного расстояния они зрительно воспринимаются по-разному из-за изменяющихся условий отражения света. И всякий раз по-новому привлекают к себе внимание неповторимой цветовой гаммой. Хочется подойти к картинам поближе, дотронуться до них рукой, сохранить это ощущение в памяти.


Библиография

  1. Гильман Р.А.Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993 г.

  2. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., 1987 г.

  3. Попова О.С.Русское народное искусство. М., 1972 г.

  4. Сорокина Л.М. учись вышивать. Киев, 1988 г.



Приложение 1.



Приложение 2.



Приложение 3.



Приложение 4.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по технологии на тему "Нитяная графика"

Автор: Галбур Елена Анатольевна

Дата: 13.05.2022

Номер свидетельства: 606797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок технологии в 10-м классе по теме "Сделать уроки технологии увлекательными"."
    ["seo_title"] => string(77) "urok_tekhnologii_v_10_m_klasse_po_teme_sdelat_uroki_tekhnologii_uvlekatelnymi"
    ["file_id"] => string(6) "490077"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544468288"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства