Просмотр содержимого документа
«"Применение активных методов обучения на различных этапах урока, как способ повышения эффективности образовательного процесса"»
Применение активных методов обучения на различных этапах урока, как способ повышения эффективности образовательного процесса
Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над этими вопросами.
Каждый урок в школе должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления школьников.
Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении учащихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Интерактивный метод. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Меняется роль ученика, его деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов.
Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям образования.
Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов и пожеланий учащихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности.
Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности учащихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности ребенка, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Исследования доказали, что человек запоминает: только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Активные методы обучения строятся на:
использовании знаний и опыта обучающихся,
вовлечении в процесс всех органов чувств,
групповой форме организации их работы,
деятельностном подходе к обучению,
разнообразных коммуникациях,
творческом характере обучения,
практической направленности,
интерактивности,
игровом действе,
рефлексии,
движении.
Активные методы обучения дополняют традиционные методы, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую.
Количество активных методов обучения достаточно велико.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведем примеры некоторых из них.
Активные методы начала образовательного мероприятия (вхождение или погружение в тему)
«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»
«ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ФАКТ», который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»
«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»
Объяснение нового материала. Можно использовать методы, которые позволяют учащимся активно участвовать в процессе обучения.
Это могут быть дискуссии.
Дискуссия — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.
Различают дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы, а также массовый дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса. В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок.
Деловая игра.
Преимущество данного метода состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом. Участники могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит исход игры.
Ролевые игры. Учащиеся играют роли мастеров, учеников, заказчиков. Это позволяет им лучше понять процесс обучения и работу мастера.
Кейс-технология — это метод обучения, основанный на разборе и анализе реальных ситуаций или кейсов. Кейс – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы по теме.
Рекомендации:
Применять активные методы обучения на различных этапах урока.
И следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.